Консультация для родителей "Формирование представлений об окружающем мире у дошкольников"
статья

Танага Ирина Анатольевна

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_ob_okruzhayushchem_mire.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления об отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира

Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы.

На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.

В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ребенок может приобрести следующие качества: - любознательность, он задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется историей предметов народного быта, у предметов есть прошлое и настоящие, с течением времени они меняются. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое игрушки, кресла, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет, в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.д.; - обладает начальными знаниями о себе, о своей семье и социальном мире, в котором живёт.

Ребёнок интересуется семейными традициями, своей родословной. Будет рассматривать фотографии из семейного альбома, совместно с родителями составлять генеалогическое древо. Интересуется историй России, гордится своим народом и своей страной. - обладает начальными знаниями о природе, умеет связывать их с народными праздниками, такими как: масленица, Пасха, Ивана Купала и другие. Он объяснит их название и происхождение. - ребенок откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Он знаком с произведениями детской литературы, познаёт культуру своего народа через сказки разных народов, потешки и поговорки, пословицы и заклички; - ребёнок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Может организовать сюжетно-ролевые игры («В гости к бабушке в деревню», «Семья»), народные подвижные игры («Капуста», «Огород»), дидактические игры («Народные промыслы», «Подскажи словечко»), соблюдает правила игры, легко взаимодействуя с товарищами; - хорошо владеет устной речью, использует существительные обозначающие предметы народного быта, прикладного искусства. Основными критериями результативности являются: - проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа.

Дети стали чаще задавать познавательные вопросы; - овладение элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей; - активное участие в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках; - умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества. Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то педагог проектирует свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями.

Нужно помнить, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи. Планирование деятельности по данному направлению

В содержании: - внести изменения в комплексно-тематическое планирование; - создать многофункциональный уголок, «Уголок ряженья», «Уголок уединения»; - центр «Театр», где размещены различные виды театров; - аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок; - мини-музей народного быта «Русская изба»; - создание тематических портфолио («Народные праздники на Руси» или «Путешествие в прошлое предмета», «Семейные традиции»); - тематические беседы («Наша родина – Россия», «Наша Армия родная», «История моего села») - рассматривание различных иллюстраций о народных промыслах; - фотовыставки; - экскурсии в музей школы, краеведческий музей села; - создание творческих работ, по народно-прикладному искусству (рисунки, коллажи, аппликации, поделки); - привлечение родителей для рассказа детям о народных традициях и праздниках; - разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации; - произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта; - дополнить методический кабинет книгами с малыми фольклорными жанрами, художественной литературой разных народов мира; - создание картотек народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

В средствах обучения и воспитания: - реализуемые долгосрочные проекты «История народных праздников», «Моя семья»; «Моя родословная» и др.; - совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок», «Весёлая ярмарка»; - организация интерактивных выставок и мини-музеев: «Гончарные мастерские», «Городец - хороший город»; -организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря: «Пришла коляда – открывай ворота», «Широкая Масленица»; - приглашение родителей для рассказа детям о народных традициях и семейных праздниках.

В контроле: - наблюдение за детьми; - индивидуальные беседы; - дидактические игры. Материал для диагностики: - в «программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, не выделено отдельного раздела отражающего задачи по приобщению детей к народной культуре.

Но вместе с тем в данной программе предусмотрено знакомство детей с народными культурными традициями русского народа, а также различных народов России и других стран. Данные задачи решаются в процессе организации знакомства детей с народной музыкой, фольклором и подвижными играми; - опытно-экспериментальная деятельность «Мы входим в мир прекрасного» Г.А. Рубан, вводит ребенка в русскую культуру, приобщая его к духовным ценностям. Таким образом, совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно- образовательной работе, направленная на формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить духовные качества, сформировать гражданскую позицию, усвоить социокультурные нормы и национальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: знакомство с игрушечной лошадкой (в помощь воспитателю)"

Методическая разработка поможет сформировать у дошкольников представление о животном, побуждать детей узнавать и называть животных, живущих рядом с человеком, произносить звукоподражания, развить вним...

Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром является средством формирования представлений и знаний о мире. Эти представления основаны на эмоциональном опыте, на правильном отноше...