Сенсорное развитие детей через дидактические игры
методическая разработка (средняя группа)

Меняйленко Валентина Дмитриевна
Сенсорное развитие детей через дидактические игры Дидактические игры помогают формировать и закреплять представления о внешних характеристиках объектов, материалов и явлений. Дошкольники глубже знакомятся с такими параметрами как форма, величина, цвет, пространственное положение, вкус, запах, текстура, а также с возможностью изменений и преобразований исследуемого предмета с течением времени. Помимо совершенствования зрительного, вкусового, тактильного, слухового восприятия, дидактические сенсорные игры способствуют улучшению мелкой моторики. У ребенка с высоким развитием моторных функций рук лучше развиты отделы мозга, отвечающие за память, умение логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание. Развитие моторики положительно влияет на интеллектуальные и речевые способности, психическое состояние. Сенсорное развития — одно из важнейших направлений занятий в дошкольных учреждениях. Такие игры не только показывают высокую эффективность, но и вызывают у дошкольников интерес, желание заниматься. Ведь маленькие дети с удовольствием возятся с разными предметами, изучают их, сжимают в руках, трясут, нюхают, делятся впечатлениями. Изучение нового вызывает у дошколят бурю восторга, это положительно влияет на усвоение и закрепление информации. Когда ребенок, придя в школу, не понимает признаки предметов, не имеет представления о форме, пропорциональности, расцветке, временных и пространственных изменениях, то можно говорить о задержке развития. У такого ребенка процесс обучения сопровождается серьезными проблемами. Школьник демонстрирует неловкость, несобранность, тугодумие. Он плохо пишет, рисует, конструирует, работа с канцелярскими принадлежностями и материалами для декоративно-прикладного творчества вызывает у него затруднения. Цель сенсорной дидактической игры Цель — развитие разных форм восприятия окружающего мира, расширение и накопление сенсорного опыта. Задачи: • формирование навыка сравнения и группирования предметов; • закрепление представлений о палитре, о цветовых свойствах объектов; • развитие цветового, пространственного, временного восприятия; • закрепление представлений о геометрических формах; • формирование умения ориентироваться в свойствах объектов; • улучшение зрительной и моторной координации; • совершенствование мелкой моторики и тактильного восприятия; • развитие логического и творческого мышления; • привитие стремления достигать поставленной цели, получать положительные результаты; • воспитание усидчивости, настойчивости, внимательности, целеустремленности, отзывчивости, коммуникабельности, умения работать самостоятельно и в коллективе. Дидактические игры сенсорные в младшей группе Приступать к сенсорному развитию можно, когда дети достигнут 2–3-летнего возраста. Игра, рассчитанная на самых маленьких, должна основываться на развитии какой-то одной формы сенсорного восприятия. То есть это может быть занятие для ознакомления, например, только с геометрическими формами, или величинами, или палитрой. Бусинки Игра учит чередованию предметов по размеру. Для занятия нужны крупные бусинки диаметром 2–3 см и в таком же количестве маленькие, около 1 см в диаметре. По расцветке и иным параметрам бусины должны быть одинаковыми. Они должны иметь отверстия для продевания в вощеную веревочку или шнурок. Педагог предлагает воспитаннику сделать для любимой игрушки бусы. Нужно обратить внимание ребенка на то, что бусины имеют разную величину, нанизывать их на веревочку можно в разном порядке. Педагог должен показать, как это делается. Пусть ребенок сначала попробует сначала нанизать бусинки в простом порядке: крупная, маленькая, крупная, маленькая и так далее. Затем, освоившись в процессе, воспитанник может придумать свою очередность нанизывания бусинок. Если ребенок затрудняется с выполнением задания, допускает ошибки, педагог должен ему помогать, корректировать процесс. В конце работы дошкольник демонстрирует товарищам получившиеся красивые бусы, надевает их на игрушку. Бусинки и кубики Игра схожа с предыдущей, только учит чередованию предметов по форме. Нужно подготовить в равном количестве круглые бусины и кубики такой же величины, такого же цвета, а также вощеные веревочки или шнурки для изготовления бус. Педагог обращает внимание ребенка, что материал для создания бус различается формой. Есть бусины в форме шара, а есть в форме квадрата. Педагог показывает воспитаннику очередность нанизывания: сначала квадрат, потом шарик, квадрат, шарик и так далее. Это простое чередование, но, поняв принцип работы, ребенок может придумать свою очередность, более сложную. Для дошкольников старшего возраста две вышеописанные игры с бусинами можно объединить, тем самым усложнить. Нужно придумать очередность, в которой бусинки будут разниться и по форме, и по величине. Разноцветные крышечки Игра учит различению основных цветов. Для занятия нужны игрушечные ведерки красного, зеленого, синего и желтого цветов, а также крышечки из-под пластиковых бутылок, окрашенных аналогично. Перед игрой желательно напомнить ребятам, как называют представленные цвета. Можно предложить воспитанникам перечислить, что бывает определенного цвета. Например, что бывает зеленым. Или красным. Игра проводится в 2 этапа: 1. Крышечки нужно высыпать в кучку, перемешать. Педагог берет произвольную крышечку, спрашивает, какого она цвета. 2. Далее игра усложняется. Ребята должны рассортировать крышечки по ведеркам, учитывая окраску игрового материала. Завершив сортировку, дети и воспитатель заглядывают в ведерки, смотрят, не оказалось ли там неправильной крышечки. Если нашлась такая крышка, ее нужно переложить в правильную емкость. Мячики Игра формирует навык различения предметов по размеру. Для занятия нужно взять несколько больших и маленьких мячей. Их следует положить вперемешку в корзину для спортивного инвентаря. Дети становятся возле корзины. Педагог отходит на другую сторону игрового помещения. Каждый ребенок по очереди подходит к корзине. Воспитатель просит его принести ему мяч определенной величины: большой или маленький. Если игрок ошибся с выбором, педагог должен наглядно объяснить разницу между понятиями «большой» и «маленький». Для этого нужно вложить в одну руку ребенка большой мяч, в другую — маленький мячик. Когда дети освоятся, игру можно усложнить. Пусть дети приносят не один мяч, а два одинаковой или разной величины. Капельки Игра предназначена для закрепления названий основных цветов. Для занятия необходимо вырезать из плотной бумаги небольшие капли разных цветов. Также нужно взять мисочки или пластиковые стаканчики соответствующих цветов. Педагог, разложив перед игроками капельки вперемежку, просит собрать их в соответствующие по цвету емкости. Причем ребята должны четко проговаривать вслух свои действия. Например: «В синий стаканчик я кладу синюю капельку». Желательно, чтобы педагог сначала показал воспитанникам, как правильно раскладывать, что говорить. Дидактические игры сенсорные в средней группе Предлагаем картотеку сенсорных игр для дошкольников 3–4 лет. Домик для мышонка Игра учит различению и подбору цветов, развивает цветовосприятие, способствует запоминанию названий основных колеров. Для работы нужно подготовить картонные домики с дверями разных цветов и изображения мышат с хвостиками аналогичных колеров. Педагог раскладывает перед игроками домики, просит назвать цвета, в которые окрашены двери. По сюжету игры мышата спасаются от кота. Чтобы они успели спастись, ребята должны быстро подобрать для каждого мышонка подходящий домик, ориентируясь на цвет двери и мышиного хвоста. Разложи фигуры Игра формирует представление об основных геометрических формах, учит подбору фигур по представленному образцу, знакомит со способом распределения методом накладывания на контур. Для занятия нужны картонные геометрические фигуры, а также карточки, изображающие контуры представленных форм. Картонные фигуры и изображенные контуры должны совпадать по размеру. Для начала педагог напоминает воспитанникам названия фигур. Он обводит каждый контур пальцем, спрашивает: «Что это за фигура?». Важно обратить внимание ребят на то, что не все фигуры имеют углы. Далее дети сами обводят пальчиками фигуры, называют их. Затем накладывают картонные формы на контурные изображения, выискивая совпадающие пары. Игровая задача — разложить все фигуры так, чтобы они совпали с контурами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию ме...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Конспект  непосредственно- образовательнойдеятельности для  детей раннего возрастаЦель:  Закрепление  четырёх  основных  цветов  и развитие  мелкоймоторики рук....

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» ...

План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (с...

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Вторая младшая группа

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, на...