ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
методическая разработка

 Светлана Станиславовна Мальцева.

Аннотация: В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие формированию профессиональной мобильности воспитателей, приводятся типичные для дошкольных образовательных учреждений формы повышения квалификации, способствующие профессиональной мобильности педагогов. Ключевые слова: воспитатель, повышение квалификации, профессиональная мобильность, педагогические условия профессиональной мобильности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация.: В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие формированию профессиональной мобильности воспитателей, приводятся типичные для дошкольных образовательных учреждений формы повышения квалификации, способствующие профессиональной мобильности педагогов. Ключевые слова: воспитатель, повышение квалификации, профессиональная мобильность, педагогические условия профессиональной мобильности.

Изменение образовательной системы в сторону усложнения, а также желание сделать ее более современной, приводят к тому, что систему необходимо рассматривать в рамках устремлений и потребностей участников общественных отношений. При этом необходимо добавить, что в настоящее время происходит усиление общественных процессов динамического характера. Указанные явления приводят к потребности в подготовке специалистов, чья деятельность имеет место в образовательных учреждениях для дошкольников, в соответствии с современными реалиями. Необходимо добавить, что именно специалисты, готовые к изменениям в социальной и педагогической среде, обладают способностью реализовать себя наиболее полно в профессиональном смысле. Также это предполагает комфорт в вопросах востребованности на рынке профессий, такие люди никогда неостанутся без работы. Вышеназванные причины свидетельствуют о том, что мобильность педагогического состава является не только актуальной проблемой, но необходимым условием для гармоничного развития образовательной системы, в которую также входит дошкольное образование [2]. Для того чтобы эффективно исследовать мобильность преподавательского состава и воспитателей ДОУ, необходимо анализировать факторы, имеющие отношение к различным научным дисциплинам. Среди них необходимо назвать факторы социологического и психологического характера, в том числе условия, в которых граждане страны осуществляют свою жизнедеятельность. Кроме того, необходимо учитывать факторы, имеющие отношение к экономике. Все это свидетельствует о том, что проблема настоящего исследования находится на стыке различных научных дисциплин, что делает ее феноменом междисциплинарного характера. Прежде всего, необходимо обозначить ключевые категории и понятия, которые в дальнейшем будут использованы. Профессиональная мобильность воспитателя дошкольного образовательного учреждения – свойство личности, обеспечивающее способность быть готовым к быстрому и успешному овладению новыми технологиями за счёт приобретения недостающих знаний и умений, реализации своих личностных ресурсов в соответствии с требованиями профессиональной деятельности, обеспечивающее изменение статуса и удовлетворение духовных и материальных потребностей педагога. Мобильность воспитателя необходимо понимать не только на уровне аспектов и характерных особенностей его личности, но и на уровне аспектов осуществляемой им профессиональной деятельности, факторов изменчивого окружения, то есть, внешних факторов. Исследовавшая профессиональную мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений О.Г. Чеховских, уделивший много времени данному вопросу, утверждает, что мобильность в среде педагогов, осуществляющих свою деятельность в учреждениях для дошкольников, это аспект личности интегративного характера, который демонстрирует способность педагога повышать уровень своих знаний в процессе изучения как своей, так и смежных, педагогических профессий. Кроме того, преподаватель должен быть готов проявлять свое креативное начало, развивать уже имеющиеся базовые навыки, демонстрировать адаптивное поведение в изменяющихся трудовых условиях [4]. Одним их средств формирования профессиональной мобильности воспитателей в современном дошкольном образовании, бесспорно, является повышение квалификации. Повышение квалификации воспитателя – получение дополнительных знаний по специальности, совершенствование профессиональных знаний, которые обеспечивают педагога навыками и умениями дополнительного характера в рамках трудовой деятельности [3]. В соответствии с современными требованиями к системе дошкольного образования предполагается, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны пересмотреть свою деятельность, отказаться от опыта, приобретенного ими на протяжении длительного периода времени; переориентироваться на новые требования без ущерба для себя; реализовать свою деятельность в различных учреждениях, где воспитываются дети дошкольного возраста, обеспечивая разностороннее их развитие путем организации соответствующей возрасту и уровню развития ребенка образовательной среды, что возможно только при условии организации повышения квалификации, направленной на формирование профессиональной мобильности воспитателей. Опираясь на мнения представителей различных научных дисциплин, полагаем необходимым обозначить некоторые условия, позволяющие повысить профессиональную мобильность воспитателей ДОУ: – проведение работы, по итогам которой предполагается повышение мотивации у воспитателей, повышение заинтересованности по отношению к индивидуальному профессиональному развитию; – помощь преподавательскому составу в формировании представлений о своем профессиональном развитии, обозначении путей его осуществления; – использование новейших актуальных методик, форм работы с целью эффективно повысить индивидуальный профессиональный уровень воспитателей. Данный педагогические условия могут реализовываться в ходе различных форм повышения квалификации воспитателей: работой над темой самообразования; участия в методических объединениях, дистанционных научно-практических конференциях, участия в различных формах методической работы на базе дошкольного учреждения: педагогическом совете, обучающих, научно-практических семинарах, индивидуальных и групповых консультациях, тренингах, методических часах и т.п.), прохождения программ повышения квалификации. Дальнейшую работу видим в апробации педагогических условий, которые будут способствовать эффективному формированию профессиональной мобильности воспитателей дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения их квалификации.

 Список источников

 1. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации / Л.А. Амирова. – Уфа: Восточный университет, 2006. – 460 стр.

 2. Желтова С. Г. Развитие профессиональной мобильности педагога в современных социально-экономических условиях / С.Г. Желтова. - Екатеринбург, 2005. – 347 с.

 3. Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров / В.В. Краевский // Педагогика. – 1992. – № 7(8). – С. 55–58 стр.

4. Чеховских О.Г. Профессиональная мобильность воспитателей дошкольных образовательных учреждений: опыт формирования в процессе повышения квалификации: монография. – Самара, 2015. – 160 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"

Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...

«Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода»

Принцип личностно ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом этого процесса....

Консультация "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода."

Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...

Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"

Консультации для воспитателей."Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"Человек – свободная личность, способная к...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...