Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух – невидимка»
методическая разработка (средняя группа)

Григорьева Яна Геннадьевна

В конспекте представлен материал по ознакомления с окружающим миром. Определены формы работы исследовательно-эксперементальной деятельно с воздухом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух – невидимка»

Воспитатель:

Григорьева Я.Г.

Санкт-Петербург

2022

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

 

Григорьева Яна Геннадьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Воспитатель

  Цель: Закреплять и расширять знания о воздухе.

  Задачи:

  1. Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
  2. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
  3. Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  2. Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
  2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  3. Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и приемы: беседа, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: халаты/передники, шапочки, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); фонарик; емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и трубочки для коктейля; фломастеры и воздушные шарики, кораблики и емкость с водой; мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию. Вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: А кто знает, что такое лаборатория, и чем в ней  занимаются?  Ответы детей. 

Воспитатель:  Правильно, лаборатория – это помещение где ученые проводят исследования, изучают тайны природы. У ученых имеется специальная одежда (халат, шапочка), которая защищает их во время проведения опытов. Давайте мы оденем средства защиты и превратимся в настоящих ученых. Присядем на стульчики.

А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый!

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в нашу лабораторию. Давайте пройдём к столу.

Опыт №1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком)

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Вывод: воздух – невидимый, чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Опыт №2 «Какого цвета воздух?»

Скажите, ребята, а а воздух имеет цвет? (ответы детей).

На столе у меня фонарик. Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Правильно. Вывод: свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.

Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем. Садитесь на стульчики и послушайте стихотворение:

Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофем, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

                                         Андреева-Доглядная Марина

Воспитатель: Ребята, скажите, зачем нам нужен воздух?

Дети: Чтоб дышать.

Опыт №2. «Воздух внутри нас» стол №2

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете? Давайте проверим. Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит? (появляются пузырьки).  (Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (Воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

 Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что происходит при надувании мыльных пузырей.

Скажите, что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, воздух имеет форму.

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится.

А теперь немного потанцуем.

Физкульминутка «Мыльные пузыри» в испол. Кукутики

Мы пускаем пузыри,

Мыльные цветные.

маленькие пузыри,

И большие.

Маленькие пузыри,

И большие.

Разноцветные шары,

Дунул и взлетают.

Цветом радуги они,

Радостно сияют.

Цветом радуги они,

Радостно сияют.

Раз, два,три, четыре, пять,

Невозможно их поймать!

Только тронешь – сразу лопнет

Новый надо надувать.

Невозможно их поймать

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей.

Если медленно подуем,

Мы большой пузырь надуем!

Мы большой пузырь надуем!

Воспитатель: Отдохнули? А сейчас пройдем в нашу лабораторию и узнаем, может ли воздух передвигать предметы. Проходим к столу №3.

Опыт № 3. «Кораблики»

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

Воспитатель: Давайте опустим кораблики. Что делают кораблики?

Дети: Стоят на месте.

Воспитатель: А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

Дети: плавают.

Воспитатель: Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.

Воспитатель: А теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу мячик;

2.«да»«нет» говорить нельзя.

Проводится ИГРА "Бывает - не бывает".

  1. Воздух бывает теплый? (Бывает).
  2. Воздух бывает чистый? (Бывает).
  3. Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
  4. Воздух бывает легкий? (Бывает).
  5. Воздух бывает грязный? (Бывает).
  6. Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
  7. Воздух бывает холодный? (Бывает).
  8. Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Воспитатель. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух. Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать). Молодцы  ребята!

Рефлексия:

Воспитатель: Как настоящие ученые нам нужно зафиксировать результаты наших опытов в альбоме наблюдении. Давайте вспомним:

1.Что мы исследовали?

Дети: Воздух

2.Можно ли увидеть воздух?

Дети: Нет, он невидимый, прозрачный.

3.Имеет ли воздух форму?

Дети: Нет, воздух принимает форму предметов, в который находиться.

4.Может ли воздух перемешать предметы?

Дети: Да, воздух перемещает предметы.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз,  надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы нарисуем им улыбки. И посмотрим, какие они получатся.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.

Литература

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2018 г.

2. Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт»  Издательство: Речь, 2019 г.

3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
Издательство: Учитель, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей среднего  дошкольного возраста.  Образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммун...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Невидимка воздух —

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.Продолжать закреплять навыки проведения ...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развит...

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развит...