Деловая игра для воспитателей «Особенности познавательного развития дошкольников»
материал

Жидкова Ирина Васильевна

 Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательной  деятельности в развитии детей.

Задачи: Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Способствовать использованию на практике современных требовании к организации познавательной деятельности детей, сплочению педагогического коллектива.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей

 «Особенности познавательного развития дошкольников»

 Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательной  деятельности в развитии детей.

Задачи:

Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Способствовать использованию на практике современных требовании к организации познавательной деятельности детей, сплочению педагогического коллектива.
   
Ход игры.

       Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем деловую игру.

Для начала прослушайте сказку.

        В некотором царстве, в некотором государстве жил воспитатель. Долго

работал он в детском саду, и дети его очень любили, и знаний у него было

очень много и тепло дарил детям и радовался своей работе. Вот однажды он

отдыхал около речки, дышал свежим воздухом, наслаждался пением птиц. И

вдруг на небе стали появляться темные тучи. Подул ветер перемен и принес

ФГОС ДО. От неожиданности вскочил воспитатель, а ФГОС говорит: «Я

великий ФГОС, наконец-то я дорос до дошкольных учреждений, из гуманных побуждений научу тебя всему, как работать по уму. Никаких занятий строгих и натаскиваний знаний, путь игра-царица детства об руку идет с тобой. Город ООП найдешь и меня тогда поймешь, а теперь ступай ты смело взяться уж пора за дело. Сотворить тебе надо диво дивное, чудо чудное, сделать педагогический процесс еще интересней и увлекательнее, да еще документ важный составить, чтобы согласно ему, к целевым ориентирам детишкам добраться благополучно».

         Испугался воспитатель новых перемен, растерялся, плечами пожимает в

недоумении, а ФГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя

достаточно. Значит вперед иди»! И пошел воспитатель искать дорогу к городу неведомому. Идет, спешит, гранит науки грызет и одно только слово твердит: «ФГОС, ФГОС, ФГОС».

      И видит на дороге свиток лежит волшебный, да только разобрать, что там

написано не может.

      Уважаемые коллеги, давайте поможем коллеге. Что обозначают

аббревиатуры: ООП, РППС?

     Стал воспитатель думать, как строить по-новому педагогический процесс?

А педагогический процесс тут как тут. Воспитатель его и так, и сяк крутил,

строил перестраивал. А у кого спросить не знает. И вдруг, видит на дороге

нечистая сила, вот и спрашивает у нее: «Тебе ведомы многие пути дороги,

помоги найти правильный путь в стране ФГОС к городу ООП».

А нечистая сила отвечает: «Я охраняю эту дорогу и пропущу, если выполните задания ФГОС».

- Назовите правильное соотношение обязательной части Программы и части

формируемой участниками процесса? (60\40)

- Определите время реализации ООП ДО? (в течении всего пребывания в ОУ)

- Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5)

          Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Воспитатель не унывает новые идеи в детском саду внедряет, вот так воспитатель живет поживает.

        А теперь у меня к вам вопрос. Назовите недостающие направления развития по ФГОС? (социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое).

Правильно, сегодня мы с вами поговорим именно об этом направлении.

         Познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью,

эмоциональное освоение мира.

      Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

        В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

        Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 - х компонентов:

        1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

        2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

        3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

        Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

        Планируя познавательное развитие детей, мы должны помнить возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Дети с раннего возраста начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

        Переходим к деловой игре «Особенности познавательного развития дошкольников»  

        "Детские исследования: содержание и алгоритм исследования."

        Дорогие коллеги, сегодня мы так же закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, вспомним содержание и алгоритм детских исследований.

        В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

        Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человеку этого возраста и заключено в игровую оболочку.

        Задание: Придумайте карточки - подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие. (раздать маркеры и бумагу)

        1 команда: понюхай - нельзя нюхать; попробуй на вкус - нельзя брать в рот;

        2 команда: потрогай - нельзя брать руками; посмотри, послушай.

        Где можно применить такие карточки подсказки?

        На этапе поиска решений проблемы - необходимо рассказать детям, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.

        Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.

         Главная характерная особенность в познании детей дошкольного возраста это самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания.

         Основной путь работы воспитателя по познавательной мотивации это

стимулирование познавательной активности – чтение познавательной

литературы, игры по ознакомлению с окружающим миром, наблюдение в

природе, экскурсии, целевые прогулки, развитие у детей любознательности постановка вопросов, проблемных ситуаций, оценка.

         А теперь  проверим ваши знания через деловую игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете.

1. Какой математический знак можно поставить между словами

«воспитание» и «образование»? Знак «равенства». Т.к. воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая, занимаемся его воспитанием. Это два взаимозависимых процесса.

2.Что является объектом познания детей раннего возраста?

(Рукотворный мир, мир неживой и живой природы).

3. Назовите формы работы с детьми раннего возраста по познавательному

развитию. (Наблюдения, экспериментирование, предметные игры, рассказы взрослых).

4. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

(Плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование

поверхности предметов).

5. Назовите объекты наблюдений для детей 3-4 лет.

(Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного

окружения, привлекающие их внимание).

6. Перечислите познавательные аспекты на физкультурных занятиях.

(Знакомство с движениями и их влиянием на организм, познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом).

7. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет?

(Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит

процессом познания).

8. Новая форма познания у детей 4-5 лет?

(Способны понимать слово воспитателя без наглядности).

9.Назовите формы работы по развитию познавательной деятельности с

детьми 6-7 лет.

(Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые

мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий).

10. Назовите главные задачи познавательного развития.

(Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать,

отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной

деятельности и т д).

11. Какой вид деятельности становится ведущим в 3 года? (Ролевая игра).

12. В каком возрасте можно оценить особенности интеллекта? (С 5-6 лет).

13. В каком возрасте в словаре ребёнка появляются абстрактные

понятия? (5-6 лет).

14. В каком возрасте ребёнок может применить свои понятия в играх,

выдумывать сюжет сам? (6 лет).

15. В каком возрасте у детей появляется юмор? И какие формы работы

способствуют его развитию? ( В 4-5 лет. Картинки- путаницы, рассказывание

небылиц и т.д).

16. Назовите основные пути работы воспитателя по познавательному

развитию детей. Стимулирование познавательной активности,

любознательности, оценка работы.

         Какие же формы работы с детьми по познавательному развитию мы

используем с детьми младшего дошкольного возраста: наблюдение, исследование, предметно - манипулятивная игра, встреча в природе, рассказы

взрослых; со старшими детьми – беседы с педагогом, познавательные

рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных

ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр телепередач

познавательного характера, информационные занятия, познавательные

практикумы - опыты, эксперименты, самостоятельная поисковая деятельность.

        Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования и определили

педагогические условия успешного и полноценного развития детей.

Мы с вами не только воспитатели, но и учителя. Наша задача – научить

ребенка понимать мир и правильно к нему относиться.

          Закончить нашу деловую игру я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

«Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил

человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь

оставшийся кусочек глины.

          Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой

позитивной ноте мне бы и хотелось закончить деловую игру. Удачи

вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Успехов вам!

           Рефлексия: Уважаемые коллеги, если вы считаете, что все, что вы сегодня услышали и увидели было для вас не нужным и бесполезным -потопайте ногами, а если наоборот- полезным и будет применено вами в работе- похлопайте в ладоши и улыбнитесь!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творчес...

Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"

Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"...

Деловая игра (КВН) По теме «Речевое развитие дошкольников»

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя. Задачи: Совершенствовать профессиональное мастерство пе...

Деловая игра "Связная речь и познавательное развитие"

Мероприятие проходит в предверии итогового педагогического совета...

КАРТОТЕКА «Игры с мячом для познавательного развития дошкольников 4-5 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 27 «Сказка»           Картотека «Игры с мячом для познава...