Консультация для педагогов на педагогическом совете на тему "Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников"
консультация

Беляева Елена Владимировна

Природа как средство эстетическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_2019.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад

№27»Улыбка»        

Подготовила и провела консультацию на педагогическом совете» Природа как средство эстетического воспитания дошкольников»

                                                                                                       Выполнила:

                                                                                                       Воспитатель

                                                                                                        Беляева Е.В.

Февраль,2019г.


Доклад «Природа как средство эстетического воспитания дошкольников»

Свое выступление хотелось бы начать с цитаты Василия Александровича Сухомлинского : «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений и с неисчерпаемой красотой». Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к окружающей природе. Природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания детей, так Ян Амос Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». Константин Дмитриевич Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития». Действительно, мир природы таит в себе безграничные возможности для всестороннего развития детей. Трудно представить себе эстетическое воспитание без привлечения в помощники природы - этого самого естественного источника красоты. Ребёнок с раннего детства всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой, общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека ее ценность, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств; развивается умение эстетически воспринимать красоту природы. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Я считаю, что учить человека видеть и понимать природу надо как можно раньше, причём, воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты. Ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту-это значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Перед Вами задачи, которые были поставлены в работе по данному направлению: ¬ Повысить уровень эстетического развития дошкольников ¬ Обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию дошкольников ¬ Установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса ¬ Обеспечить формирование у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира ¬ Развивать художественно-творческие способности детей ¬ Вызвать непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность ¬ Воспитывать бережное отношение и любовь к природе ¬ Получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в целом. Подробно я на задачах останавливаться не буду, хочу сказать, что вся работа по развитию эстетического воспитания средствами природы велась в трех направлениях:  Развивающая среда  Взаимодействие с детьми  Взаимодействие с родителями . Я считаю, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечивает прежде всего становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии и общения с природой, помогает сформировать не только познавательное, но и ценностное отношение ко всему живому. В нашей группе имеются многочисленные дидактические пособия, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания, природоведческая литература, экологическая лаборатория, регулярно оформляются выставки: «Поделки из дерева», «Дары леса», «Мастер – самоделкин» и т.д., для природного уголка подобрано множество растений с различным строением, изготовлен календарь погоды, используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне.  Направление «Взаимодействие с детьми» объединило в себе следующие формы организации:  Непосредственно образовательная деятельность  Наблюдение  Труд в центре природы и на участке  Рассказ  Чтение художественных произведений  Беседы  Демонстрация натуральных объектов или изображений  Опытно-исследовательская деятельность  Творческая деятельность детей. Наблюдение- это важнейший источник получения детьми знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение - видеть, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе наблюдения у ребенка задействованы все анализаторы. Одна из целей наблюдений – приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в тайны природы. Задача воспитателя – не рядом, а вместе с детьми постичь красоту окружающей природы, почувствовать ее особое очарование. Поддерживая и развивая интерес к познанию окружающей природы, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности: например, у ребенка разовьется художественной вкус, который позволит в дальнейшем глубже познать окружающий мир, и стремиться к созданию красоты своими руками. С этой целью организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т.д.), в процессе которых дети знакомятся с их свойствами, использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «На что похоже», «Детки на ветки», проблемные ситуации и т.д. На основе наблюдений и трудовой деятельности строиться опытническая деятельность, необходимая для установления причин тех или иных явлений и связей. Все вышесказанное побуждает детей воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные.  Основные знания о природе дети получают в процессе непосредственной образовательной деятельности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. НОД дает возможность уточнить и систематизировать его. Обучение детей в процессе непосредственно образовательной деятельности осуществляется разными методами. Выбор их зависит от вида деятельности, от его основной задачи. На одних - формируются первичные знания. С этой целью мною используется наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ презентаций и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания: предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. Кроме перечисленных методов, используется и труд детей в природе. Основная задача третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого я использую беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения, одним словом все то, что позволяет детям применить полученные знания на практике.  При обучении умению детей видеть красоту окружающей природы я использую общепринятые формы, методы и приемы, но главное в этой работе заинтересовать ребенка, чтобы все увиденное он мог перенести в продуктивную деятельность. Через развитие творческих возможностей дети учатся создавать, понимать и видеть красоту и богатство природы.Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Консультация для педагогов "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучен...

Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...

Консультация для воспитателей ДОУ Тема: “Хореографическое искусство, как средство эстетического воспитания дошкольников”.

 Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореогра...