Творческая фокус – группа , как фактор повышения качества образования работы с родителями детей дошкольного возраста с ОВЗ»
консультация

Наталья Владимировна Иванова

 «Особые дети» - это распрастраненный термин получил в медицине и педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами. Проблема лечения и воспитания таких детей рассматривается с точки зрения медицинской, психологической и педагогической коррекции, ориентированной на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе. Рождение больного ребенка или ребенка с отклонениями развития чаще всего воспринимается как большое потрясение для семьи, и реакция на это известие может быть различной: от депрессии, до тенденций к отказу от ребенка.В проблеме ребенок с ОВЗ и «ребенок – инвалид» существует два плана: с одной стороны — семья ребенка, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой — сам ребенок: его проблема как личности заключается не только (а возможно и не столько) в отсутствии речи, слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот. 

Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй

К сожалению, большинство родителей впервые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой,  навыки самостоятельного существования  ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте.

Для установления партнерства с родителями детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, для участия их в жизни детского сада был  разработан  проект  создания творческой фокус – группы «С добротою в сердце ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №104 «Ладушка» городского округа «город Якутск»

Тема «Творческая фокус – группа , как фактор  повышения качества образования работы с родителями детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Иванова Н.В. тьютор

Введение

 «Особые дети» - это распрастраненный термин получил в медицине и педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами. Проблема лечения и воспитания таких детей рассматривается с точки зрения медицинской, психологической и педагогической коррекции, ориентированной на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе. Рождение больного ребенка или ребенка с отклонениями развития чаще всего воспринимается как большое потрясение для семьи, и реакция на это известие может быть различной: от депрессии, до тенденций к отказу от ребенка.

Есть и другая категория детей – это дети с ограниченными возможностями здоровья.   Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181«Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».  Статус ребенка с ОВЗ присваивается территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК). К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие.

В проблеме ребенок с ОВЗ и «ребенок – инвалид» существует два плана: с одной стороны — семья ребенка, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой — сам ребенок: его проблема как личности заключается не только (а возможно и не столько) в отсутствии речи, слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот. 

Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй

К сожалению, большинство родителей впервые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой,  навыки самостоятельного существования  ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте.

Для установления партнерства с родителями детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, для участия их в жизни детского сада был  разработан  проект  создания творческой фокус – группы «С добротою в сердце ».

  1.   Родители детей ОВЗ и стадии принятия неизбежного

Для матери уже в роддоме весть о рождении больного ребенка является большим стрессом. Уже именно там ей необходима «скорая» помощь, задачей которой является психотерапевтическая и просветительская работа с матерью, членами семьи (особенно с отцом) и первые советы-рекомендации - к кому обратиться..

Действительно, трудно представить себе семью, которая ждала бы рождения больного ребенка. Родители, как правило, определенным образом готовы к незначительным осложнениям в процессе родов и в здоровье ребенка. В семье ребенка с отклонениями в развитии, семейное воспитание выступает не только как важнейший и определяющий фактор социализации, но и как путь к социальной интеграции, к самостоятельной и независимой жизни. Ребенок с отклонениями развития своим появлением способен серьезным образом изменить семейную ситуацию, нарушая ее нормальное развитие, структурирование и функции.

Узнав об отклонениях в развитии ребёнка, «застревают» в одной из стадий принятия неизбежного, т.е. не все родители принимают своего особенного ребёнка и отклонения в его развитии.

Е. Н. Мастюкова и А. Г. Московкина описывают три этапа родительских реакций на факт рождения ребенка с отклонением развития:

Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии — это просто неверие в существование болезни.

Гнев. Гнев — это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощуще ния беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты не были с ними достаточно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка.

Чувство вины. Неуместное чувство вины — это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. Это чувство зачастую перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее, родители уже выработали позитивные установки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.

Нужно отметить, что большим стрессом для здоровых детей является появление в семье ребенка с недостатками. У старших сестер и младших братьев существует повышенный риск психосоциальных расстройств (у старших сестер - необходимость ухода за ребенком, у младших братьев - отсутствие внимания со стороны родителей). Последствия такого стресса проявляются в более позднем детском и подростковом возрасте.

Согласно Положению Комиссии защиты прав ребенка ООН, братья и сестры детей-инвалидов - это дети, которые нуждаются в защите и реабилитации. Это особые дети. В зависимости от взаимоотношений в семье они могут быть опорой и защитой своим родным. Но не получив поддержки, могут сломаться и отказаться от больного брата или сестры. Братья и сестры в семье ребенка-инвалида является первым и очень важным этапом интегрированного воспитания, значительно облегчит ему вхождение в социум. А для здоровых детей, если больные брат или сестра не стали источником страданий, есть шанс стать милосердным и добрым человеком, а, возможно, и выбрать профессию врача, психолога, педагога или социального работника.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Родители детей-инвалидов вначале не могут долго «отойти» от психологического шока, связанного с рождением ребенка с отклонениями. Затем, в некоторых случаях, они долго не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители «остывают» к лечению, не приступив при этом к адаптации. К сожалению, большинство родителей впервые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Между тем, именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте, тем более что родители «не вечны».

  1. Технология  работы фокус – группы

Процесс  включения  родителей детей  с  ограниченными  возможностями  в образовании    сложный  как  организационном,  так  и в  содержательном  компоненте.  Поэтому  необходимо создание   конкретных  технологий  психолого-педагогического  сопровождения  инклюзивных  процессов  в  образовании, которые  позволят  сделать  этот  процесс  максимально  адаптивным  и пластичным. Главными   заказчиками   инклюзивных   дополнительных образовательных услуг являются родители несовершеннолетних детей с ОВЗ. Поэтому  для  того,  чтобы  инклюзивная  практика  была  востребованной  и эффективной,  прежде  всего,  необходимо  учесть  запросы,  ожидания, трудности, планы этих родителей относительно социализации, образования и будущего детей.

Фокус – группа в образовании - это инновационная форма взаимодействия педагогов, представителей науки, родителей, общественности, заинтересованных в совместном изучении актуальных проблем дошкольного образования с целью поиска оптимальных путей для их разрешения (приложение 1)

Проект творческой фокус – группы «С добротою в сердце»

Проект творческой  фокус – группы  детского сада «Ладушка» создана  для сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ, общественности, поиска новых форм предоставления консультативной помощи родителям, воспитывающих  ребенка - инвалида, установления обратной связи по решению задач, возложенных на образовательное учреждение. 

Цель проекта  определения оптимальных и эффективных форм взаимодействия педагогов  с родителями детей с ограниченными возвожностями.

Задачи

  1. Выявить модели, по которым происходит формирование мнений;
  2. Получить субъективную информацию (личное мнение, позиция, точка зрения, высказывание) от участников, чтобы: собрать предварительную информацию по теме проекта и дальнейшего его проектирования.
  3. Обобщения форм  педагогического опыта работы в  и практики семейного воспитания детей с ОВЗ.  

Проект творческой фокус – группы позволяет выявить разрыв между тем, как родители понимают те или иные проблемы в воспитании ребенка – инвалида и ОВЗ. Задача фокус - группы — не столько получение набора мнений, касающихся проблем воспитания малышей, сколько изучение факторов, влияющих на этот процесс [5]. Таким образом, эта форма работы позволит ответить на вопросы: «Почему?» и «Как?».

Исходя из цели и поставленных задач, нами был составлен тематический план встреч фокус – группы (приложение 2).

На первом этапе работы были разработаны вопросы для анкетирования родителей  воспитанников средней группы с ТНР, проходящих медкомиссию на ТПМПк для установления статуса ОВЗ по тяжелым нарушениям  речи.

После анализа анкет были разработан план работы, составлены рекомендации  родителям и педагогам.

В конце годовой работы творческой фокус – группы составлена анкета, ответы на вопросы которой отразили пожелания и предложения на следующий учебный год (приложение 3).

Вывод: Во время   работы с родителями воспитывающих детей инвалидов и детей с ОВЗ  столкнулись со рядом трудностей взаимодействия:

  1. Привлечение  занятых родителей на заседание в связи с нехваткой времени и проблемой присмотра детей.
  2. Связана с недостаточным уровнем коммуникативной культуры и знания педагогических и медицинских вопросов отдельных родителей, в частности с неумением «слышать» и «слушать» собеседника. В данном направлении предстоит дальнейшая целенаправленная работа всего педагогического коллектива.

Несмотря на трудности, предложенная форма взаимодействия с родителями,  является действенной и позволяет вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс. Используя потенциал активных участников фокус – группы и результаты нашей совместной деятельности строится дальнейшее взаимодействие.

Приложение 1

Технология работы фокус группы

Фокус-группа – качественный метод сбора информации. Она представляет собой модерируемую дискуссию. Все члены этой дискуссии должны обладать сходными социально-демографическими характеристиками, установками или моделями поведения. Этот метод был разработан Робертом Мертоном в 1940-е годы в контексте исследования эффективности военной пропаганды [Merton, R.K., Fiske, M. & Kendall, P.A. (1956). The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. Free Press]. 

Область применения

Может применяться в качестве «упрощённого интервью» и анкетирования как основной метод сбора данных. В условиях  проведения исследования на начальном этапе «пробное исследование», когда перед сбором данных нужно проверить, как люди отвечают на вопросы, о том ли мы их спрашиваем, не возникает ли расхождений в трактовках понятий, а также в случае проведения предпроектного исследования и сбора обратной связи по участию в проекте.

Специфика работы с фокус-группой

  •  Метод позволяет воссоздать ситуацию естественного непринужденного общения, спонтанной коммуникации (включая ситуации согласования мнений или формирования конфликта интересов);
  • Участники фокус-группы взаимодействуют с интервьюером и, что особенно важно, друг с другом: в групповой дискуссии они учитывают мнения и реакции других и с учётом из этих реакций могут менять ответы;
  • Более широкий спектр невербальных реакций респондентов (жесты, открытые / закрытые позы, интонация голоса), которые может наблюдать интервьюер;
  • Взаимодействие происходит не спонтанно, а в подготовленном для этого месте (тихое помещение, общий стол, сплочённое расположение людей в пространстве), поэтому можно свести к минимуму все отвлекающие факторы и максимально сконцентрировать внимание респондентов на теме обсуждения.

Ограничения

Фокус-группы неприменимы, если:

  • для исследования необходим сбор статистики (по результатам таких дискуссий нельзя говорить о «процентах»: в этом случае любые количественные соотношения нам не позволят сделать никаких выводов);
  • тема исследования не подразумевает наличия «спектра мнений» (что-то слишком очевидное или, наоборот, касающееся социальных прогнозов, не поддающееся простой систематизации).

Организация и проведение

Важно учитывать при подготовке фокус-группы: оптимальное число участников (не менее пяти, но и не более двенадцати участников); критерий достаточности – теоретическая насыщенность; гомогенность группы - участники должны быть схожими по каким-то характеристикам (пол / возраст, место жительства, уровень образования, профессия, доход, политические предпочтения и пр.); для фокус-групп обычно берётся не более 5 тем для обсуждения на 1,5–2 часа, каждая из которых содержит около 5–7 вопросов на уточнение.

Практические рекомендации:

  • Помещение, в котором будет проходить дискуссия, должно быть комфортным для участников (удобные места, свободная планировка, тепло и сухо), по возможности изолированным от шумов, нейтрально оформленное (чтобы никого не отвлекать);
  • Поскольку фокус-группа, как и личное интервью, записывается на диктофон, важно продумать расположение записывающего устройства и обязательно предупредить респондентов о том, что будет вестись запись разговора, но все личные данные не будут использоваться при анализе расшифровок;
  • Формулировки вопросов гайда должны быть такими, чтобы их было легко произносить. В вопросах стоит избегать сложных абстрактных понятий – таких, о которых у людей может не быть единого представления.
  • В начале дискуссии необходимо представить друг другу всех участников и задать вводные вопросы, чтобы вовлечь респондентов в обсуждение и создать спокойную доверительную обстановку;

Есть несколько приёмов ведения фокус-группы, их можно выбирать по ситуации или заранее спланировать сценарий модерации:

  1. Подробное обсуждение темы («до дна»);
  2. Балансировка участия. Модератор сам управляет очерёдностью предоставления слова (один-за-другим, по списку, по поднятым рукам);
  3. Переадресация. Минимальное участие модератора, дискуссия идёт скорее в режиме «респондент-респондент» (участники обсуждают тему между собой, модератор вмешивается только в случае спора или когда обсуждение заканчивается);
  4. Цитирование. Модератор знакомит со значимыми аспектами темы, которые были предложены респондентами, чтобы уточнить или развернуть ответ;
  5. «Стравливание» участников. Модератор намеренно сопоставляет противоположные мнения респондентов;
  6. «Искуственный конфликт». Модератор предлагает участникам моделировать спор, назначает «роли» участников, приводит аргументы «за» и «против» определённой позиции, следит за реакцией респондентов.
  • Модератор фокус-группы должен держать под контролем ход беседы, пресекать отклонения от темы, не должен выражать собственные эмоции или давать самостоятельную оценку высказываниям участников;
  • Модератор может вмешаться для корректировки поведения «трудных» участников (слишком болтливые, спорщики или «молчуны» и пр.), которые снижают общую групповую продуктивность. Если спокойный ход беседы прерывается, можно, например, попросить пересесть или обращаться напрямую к неактивному участнику.

Обработка данных

Способ представить данные здесь тот же самый, как и в интервью, т.е. расшифровки. Однако необязательно детально выписывать все реплики подряд. Гораздо удобнее систематизировать результат дискуссии, например, разбить на два столбика (плюсы / минусы; за / против; оценки / ожидания) и выписывать только наиболее значимые для анализа цитаты (с указанием порядкового номера респондента). Затем проводится сравнительный анализ реплик (цитат) респондентов.

Приложение 2



План работы творческой  фокус-группы

« С добротою в сердце»

Тема

Время проведения

Специалисты

1.

Разработка положения о работе творческой фокус-группы и определение проблематики фокус-групп ЦРР МБДОУ № 104 «Ладушка»

сентябрь

 

2.

Исследование родителей воспитанников средней группы

октябрь

 

3.

Поиск оптимальных форм сотрудничества с родителями воспитанников

ноябрь

 

4.

Использование арт - технологий в работе с родителями и педагогами работающими с детьми с ОВЗ и инвалидностью

декабрь- март

 

5.

Анализ трудностей в работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью

6

Выход в онлайн-фокус-группы

Приложение 3

Анкета для родителей

  1. С какими проблемами и трудностями в воспитании детей Вы сталкиваетесь?
  2. По каким вопросам воспитания детей Вы хотели бы получить помощь, консультацию?
  3. Чем бы Вы могли помочь другим семьям по воспитанию  детей – инвалидов и ОВЗ, учитывая свой педагогический и семейный опыт?
  4. Какие вопросы или проблемы из жизни вашей семьи Вы хотели бы обсудить с другими семьями?
  5. Как вы думаете, есть ли возможность самореализации матери(отца) в профессиональной сфере?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями детей дошкольного возраста

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания,  общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому. Среди нетрадиционных форм работы с ...

Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...

Инновационные формы работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-образовательного процесса.

I Вводная часть.   1. Актуальность работы.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.Макаренко А. С.В современн...