Наставничество в дошкольной организации – путь к решению профессиональных затруднений «От теории к практике»
презентация

Арсенчук Ирина Сергеевна

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче личного опыта профессиональной деятельности молодому педагогу, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx19.7 КБ
PDF icon nastavnichestvo2.pdf588.86 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество в дошкольной организации – путь к решению профессиональных затруднений

«От теории к практике»

Подготовила: воспитатель Арсенчук И.С.                          

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче личного опыта профессиональной деятельности молодому педагогу, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Существует несколько моделей наставничества:

  1. Традиционное - успешный и опытный профессионал, работает с менее опытным подопечным.
  2. Партнерское - наставником является педагог, равный по уровню подопечному, но опытнее в определённой области.
  3. Групповое - связь нескольких лиц с более опытными коллегами («Круги наставничества»).
  4. Флэш-наставничество - наставничество через одноразовые встречи или обсуждения.
  5. Реверсивное - профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых технологий и др.
  6. Виртуальное - советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн.

Я хочу рассказать о традиционной модели наставничества.

Период вхождения педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. И я, как педагог-наставник, должна помочь молодому воспитателю, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений».  

Я закончила Славянский государственный педагогический институт в 1998 году, получила специальность «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии» и начала работать воспитателем. И у меня были наставники, которые учили основным правилам дидактики и общения с детьми, родителями, коллегами. Вот свою систему работы с начинающим воспитателем я представлю в виде городского пейзажа.    

1. Первые шаги создания «городского пейзажа».

Итак, прежде чем я начала «строить» первый дом, я поближе познакомилась с наставляемым педагогом. Мы беседовали о том, что стало основанием для выбора профессии воспитателя, об увлечениях и интересах, какой она видит себя в будущем, какими видит родителей воспитанников и конечно, что она ждет от детей.

Главные элементы любого здания – это фундамент, стены, окна и крыша. А для молодого воспитателя – это его профессиональные качества:

  • понимание современных задач учреждения;
  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о поддержании индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и обогащать культурно-информационную и развивающую предметно- пространственную образовательную среду;
  • умение осуществлять инновационную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
  • способность к самообразованию.

       І этап –  период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться коллеги.  

Мой наставляемый педагог имеет высшее педагогическое образование, закончила Иркутский государственный педагогический университет по специальности «учитель истории». Работала около 2,5 лет учителем истории. После чего закончила юридический факультет и более 21 года работала ст. инспектором МУ МВД России «Иркутское».

Работать в детский сад пришла 23.11.2021 г. Закончив курсы и обновив знания по дошкольному образованию, педагог получил теорию, но нуждался в практике.

    Чтобы взаимодействие с коллегой было конструктивным  и  приносило желаемый эффект, использовала следующие формы  сопровождения молодого педагога:  

  1. Консультация и помощь в оформлении документации (план, табель, мониторинг, график отпусков детей)
  2. Помощь в подготовке открытых занятий для студентов и педагогов.
  3. Консультация и помощь в оформлении плана самообразования.
  4. Помощь в оформлении статьи для журнала и сайта ДОУ.
  5. Привлечение к участию во Всероссийском Форуме «Воспитатели России».
  6. Помощь в участии конкурсов с детьми дошкольного возраста.
  7. Привлечение к участию в оформлении веранды участка группы, а также конкурса «Батарейка, сдавайся!»

       Все     вышеперечисленное стало результатом І этапа наставничества и   ускорило       процесс      вхождения педагога в образовательную педагогическую среду.  

        2.        «Закон перспективы», или применяем знания на практике.

ІІ этап –  процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.    

 Чтобы выполнить задачи этого этапа, необходимо сначала изучить основную образовательную программу дошкольного образования детского сада и возрастные особенности детей, узнать индивидуальные особенности детей группы, познакомиться с родителями. Вот теперь можно легкими мазками писать следующее здание совместного «художественного полотна».

Итогом каждого этапа является осмысление полученных результатов. Соблюдая законы перспективы при создании пейзажа, мы вместе отвечаем на принципиальные вопросы:

  • Достигнута ли поставленная цель? Если нет, то почему? Если да, то в какой мере?
  • Все ли задачи решены? Какие задачи остались нерешенными?
  • Какие задачи в течение года были трансформированы?
  • Какой профессиональный и личностный опыт мы приобрели?
  • Как могут быть обнародованы, опубликованы результаты взаимодействия, первые шаги к опыту?
  • Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества?  

На данном этапе я даю еще советы, рекомендации, поправки в педагогические действия.

        3.         «Линия горизонта», или аналитический этап.

 ІІІ этап –  сложилась система работы, появились  собственные  разработки, педагог     стал    внедрять     в   свою     работу     новые    технологии;       произошло  накопление и обобщение своего опыта работы.    

Опираясь на свой педагогический опыт, я определила, что в своем профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.  

I ступень – 1-й год работы (стажировка). Задача – предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.  

II ступень – 2-й-5-й годы работы (развивающий). Задача – накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

III ступень         –         5-й-6-й         годы         работы         (становление).         Задача – совершенствование саморазвития, освоение новых педагогических методик, технологий, обобщение своего опыта работы.  

Моя молодая коллега уже перешла на вторую ступень.

Общим   итогом   наставничества   явилось   создание   портфолио специалиста и ее стремление пройти аттестацию для получения категории.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья«Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем»

В статье рассматриваются такие вопросы как:Понятие личности и ценности образования Ценности образования в российской педагогической школе  Образование - всеобщая форма развития личности...

Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»

Публикация  в сборник  научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в обр...

"Проблемы в развитии инновационного процесса в дошкольных образовательных организациях. Пути их решения."

Доклад. "Проблемы в развитии инновационного процесса в дошкольных образовательных организациях. Пути их решения"....

Образовательный проект наставничества в дошкольной организации "От алмаза до бриллианта"

Проект направлен на оказание помощи молодому педагогу в его профессиональном становлении, психологической адаптации в своей деятельности и в коллективе детского сада. Предполагает командную работу нас...