Проект "Народы России"
проект (подготовительная группа)

Зайцева Вера Юрьевна

Данный проект знакомит детей старшего дошкольного возраста с народами России.  Формирует представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narody_rossii.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект «Народы России»

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

для детей с ТНР


Тип проекта: творческий, информационный, краткосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители 

Актуальность: Россия – многонациональная страна. Культура России складывается из культуры народов ее населяющих. Великая Россия много разных народов проживает на ее территории, каждый из которых самобытен и имеет богатые традиции. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. С возрастом ребенок становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. В любом учреждении воспитываются люди разных народов. И мы стараемся сформировать чувство гордости за свою национальную культуру. Воспитать дружеское отношение к людям других национальностей и чувство уважения друг к другу. Воспитывать толерантное отношение к другим народностям важнейшая задача педагога. В связи с этим возникла необходимость познакомить детей с бытом и традициями других народов.

Цель проекта: Формировать представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям.

Задачи: 

- для детей 

- знакомить детей с народами, проживающими в России, формировать представления о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность;

- приобщать детей к прошлому и настоящему русской культуры, а также к явлениям культур народов России в их исторических и географических аспектах (быт, культура, традиции);

- содействовать практическому применению детьми полученной информации о народах России, их быте, культуре, традициях в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, конструктивной, игровой и др.);

- проявлять толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, потребность получения информации о них;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и представителям других культур.

- для педагогов

- создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие эмоционально-ценностного отношения детей к нашей многонациональной стране.

- для родителей

- повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Ожидаемые результаты по проекту 

Воспитанники:

- имеют представление о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность;

- владеют элементарными представлениями о прошлом и настоящем русской культуры, а также о культуре других народов России в их исторических и географических аспектах;

- знают народы, проживающие в России, их характерные особенности быта, культуры, традиции;

- проявляют устойчивый интерес к культуре своего народа и представителям других культур;

- самостоятельно применяют полученную информацию о народах России, их быте, культуре, традициях в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, конструктивной, игровой и др.);

- испытывают познавательный интерес к культуре народов России; чувство гордости за свой народ;

- проявляют толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур.

Родители:

Активная помощь и заинтересованность родителей в организации взаимодействия с ДОУ по вопросам развития эмоционально-ценностного отношения детей к культуре людей разных национальностей, населяющих нашу страну.

Педагоги

Организация развивающей предметно-пространственной среды по данной проблеме.

Продукт проекта: 

- альбом детских работ «Национальный костюм моего народа»;

- книга «Популярные национальные блюда»;

- создание картотек: «Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»;

 - создание фотоальбома «Русский   народный   костюм».

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап

Создание необходимых условий для реализации проекта:

  • постановка целей и задач;
  • создание условий для реализации проекта;
  • подбор познавательной, художественной литературы и методов реализации проекта;
  • проведение бесед;
  • определение содержательных направлений проекта.
  1. Основной этап

1 – 9 сентября

 Беседа «Наша страна – Россия»

 

Рассматривание детской энциклопедии «Народы России»,  беседа по ее содержанию.

Чтение «Самое дорогое», русская народная сказка

Лепка флага Российской Федерации (пластилин, картон).

Разучивание песни «Моя Россия» (Г. Струве, Н. Соловьёва).

Разучивание «Русская пляска».

Прослушивание русской народной песни «Во поле березка стояла»

Русская народная игра «Плетень».

На карте найти и показать Россию и Москву. Отметить флажком на карте столицу России.

- способствовать формированию у детей интереса к родной истории;

- воспитывать уважение к символам Российской Федерации: гимну, флагу, гербу;

- формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны;

- воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну;

- активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России;

- формировать связную, диалогическую речь.

- знакомить с народами России, с русским народным фольклором;

- развивать мышление, фантазию, умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь и доброе отношение к труду человека;

- расширить и закрепить знания детей о некоторых особенностях русской народной культуры.

- воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России;

- развивать фантазию и воображение;

- продолжать учить задумывать содержание своей работы;

- доводить замысел до конца;

- создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию.

- продолжать формировать представления, о том, что наша страна богата традициями, природой;

- побуждать детей отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

- развивать музыкальные способности дошкольников через различные виды музыкальной деятельности;

- развивать музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления;

- воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России;

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов.

- продолжать формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

- закреплять умение детей пользоваться картой;

- воспитывать интерес к географии, любовь к путешествиям, уверенность в своих силах.

12 – 16 сентября

Беседа  «Народы России».

Разучивание песни «Белый, синий, красный» (С.Смирнова)

Чтение «Легкий хлеб», русская народная сказка.

Башкирская народная игра «Палка – кидалка».

Пальчиковая гимнастика «В гости».

Пластилинография «Русский сувенир».

- формировать в понимании детей образ необъятной многонациональной России;

- формировать представления о том, что каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции;

- воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

- приобщать к патриотическим музыкальным произведениям;

- воспитывать художественный вкус;

- формировать уважительное отношение к символам Родины.

- обобщить и систематизировать представления детей о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление;  формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России;

- совершенствовать мелкую моторику;

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов.

- закреплять знания детей о хохломской росписи; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для промысла элементы и цветовую гамму;

- закрепить способы работы в технике «пластилинография»;

- развивать творческую фантазию, самостоятельность;

- воспитывать любовь к народному искусству.

19 – 23 сентября

Беседа «Традиции и обычаи русского народа»

 

Рисование русского народного женского костюма.

Разучивание «Гимн России».

Разучивание хоровода «На горе то калина».

Русские народные игры: «Тетерка».

Экскурсия в краеведческий музей. Тема «Быт крестьянской семьи».

Решение проблемных ситуаций: «Если на Россию напали враги»,

«Если встретились русский, татарин, башкир».

- знакомить с обычаями и традициями русского народа;

- зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.

- знакомить детей с различными костюмами народов России;

- развивать умение дополнять рисунок характерными деталями;

- формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.

- формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

- развивать у детей  музыкальные, творческие способности;

- учить детей исполнять Гимн, понимая смысл его слов;

- воспитывать у детей любовь к Родине;

- создать атмосферу тепла и доброты.

- закрепить умение двигаться по кругу в хороводе; менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

- развивать музыкальные способности, чувство ритма;

- воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности.

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России;

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов.

- обогатить речь детей словами: лоскутное одеяло, изба, горница, самовар, рушник, половик, люлька, ухват, лавка;

- познакомить детей бытом и творчеством крестьян, с традицией приема гостей в русской культуре;

- развивать знания, умения и навыки в устном народном творчестве России;

- воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям и традициям.

- формировать логическое мышление у детей правильно и быстро  понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России.

26 – 30 сентября

Беседа «Народная культура и традиции татар».

Чтение «Три сестры», татарская сказка.

Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй».

Рисование «Укрась тюбетейку».

Татарская народная игра «Скок-перескок».

Драматизация татарской сказки «Три сестры».

Дидактическая игра «Найди такую же тюбетейку».

Слушание музыки «Татарская плясовая».

- познакомить детей с культурой и традициями татарского народа;

- вызывать интерес к культурам других народов, воспитывать чувство толерантности.

- учить отличать добро от зла;

- знакомить с национальными особенностями татарского народа;

- формировать умение находить сходство и различия со сказками других народов.

- продолжать воспитывать в детях чувство доброты, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

- учить детей уважать культуру, отличную от их собственной;

- дать представление о татарском национальном празднике «Сабантуй», о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника;

- развивать представления у дошкольников о различных формах фольклорных обрядов и традиции народов, населяющих территорию России;

- обогащать и активизировать словарь;

- воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

- совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор татарского народа;

- закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- научить детей выразительно передавать образы героев сказки;

- развивать дикцию, выразительность речи;

- вызывать интерес и уважение к культуре татарского народа.

- учить детей сравнивать, сопоставлять и выделять существенные признаки (цвет, узор);

- развивать внимание, мышление;

- развивать наблюдательность, память, внимание, мышление;

- воспитывать интерес к игре, усидчивость, интерес к достижению результата.

- познакомить с культурой и  народной музыкой татарского народа, выявить сходство с музыкой славянских народов;

- воспитывать интерес к народной музыке ;

- формировать толерантные качества личности (гуманность, доброта, уважение, терпимость, корректность).

3 – 7 октября

Беседа «Жители крайнего Севера».

Чтение «Мышка и лиса»; чукотская сказка

Рисование «Северное сияние».

Разучивание танца  «Якутяночка».

Слушание Арктической симфонии «Северное сияние», В.Задерацкий

Чукотская народная игра «Волк и жеребята».

Драматизация сказки «Мышка и лиса»

- расширять представления детей о природе Крайнего Севера, его коренных жителях;

- знакомить с обычаями и традициями северных народов;

- способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения;

- содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса;

- воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать.

- продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование пластилином, техникой выполнения;

- развивать творческую активность детей в работе над общей картиной

- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

- развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

- расширять представление детей о красоте северного края, музыкальной культуре народов Севера, их быте, фольклоре;

- формировать у детей музыкальную культуру, музыкально-эстетическое сознание.

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

- формировать интерес к устному народному творчеству мордовского народа;

- упражнять в умении драматизировать небольшие сказки;

- развивать диалогическую речь;

- побуждать детей к импровизации, использовав различные средства выразительности в передаче образов героев сказки (мимика, жесты, интонации).

 10 – 14 октября

Беседа “В гости к жителям гор».

Чтение «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка.

Прослушивание музыки «Лезгинка» Хачатурян.

Игры народов Кавказа: «Перетягивание веревки», «Надень папаху».

Чтение В.Степанов «На Кавказе любят…»

Словесная игра «Сосчитай» (одна бурка).

Роспись предметов одежды народов России 

- познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;

- воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей;

- формировать в понимании детей образ необъятной, могучей России;

- знакомить с разнообразным ландшафтом России.

- представить горы как особую природную зону;

- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана;

- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.

- познакомить детей с дагестанской народной сказкой;

- учить детей видеть поучительный смысл сказки;

- развивать познавательный интерес, любознательность, умение анализировать поведение героев сказки.

- расширять представление детей об особенностях музыкальной культуры народов Закавказья;

- развивать исполнительские навыки и умения, а также творческие воплощения полученных знаний;

- прививать бережное отношение к культурным традициям народов, воспитание интереса, любви и уважения к общей музыкальной культуре.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- обогащать познавательную сферу детей информацией через чтение стихотворений;

- развивать культуру общения и построения межличностных отношений;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, художественного слова.

- совершенствовать грамматический строй речи;

- воспитывать культуру общения.

- закрепить умение детей закрашивать узоры на бумаге- заготовке;

- научить самостоятельно выбирать цвет для закрашивания орнамента

- развивать эстетическое восприятие;

- воспитывать любовь к искусству других народов, проживающих на территории России.

17 – 21 октября

Беседа «Удмурты».

Чтение «Мышь и воробей», «Красавица и береза», удмуртские сказки.

Прослушивание народных песен и музыки (удмуртская народные песни).

Удмуртские народные игры: «Водяной», «Серый зайка».

Чтение П. Воронько «Лучше нет родного края».

Изготовление оберега – восьмиконечной звезды – солярный знак.

Упражнение «Что путешественник по России возьмет с собой»

- расширять представления детей об удмуртах;

- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;

- развивать любознательность и интерес.

- знакомить с национальными особенностями удмуртов;

- вызывать интерес и уважение к особенностям других культур;

- формировать умение осмысливать содержание сказки, сопереживать ее героям.

- формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая к культуре удмуртского народа;

- расширить кругозор подростков, опираясь на культурное наследие удмуртского народа.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову;

- воспитывать любовь и уважение к своей родине – России и родному краю.

- учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге;

- воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность;

- развивать воображение, творческое мышление, фантазию;

- воспитывать интерес к культуре удмуртского народа.

- формировать эколого-туристские знания;

- научить договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры;

- развивать диалогическую речь, навыки общения;

- воспитывать в группе поддержку и взаимовыручку.

24 – 28 октября

Беседа «Жители степей – башкиры».

Чтение «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка.

Прослушивание народных песен и музыки.

Башкирская народная игра «Палка – кидалка».

Сюжетно-ролевая игра “Дом моды”

Аппликация «Сапожки для башкирской девушки»

- уточнять и расширять представления детей о народах России (башкиры);

- расширять представления о природе России;

- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;

- развивать любознательность и интерес.

- знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа;

- формировать образно- выразительные умения;

- учить передавать чувства посредством ласковых слов. Пополнить словарь детей.

- познакомить детей с башкирскими  национальными музыкальными   инструментами и песнями;

- воспитывать любовь к национальной музыке.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;

- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.

- закреплять знания детей об одежде работников разных национальностей ( татар, башкир, марийцев, народов Севера)

Одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов (шкур животных, меха, бусинок, монеток и др.)

- расширять сведения о профессии художника-модельера, дизайнера, портного, швеи.

- формировать умение переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры.

- развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.

- активизация словаря: брюки, жилет, платье, халат, пояс с украшениями, сапоги с ушками, фартук, головной убор: кокошник, платок и др.

-уточнить знания об одежде и обуви башкир;                                                                

- развивать воображение;  фантазию, речь детей;                                                                                                 

- воспитывать навык аккуратного наклеивания.

31 октября – 3 ноября

Беседа  «Дружба народов России».

Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Родная земля».

Рисование «Дружный хоровод».

Раскраски на тему «Наряды народов России».

Разучивание песен «Моя Россия», «Белый, синий, красный», «Гимн России».

Разучивание танцев «Друзья»

Русская народная игра «Заря – зарница», чукотские народная игра «Оленеводы», игра народов Кавказа: «Перетягивание веревки»,.

- побуждать, сравнивать и находить сходство разных культур;

- воспитывать уважение к собственной культуре и культуре других народов.

- уточнять и закреплять знания детей о родной стране;  

-  помочь  детям  запомнить  текст  стихотворения,  используя  приемы  и методы мнемотехники;

- воспитывать гордость за свою страну, любовь к Родине.

- формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России;

- закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

- развивать музыкальные способности детей;

- воспитывать любовь к Родине, толерантность.

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;

- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

Работа с родителями

- Мастер-класс по изготовлению народной куколки с мамами

- Задание детям и родителям: совместно подготовить сообщение на одну из предложенных тем:

  • Сказки разных народов.
  • Национальные праздники народов России.
  • Обычаи и традиции разных народов.
  • Обычаи и традиции в моей семье.

- Рисование на тему «Национальные костюмы народов России».

- Совместное изготовление книги «Популярные национальные блюда».

- Привлечь родителей к созданию картотек: «Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки».

- Экскурсия в краеведческий музей.

- чтение с детьми сказок народов России.

- Итоговое мероприятие «Фестиваль «Дружбы народов»

- гармонизация отношений между детьми и взрослыми

- повышение педагогической компетенции родителей в воспитании своих детей

- привлечь родителей к совместным мероприятиям, к проведению экскурсий

Ⅲ. Заключительный этап

Праздник «Фестиваль «Дружбы народов»

 - воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами России;

- ощущать себя полноправным гражданином большой страны;

- формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;

- обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...