СТАТЬЯ "Метод проектов как один из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников"
статья (старшая группа)

Архипова Екатерина Брониславовна

 

 

использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_publikatsiya.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Метод проектов как один из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников

Метод проектов является одним из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Применять данную технологию начинаю со второй младшей группы во второй половине учебного года, большую часть участия в проекте на данном этапе отводится родителям и педагогам. Каждая ступень развития ребенка дошкольного возраста имеет свои задачи познавательной деятельности, которые специфичны для каждого возраста.

Существуют различные классификации проектов, используемых педагогом в работе с детьми дошкольного возраста. В своей практике наиболее часто использую следующие виды проектов:

исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, детского дизайна - проекты: «Покормите птиц зимой! », «Кто у бабушки в деревне живет? », «Что у бабушки в огороде растет? »

Основными задачами по реализации данного вида проекта выступают:

Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

Систематизация знаний об окружающем мире;

Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы и др.) проекты «Где прячется здоровье? », «Я человек»

Основные задачи данного вида проекта:

Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;

Формирование установок толерантного сознания;

Развитие самопознания и положительной оценки.

творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна) - проект «Масленица»

При реализации творческих проектов решались такие задачи, как:

Развитие творческого потенциала каждого участника проекта;

Овладение различными видами творческой деятельности;

Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству;

Вовлечение в дизайнерскую деятельность.

Процесс применения проектного метода в детском саду имеет свою специфику: взрослому необходимо помогать ребенку, обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать интерес детей к этой проблеме, привлечь к совместной реализации проекта. Воспитатель выступает только как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.

Работа над проектом, независимо от его содержания и длительности разделяется на этапы или фазы. Разные авторы выделяют разное количество этапов проектирования. Мы используем в своей работе классификацию, представленную в своем пособии В.С. Безруковой.

Для работы по проекту необходимо на начальном этапе определить его тему, для этого существует несколько основополагающих пунктов. Выбор темы может осуществляться по интересам детей, не учитывая лексических тем или желания педагога. Согласованный выбор – выбор темы проекта путем математического подсчета голосов.

Педагог формулирует проблемы в соответствии с темой и мотивирует воспитанников на предстоящую деятельность. Независимо от того кем была определена тема проекта (педагогом или детьми), используется модель трех вопросов: что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нам нужно для того, чтобы узнать? При этом все вопросы и ответы детей фиксируются. Действенным оказался способ фиксации вопросов, ответов, предложений педагога и детей разными цветами.

Далее начинается непосредственная подготовка к реализации проекта, для этого нами определяются так называемые «рабочие центры». Это те центры в группе, в которых может вестись какая-либо деятельность по теме проекта. Например, при реализации проекта «Животный мир Севера», дети могут изготовить животных как в художественно-эстетическом уголке (из глины, пластилина, бумаги и пр.), так и в строительном уголке (из различного конструктора).

С большой ответственностью дети относятся к ежедневному итоговому сбору, на который приносят все, что сделано за весь день, так же проводится определенная рефлексия и определяются перспективы (либо проект заканчивается, т.к. по этой теме все что хотели, узнали, либо продолжается, но тогда отмечается то, что еще необходимо узнать по выбранной теме).

В своей работе мы используем различные виды проектов - исследовательские (направлены на проведение опытов, каких-либо исследований. Предполагают оформление результатов в виде продуктов деятельности: книжек-самоделок, различных альбомов, подготовленных выставок и т.д.) Игровые проекты - проекты с элементами различных творческих игр, когда дети используют образы персонажей сказок, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Широкое применение получили творческие проекты, результаты которых представляются как итоговое праздничное мероприятие. Независимо от вида проекта к его реализации активно привлекаются родители.

Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они учатся работать в группах, подгруппах, парах. Приобретенные во время работы над проектом знания легко и на долго усваиваются, тем самым повышается качество образования. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать полученную информацию. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.

Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.

Изменился стиль общения взрослого с ребенком.

Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Использование педагогами развивающих технологий, современных вариативных форм, способов и методов при организации образовательной деятельности.

Интерактивный педсовет «Вместе  радуясь,  переживая,  познаем весь  мир,  играя» Цель: Мотивация на удовлетворение потребностей, побуждающих к деятельно...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...

Проектный метод в организации образовательной деятельности

laquo;Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» В. Килпатрик. Актуальность Современные тенденции и стремительные перемены в социуме...

Родительское собрание на тему: «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»

Родительское собрание на тему: «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»...

«Проектный метод в организации образовательной деятельности дошкольников»

В дошкольной практике существует много различных форм, методов, способов и приемов взаимодействия с детьми, применяемых педагогами детских садов. Одним из них является проектная деятельность. Дети все...