Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда в группе детского сада»
консультация (старшая группа)

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда в группе детского сада»

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

- обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Составляющие речевой развивающей среды

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Речь педагога должна быть:

ПРАВИЛЬНОЙ – т. е. соответствовать языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

ТОЧНОЙ – в речи должна адекватно отражаться действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

ЛОГИЧНОЙ – т. е. в высказывании должно быть 3-х смыслообразующих компонента: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

ЧИСТОЙ – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

БОГАТОЙ – большое количество слов и их смысловая насыщенность. Использование предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д.

УМЕСТНОЙ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников зависят от возрастной группы.

Младшая группа:

1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);

2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку);

3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

4. Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

5. Рассказы воспитателя (совершенствование навыков эффективного слушания).

Средняя группа :

1. Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

2. Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т. д. ;

3. Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

4. Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

5. Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Старшая и подготовительная группа:

- грамотная речь педагога;

- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, формирование и развитие диалогической речи);

- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; побуждение к пересказу; уточнения, обобщения);

- организация восприятия с последующим обсуждением.

- создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Речевой уголок.

- Должен соответствовать  индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- Должен быть размещён рядом с книжным уголком;

- Не должен быть перегружен оборудованием.

Для развития речевого дыхания в речевом уголке можно разместить:

- Зондозаменители "вертушки";

- Ветряные мельницы;

- Настольный футбол "Пенальти";

- Листочки, снежинки, перышки и т. д.

Для формирования слухового и фонематического восприятия:

- Музыкальные инструменты;

- Предметные картинки (музыкальные инструменты и т. д.);

- Книжки со звуками животных, транспорта и т. д.

Дидактические игры для активизации словарного запаса:

- Предметные картинки для игр по заданию педагога;

Настольные игры типа "Слова наоборот", "Скажи по-другому";

- Лото по разным тематическим группам.

Пособия для развития связной речи:

- Сюжетные картинки;

- Пальчиковый театр;

- Игры-лото типа "Подбери действие";

Конструкторы предложений.

Для развития мелкой моторики:

- Эспандеры кистевые;

- Массажные мячики;

- Су-джок шарики;

- Раскраски и прописи по возрасту;

- Мозаики и пазлы;

- Шнуровки;

- Бизиборды и бизикубы;

- Тренажеры на ручку/карандаш для правильного письма;

- Счетные палочки.

Для подготовки к обучению грамоте:

- Магнитная азбука;

- Кассы букв, слогов и счета;

- Букварь;

- Лото и настольные игры "Азбука";

- Игры для обучения чтению типа "Читай-хватай".

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:

- Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

- Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

- Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Консультация для воспитателей "Речевая развивающая среда в группе детского сада"

Создание речевой развивающей среды -важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников....

Речевая развивающая среда в группе детского сада

Консультация для воспитателей "Речевая развивающая среда в группе детского сада"...

«Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»

laquo;Речевая развивающая среда в группедетского сада для старшей и подготовительной группы»Речевая развивающая среда – это, особым образом организованноеокружение, наиболее эффектив...

Консультация для педагогов. Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группе

Консультация для педагогов. Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группе...