Консультация для воспитателей детского сада «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик.

В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Воспитание ребенка – дело долгое и сложное, поскольку необходимо учитывать многие нюансы детской психологии. Часто родители, осознанно или нет, стремятся к тому, чтобы их дочь стала женственной, а маленький сын – настоящим мужчиной.

Методика исследования гендерной идентичности (МИГИ) построена на принципах прямого и цепного ассоциативного теста и позволяет определить статус (уровень развития) гендерной идентичности человека. Идентичность рассматривается как результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития. Гендерная идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

А сейчас мы с вами пройдем небольшой тест на познание своей гендерной принадлежности.

Тест на гендерную принадлежность: кто вы на самом деле?

1. Какой стиль в одежде вы предпочитаете?

1. Строгий и удобный. Важно, чтобы я ощущал уверенность в себе и свих действиях.

2. Легкий и модный. Я люблю, чтобы вещь подходила под мой внутренний настрой, и подчеркивала достоинства фигуры.

3. Не могу охарактеризовать в двух словах. Это, скорее, мой личный стиль, который сочетает и женские, и мужские проявления.

2. Как вы считаете, как нужно относиться к традиционным гендерным ролям?

1. Иногда они могут быть слишком жесткими, что приносит много дискомфорта некоторым людям.

2. Меня вполне устраивает традиционное разделение на гендеры, я соответствую своему и все хорошо.

3. Они всегда удушающие, заставляют человека быть тем, кем он является только снаружи, но не изнутри. Предлагаю полностью оказаться от гендерных ролей, и дать человеку возможность самостоятельно определить свою идентичность.

3. Вы когда-нибудь объясняли кому-нибудь свою гендерную идентичность?

1. Не припомню, кажется, такой необходимости не было.

2. Ну, это зависит от типа людей, с которыми я общаюсь. Иногда ситуация требует того, чтобы прояснить некоторые моменты.

3. Да, я вынужден регулярно объяснять людям свою гендерную идентичность. Хотя бы потому, что одеваюсь не в соответствии со своей гендерной принадлежностью, и это вызывает у многих вопросы.

4. Ваша гендерная идентификация формировалась под влиянием факторов внешней среды или биологии?

1. Мне кажется, что больше биологии, хотя и внешние факторы, безусловно, тоже сыграли значительную роль.

2. Однозначно биологии. Я на 100% чувствую себя тем, в чьем теле родился.

3. Думаю, что моя гендерная идентификация сочетает в себе оба фактора, не могу выделить какой-т один.

5. Для выражения вашей гендерной идентичности необходима ли вам креативность?

1. Думаю, что нет. Я проявляю себя так, как и большинство людей моего пола, никакой креативности.

2. Разве что иногда. Периодически я ощущаю необходимость «приукрасить» свою гендерную принадлежность.

3. Да, креативность играет ключевую роль в моей гендерной идентичности.

6. Чувствуете ли вы себя комфортно наедине с самим собой? Что является ключевым в вопросе этого комфорта?

1. Да, я чувствую себя вполне комфортно наедине с собой. Главным фактором, пожалуй, выступает осознание того, что я контролирую свою ежедневный выбор, и всецело несу за него ответственность.

2. Я чувствую себя комфортно в большинстве случаев. Это обосновано тем, что я могу быть креативным в своем стиле одежды и самовыражении.

3. Я не чувствую себя комфортно с самим собой, так как не могу соответствовать тому, чего от меня ожидают окружающие.

7. Как думаете, вы обладаете внутренней красотой? Что создает ее?

1. Конечно же, да. Думаю, моя внутренняя красота заключается в силе и жесткости, которые делают меня надежным и преданным человеком.

2. Однозначно, да. Моя внутренняя красота заключается в нежности, податливости и доброте. Я могу искренне сочувствовать людям.

3. Нет, либо не знаю. Я не особо комфортно ощущаю сам себя, поэтому не могу сказать, красив ли я изнутри.

8. Часто ли вы проявляете напористость в повседневной жизни?

1. Да, это помогает мне добиваться поставленных целей и устанавливать собственные правила жизни.

2. Скорее, нет. Напористость используется мной только в крайних ситуациях.

3. И да, и нет. Я не всегда могу сориентироваться в сложной ситуации, и не всегда использую напористость по назначению.

9. Часто ли вы проявляете застенчивость?

1. Нет, это качество практически не свойственно мне.

2. Да, такое происходит со мной регулярно.

3. Зависит от ситуации, но не могу сказать, что это случается с мной слишком часто.

10. А как насчет сострадательности?

1. Конечно, умею сопереживать и делаю это по ситуации.

2. Я безумно эмпатичный человек, от чего нередко страдаю сам.

3. Во мне не так много сострадательности, как окружающим хотелось бы.

11. По вашему мнению, есть отличие между понятиями «сострадательность» и «сердечность»?

1. Эмм…кажется, нет.

2. Однозначно, есть. Сострадательность – способность чувствовать эмоции другого человека, а сердечность – готовность сближаться душевно.

3. Вероятно, есть, но какие именно не могу сказать.

12. В критических ситуациях вы быстро берете себя в руки?

1. Да, я стараюсь прийти в себя как можно быстрее.

2. Нет, мне сложно совладать с собственными эмоциями.

3. И да, и нет. Все зависит от критичности ситуации и моего настроения.

13. Ваше аналитическое мышление развито хорошо?

1. Думаю, что да.

2. Ну, как сказать…могло быть и лучше.

3. Я часто поддаюсь эмоциям, но могу взять себя в руки в нужный момент, и мыслить аналитически.

14. Как думаете, в человеке должна быть загадка?

1. Вовсе необязательно, это ненужные приукрашивания.

2. Конечно, тогда он будет интересен своему окружению.

3. Не знаю, наверное, каждому свое.

15. Искренность важна для человека?

1. Не всегда. Если на кону стоит нечто, чего нельзя заполучить без хитрости, искренностью можно пренебречь.

2. Безусловно! Если бы все мы были искренними, мир стал бы прекраснее!

3. Все зависит от окружения. Если оно не слишком честное, то и человеку не стоит раскрывать все карты и душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья о важной роли взаимодействия семьи и детского сада.(В дальнейшем статья будет коррективаться)...

Консультация для родителей на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

         Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.      Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих ...

Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка - великое ис...

Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Пояснительная записка:В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребено...

Анкетирование и консультация для родителей по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом актуальна в настоящее время. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стериотипов му...

Консультация для родителей на тему:"Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему гендерного воспитания дошкольников...