Проект "Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"
проект

Лесина Татьяна Юсуфовна

Проект "Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

КГО «Детский сад №10 «Тополек» п. Орджоникидзевский»

ПРОЕКТ

«Сенсорное развитие детей

раннего возраста

посредством дидактических игр»

Составила:

Воспитатель Лесина Т.Ю.

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

       Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта.

      Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

       Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

- воспитывать познавательный интерес, любознательность;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

-способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

- развивать мелкую моторику рук;

- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

-Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

- Анкетирование для родителей.

-родительское собрание «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»

- Итоговое показательное занятие.

Содержание проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.

- Проведение мониторинга.

- Анализ полученных результатов, выводы.

- Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

                                              Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3. Дидактические игры с малышами:

1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок»,  «Украсим елочку» и т. д.

2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.

3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

5. Мозаика: настольная и напольная.

6. Настольно-печатные дидактические игры.

4. Самостоятельные игры малышей.

5. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

                                           

                                   Работа с родителями:

1. Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.

3. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

                                     Заключительный этап:                                         Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Используемая литература:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение....

ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ...

Презентация"Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"

Работа по сенсорному развитию с младшими дошкольниками....

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

ПРОГРАММА «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Паспорт программы:   НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:               «Интеллектуальное развитие детей   посредством...

Представление педагогического опыта на тему: «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – является весьма трудоёмким, многоплановым,  педагогическим явлением: согласно утверждению А.К. Бондаренко дидактическая игра – это метод обучения посредством игры...