Деловая игра для педагогов «Кладовая слова»
план-конспект занятия (средняя группа)

Калугина Валерия Анатольевна
Деловая игра для педагогов «Кладовая слова". Програмные задачи : Цель: Используя активные методы работы с педагогами, формировать ключевые компетентности воспитателей ДОУ по теме «Формирование речевых навыков, активизация воображения, мышления и внимательности дошкольников через языковые игры и словесное творчество» в условиях инклюзии. Задачи: Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления. Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций. Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов. Практически использовать метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно для анализа видео кейсов. Целевая аудитория: педагоги ДОУ. Предварительная работа: - Консультация для педагогов «Инновации в детском саду»; - Тренинг «Нейробика - игры для нейростимуляции»: - Мастер-класс «Шесть шляп мышления»; - Создание видеофильма «Фантазеры»; - Подготовка презентации «Формирование речевых навыков, активизация воображения, мышления и внимательности дошкольников через языковые игры и словесное творчество»; Оборудование: · мультимедийный проектор; · презентация к деловой игре Power Point; · компьютер; · интерактивная доска; · рисунок с контуром дерева формата А-0; · цветные листочки в форме сердечка для рефлексии; · маркеры; · бумага формата А-4; · две доски для записи; · шесть цветных шляп. Участники игры: педагоги ДОУ. Жеребьёвка: Участники игры вытягивают жетоны красного и зеленого цвета. И используя цветные фишки, расположенные на столах, занимают место за столом соответствующего цвета. Каждая команда придумает название. Жюри: заведующий ДОУ, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Педагоги занимают свои места. Ведущий: Уважаемые коллеги, представляем вам наше компетентное жюри: – заведующий; – учитель-логопед; − учитель-дефектолог. Уважаемые жюри и коллеги, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания: 0 баллов – участники не справились с заданием; 1 балл – участники дали не полный ответ; 2 балла – можно дополнить ответ; 3 балла – полный ответ. Правила игры: Работать дружно, согласованно. 2 Уметь слушать другого. Выслушать задание до конца. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла. Отвечать громко, но не хором. Ход игры: Звучит песня из мультфильма «Осторожно, обезьянки!» («В каждом маленьком ребенке» – муз. Ш. Каллоша). Методист ДОУ знакомит воспитателей с планом педсовета и надевает белую шляпу. Методист: Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на педсовете, который пройдет в форме деловой игры «Кладовая слова». «Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Если я спрошу вас: «Почему ведущая роль в воспитании и развитии дошкольника принадлежит игре?», - уверена, что каждый ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Вы назовете множество задач, решаемых с помощью игры. Но в последнее время игра в детских садах стала постепенно утрачивать свою значимость как вид творческой деятельности. А ведь играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. Игра помогает формированию произвольного поведения ребенка, его социализации. Через языковые игры и словесное творчество происходит формирование речевых навыков, активизация воображения, мышления и внимания дошкольников. Игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. На нашей деловой игре вам будут представлены задания, которые вам предстоит выполнить, проявив креативность, внимание, воображение через словесные игры. Ведущий (надевает синюю шляпу): Чтобы продвинуться к вершинам педагогического мастерства, надо развивать креативность. А вы умеете нестандартно мыслить и читать между строк? Посмотрите на экран. Представитель команды, первым поднявший руку, читает вслух: «Интеллект – это способность адаптироваться к изменениям». Ведущий: В нашем ДОУ много детей со статусом ОВЗ. Сегодня в рамках деловой игры, я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, проявив находчивость, и тем самым поднять свой профессиональный уровень в изменившихся условиях. Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности, быть способным адаптироваться к изменениям. Давайте поиграем! Начнем нашу игру с разминки «Вопросы с подвохом». На вопросы команды будут отвечать по очереди, если ответ неправильный или неполный, то его могут дать или дополнить соперники. Конкурс «Разминка» (I вариант) · Дом для учебников (портфель) · Он до Киева доведёт (язык) · Цветок-гадалка (ромашка) · Самая яркая звезда, видимая над Россией (солнце) · Сильная позиция для гласных (ударение) · В каком месяце есть 29 дней (в феврале) · У человека — одна, у коровы — две, у ястреба – ни одной (буква О) · Система органов, принимающих участие в организации речи (артикуляционный аппарат) · Где сухого камня не найдёшь? (в воде) · Представителей какой благородной профессии называл словом «Шкраб» (школьный работник) · Полное отсутствие голоса (афония) · Наука об изучении, обучении и воспитание лиц с нарушениями речи (логопедия) · На какой вопрос нельзя ответить «да»? (на вопрос с отрицанием) · Какое слово всегда пишется неправильно? (неправильно) · Время года, когда сани готовить уже поздно (зима) Конкурс «Разминка» (II вариант) · Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буква О) · Расстройство письменной речи (дисграфия) · На какое дерево садится ворона во время проливного дождя (на мокрое) · Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? (идти) · Нарушение темпо ритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (заикание) · Буквы, которые не составляют звука (Ь и Ъ знаки) · В каком веке муку мололи греки? (мололи зерно. Ни в каком) · Как называется нарушение произношения звуков речи (дислалия) · Оросительный чайник огородника (лейка) · Город, где на дорожке стояли три сосны (Муром) · По чему ходят часто, а ездят редко? (по лестнице) · Какая птица не несёт яиц, а из яиц появляется? (петух) · В 1963 году она побывала там, где до неё были только мыши, собаки и мужчины? (Валентина Терешкова) · Что может путешествовать по свету, оставаясь, всё время в одном углу? (марка) · Комплекс упражнений для мимических мышц (артикуляционная гимнастика) Ведущий: Конкурс «Разминка» показал, что у вас, дорогие педагоги, отличный педагогический потенциал! Загадки – это отличный способ в игровой форме потренировать логику и весело провести время. Чтоб дух мастерства нам сохранить, нужно в работе активными быть! Возьмите листы бумаги, лежащие на столах и маркеры. Прошу вас сейчас мне помогать и за минуту ответ командой дать: · Назовите слова, которые «находятся» у вас в кармане. · Назовите слова, которые «находятся» на лице. Назовите слова, которые «находятся» на носу. Ведущий: Замечательную фантазию проявили вы, называя не только слова-предметы, но и разные ассоциации и метафоры! Разноплановый подход к любому поставленному вопросу, таким образом, позволяет задействовать разные области человеческого мозга и обнаружить неожиданные аспекты решения. А много ли вы знаете пословиц и поговорок? Это универсальное средство для обогащения словарного запаса, не только педагогов, но и детей. Следующий конкурс «Заморочки не из бочки». Узнайте во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки о ком или, о чем идет речь. I вариант · Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев («Заблудился в трех соснах»). · Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства («Знает кошка чье мясо съела»). · Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна («Отольются кошке мышкины слезы»). · Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния («Комар носа не подточит»). · Сильная боязнь имеет большие органы зрения («У страха глаза велики»). II вариант · В нижних конечностях истины нет. («В ногах правды нет») · Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. («Любовь зла полюбишь и козла») · Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. («Голь га выдумку хитра») · Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. («Кто зло помянет, тому глаз вон») · Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. («Соврет, глазом не моргнет») Ведущий: Велик и могуч наш русский язык, и вы своими ответами еще раз это подтвердили. Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае Вы должны научиться их понимать, проявив педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, развитое чувство юмора, умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы. Сказки гуляют по свету, а хорошо ли вы их знаете? Следующий конкурс называется «В гостях у сказки». Каждой команде зачитываем шесть отрывков, надо угадать не только название сказки, но и имена главных героев. Конкурс «В гостях у сказки» I вариант Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не хотели помочь хозяйке. («Муха-цокотуха») Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное огородное растение. Назовите эту сказку. («Принцесса на горошине») Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло тот названия грязного вещества, встречающегося в камине. Кто это? («Золушка») Некая домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. («Сказка о рыбаке и рыбке») Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Её похищает неизвестный. Кто он? («Царевна-лягушка») · Сообразительное домашнее животное выводит в свет своего хозяина-простака. Любимая обувь домашнего животного? («Кот в сапогах») II вариант У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? «Два веселых гуся») Практикующий в Африке ветеринар. («Доктор Айболит») Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. («Кощей Бессмертный») Чудище-свистун, которого победил и взял в плен русский богатырь. («Соловей-разбойник»). Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый, прикинувшись глухим, поймал. («Колобок») Девушка, знатного происхождения обвиняется в колдовстве. Поводом к этому послужило её странное хобби: ночные прогулки по кладбищу и чрезмерная страсть к вязанию. Как называется сказка и назовите имя девушки. («Дикие лебеди» Элиза) Ведущий: Здоровый человек – успешный человек! Я предлагаю Вам выполнить вместе со мной весёлую разминку с нейростимуляцией, которая является одной из составляющих в создании здоровье сберегающей среды в детском саду. Развитие мозга – это не только занятия по прокачке креативности, критического и ассоциативного мышления, это еще и упражнения на синхронизацию работы полушарий мозга. Выполнив простые упражнения наш мозг будет работать намного эффективнее. попробуйте и оцените, как увеличится ваша работоспособность и эффективность. Давайте попробуем сделать нейробику в стиле «Попробуй повтори!» Конкурс «Перемена». (Педагоги, глядя на ведущего и экран, выполняют разминку под веселую музыку).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «За звание специалиста по слоговой структуре слов»

Деловая игра «За звание специалиста по слоговой структуре слов» является дополнением к презентации "Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га» на тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях»

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га»На тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях» Цель:Задачи:О...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

Деловая игра «Алгоритм работы с новыми словами».

Деловая игра по развитию речи детей  «Алгоритм работы с новыми словами»....

Деловая игра для педагогов на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Но в начале все...

Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования

Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования» воспитатель 1 кв. категории ...

Консультация для педагогов «Кладовая детства»

   Детский фольклор своеобразная кладовая детства. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительн...