Конспект открытого занятия по рисованию «Роспись Дымковской барышни» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сивакова Катибе Якубовна

Цель: Закрепление знаний детей об особенностях росписи дымковской игрушки.

Задачи:

Образовательные: Изучение поэтапного изготовления дымковской игрушки.

Развивающие: развивать чувство цвета и композиции, эстетический вкус; умение дифференцировать узоры народно- прикладного искусства, опираясь на знания особенностей декоративной росписи; умение расписывать вылепленные детьми игрушки, создавая узоры на основе народного искусства Дымки, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму: юбку барыни – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими элементами);

Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, уважение к труду народных мастеров, желание самостоятельно расписывать заготовки декоративных изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zan.v_podgot.gr_._na_31.01.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по рисованию «Роспись Дымковской барышни» (подготовительная группа)

Цель: Закрепление знаний детей об особенностях росписи дымковской игрушки.

Задачи:

Образовательные: Изучение поэтапного изготовления дымковской игрушки.

Развивающие: развивать чувство цвета и композиции, эстетический вкус; умение дифференцировать узоры народно- прикладного искусства, опираясь на знания особенностей декоративной росписи; умение расписывать вылепленные детьми игрушки, создавая узоры на основе народного искусства Дымки, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму: юбку барыни – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими элементами);

Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, уважение к труду народных мастеров, желание самостоятельно расписывать заготовки декоративных изделий.

Материал: заготовки дымковской барыни, вылепленные детьми, образцы изделий предметов различных видов декоративно- прикладного искусства, элементов узоров различных видов декоративной росписи, кисти №2, №4, ватные палочки, подставки для кистей, салфетки, стаканы с водой, аудиозапись русских народных мелодий, презентация.

Предварительная работа: Знакомство детей с русским народным декоративно- прикладным искусством: дымка, гжель, хохлома, городецкие, филимоновские, жостово изделия. Рассматривание иллюстраций и предметов декоративно-прикладного искусства, беседы о народных промыслах, заучивание стихов, пословиц о народной игрушке, д/и «Составь узор»,      

« Собери пазлы по росписям» изготовление моделей дымковской игрушки для росписи, просмотр презентаций «Дымковская слобода»,  рисование декоративных узоров на бумажных заготовках.

                                   Ход занятия:

 Дети сидят за столами на своих местах.

Восп.: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними!

Ребята давайте с вами вспомним виды народной росписи. Какие вы знаете росписи? (Показ слайдов на экране: гжель, хохлома, городецкая, жостово, филимоновская, дымковская)

Дети называют.

Восп.: Молодцы ребята, правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о  дымковской росписи.

 (слайд село Дымково)

(дети читают стихи о дымковском промысле) 

1. Ели спят у большака в инее седом

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

2. Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дыме все кругом

Голубые дали…И село большое «Дымково» назвали.

3. Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

4. Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно- расписные!

Восп.: А где находится село Дымково? (на реке Вятка, в Кировской области)

Воспитатель: Почему же это село  назвали Дымково?

Дети: зимой когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке.

В- ль: да, вот там в старину и зародилась эта игрушка.  На берегу голубой речки Вятки стояло большое село  Дымково.  В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали  игрушки. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково.  А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

 Воспитатель: Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Ребята,  давайте  с вами вспомним  как создавалась дымковская игрушка? Из чего изготавливали игрушку?

Дети:   эту игрушку делают из красной   глины. (слайд как делают игрушки из глины)

В- ль: но глина коричневая не красивая, как же игрушки получались такие веселые, нарядные?

Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской.

Воспитатель: А как получали белую краску?

Дети: Разводили молоко с мелом и покрывали игрушку.

Воспитатель: А что делали потом?

Дети: а потом глиняную игрушку расписывали красками!

В- ль: какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

Дети: круги, полоски, точки, сетку, кольцо.(слайд элементы росписи).

 Воспитатель: Ребята , а кто знает что означает круг, волнистые линии, а пересечение прямых линий  в дымковской игрушке

 Дети: Круг означает солнце, волнистые линии – вода, а пересечение прямых линий- земля.

Воспитатель: Правильно ребята!

Воспитатель:Какого цвета бывают дымковские игрушки?

Ответы детей: Всегда только белые, Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а только расписывается.

Воспитатель:А какого цвета узоры на дымковских игрушках?

Ответы детей:красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного, все цвета только яркие, поэтому она такая красивая.

Воспитатель:Молодцы ребята!

Посмотрите на экране какие красивые игрушки.

Показывается на экране картинка оленя.(ребенок читает стих)

Ребенок:                        

                                        Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

-Показывается на экране картинку индюка. (ребенок читает стих)

Ребенок 2:

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

Показывается  на экране картинка дымковский  конь:

 3 ребенок: (ребенок читает стих)

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Показывается  на экране картинка барышни:(ребенок читает стих)

 4 ребенок:

 Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Вот и у вас на столах есть барыни, которые мы с вами слепили. Я начала расписывать, а вы будете продолжать, расписывать саму юбку барыни. Но прежде давайте немного разомнемся.

Наши руки крендельком,

(Руки на поясе.)

Щеки будто яблоки.

(Руками касаемся щек.)

С нами издавна знаком

(Руки вперед ладонями вверх.)

Весь народ на ярмарке.

(Руки разводят в стороны.)

Дымковские барыни

(Руки на пояс.)

Всех на свете краше.

(Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)

А гусары баловни - Кавалеры наши.

(Выполняют движение «Ковырялочка».)

Ребята, давайте подумаем, какими элементами будем расписывать.

Дети садятся за столы, начинают работать.

В середине работы:

Воспитатель: Давайте разомнем пальчики.

Вот  помощники  мои,

Их как  хочешь  поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Взяли  кисточки  опять.

Постучали, повертели

И работать  захотели

 (дети заканчивают работу, во время рисования звучит народная музыка).

Восп: Ай да, барышни у нас получились! Настоящие - дымковские! Дети выставляют готовых барышень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)

Программное содержание:·        закрепить знания детей о народных промыслах;·        учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...

Конспект открытого занятия по рисованию с натуры в подготовительной группе «Букет рябины в вазе»

Цель: вызывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности – рисование с натуры....

Открытое занятие по рисованию "Сказочный дворец" в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по рисованию «Сказочный дворец» для детей подготовительной группыЦель:• формировать навыки изображения архитектурных сооружений от простых форм к сложным; у...

презентация к открытому занятию по рисованию "Сказочный дворец " в подготовительной группе

слайд 1 - "Сказочный дворец "Слайд 2- "Письмо старика"Слайд 3- ахитектор/ строительСлайд 4-7- разные дворцы из сказокСлайд 8- поэтапное рисование дворца...

Конспект открытого занятия по рисованию мятой бумагой в подготовительной группе «Цветочная поляна»

Конспект открытого занятия по рисованию мятой бумагой в подготовительной группе «Цветочная поляна»Цель:Создать условия для формирования навыков и умения в рисовании нетрадиционным методом ...

Конспект открытого занятия по рисованию «Ветка сакуры» для подготовительной к школе группы.

Данный конспект помогает вызвать интерес и любовь к природе с помощью музыки, поэзии и изобразительной деятельности. На занятии дети знакомятся с прекрасной страной Японией, с японским деревом - сакур...

Конспект занятия по рисованию «Роспись матрешки» в подготовительной группе

Конспект занятия по рисованию «Роспись матрешки» в подготовительной группе...