Методические рекомендации Художественная литература, как средство патриотического воспитания у дошкольников любви к родному краю"
методическая разработка (старшая группа)

Недведская Ирина Викторовна

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в воспитании ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад № 23»

«Художественная литература как средство патриотического воспитания у дошкольников любви к родному краю Кузбасс »

(Методические рекомендации)

        Исполнитель:                                                                

                                            Недведская Ирина  Викторовна                                                                  

        Воспитатель  «Д.с. № 23»

Анжеро-Судженский городской округ

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………5

Игра как один из видов театрализованной деятельности…………………….8

Роль театрализованных игр в развитии младших дошкольников……………15

Заключение………………………………………………………………………18

Литература………………………………………………………………….........19

Приложения

Приложение 1 ……………………………………………………………………………20

Приложение 2 …………………………………………………………………...27

Приложение 3……………………………………………………………………………31

Введение
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром
людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления
личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка.
Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в воспитании ребенка.
В настоящее время идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая
все большее общественное значение, становится задачей государственной
важности. Принципы государственной политики в области образования,
провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание
гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной
программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011-2015 годы», которая является продолжением государственных
программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2001-2005 годы. В них подчеркивается, что патриотизм должен стать основой
консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная
роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального образования.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора
интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и
гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально -
региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к
родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формирует у
них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и
гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические
изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы
воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали
из поля зрения ученых и практиков на многие годы. У современных
дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному
наследию города, края, отмечается низкий уровень знаний истории города,
края.
С введением в действие нового закона РФ «Об образовании»
произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это
повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных
направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным
и региональным, культурным наследием и историей страны, края. Педагог,
помогая детям освоить первые представления о городе, воспитывает любовь
не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем нужно
рассматривать как средство формирования у него патриотизма. Ведь чувство
Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живет.
Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном
учреждении - процесс освоения детьми наследия традиционной
отечественной культуры, формирования чувства любви к Родине,
привязанности к своей культуре, народу и прошлому. Обращение к
отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет
ребенок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры
поможет в дальнейшем с уважением, вниманием и интересом относиться к
истории и культуре других народов.

Актуальность

        Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.  В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.  Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными   представлениями  о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.  Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей,  отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности. Любить Родину – значит знать её, знать,  прежде всего,  свою малую Родину. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

 

Цель и задачи

Начиная работу по теме, я поставила перед собой следующую цель:

Цель: выявление возможности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной с целью решения задач нравственно - патриотического воспитания с использованием художественной литературы.

Задачи:

- Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе формирования представлений о малой родине;

- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной»;

- Осуществить отбор содержания, форм, средств ознакомления детей с малой Родиной и применить их в практической деятельности

2. Художественная литература – как средство воспитания нравственно - патриотических чувств  у детей.

     Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

     Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

     По словам Б.М.Теплова искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

     Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становиться как бы их участником.

     Художественная литература - наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и нравственное развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы, подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А Флерина, Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин и др.)  

    Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.  

     Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведении каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно проявить чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения.

    Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности, патриотизма. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей нравственных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

3. Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста

 

Дети 5-7 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходящит к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…»

Обрядовыме песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными.

…Среди моря овин горит

По чисту полю корабль бежит…

Стихотворения, посвященные природе в разные времена года, описывающие красоту природы усложняются. Стихотворения для этого возраста берутся объемом 4-5 строф, со сложным образным языком и красочными эпитетами, такими как в стихотворениях «Зима недаром злится» Ф. Тютчева –

…Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...

Или «Белая береза» С. Есенина –

…На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» - говорят дети.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – яркие зарисовок из жизни натуральной природы и ее обитателей, живых, таких понятных. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Немногие родители маленьких москвичей находят время сводить детей в кремль, музей, к памятникам и историческим местам. Но детям, для развития гордости за свой город, для знания его особенностей и достоинств, нужны знания. В этом случае педагогу помогают сборники рассказов и яркие фотографии о родном крае, городе и т.п.. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.

4. Формы и приемы использования детской литературы в патриотическом

дошкольников

 

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети, накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием, и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний. Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимание того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в своей ценности. Во время праздников дети читают наизусть заранее выученные стихи. Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из другой группы, родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное отношение к своей декламации, это выступление на празднике, торжественное событие, где ребенок – один из главных участников (См. прил. 4, 5).

Для иллюстрации рассказов на военную тематику кроме картин и фотографий, можно использовать различные наглядные пособия – макеты военных действий, играть в «парад возле кремля» в группе и на улице, организовывать строительные игры на улице из песка и снега (См. прил. 6).

 

5. Самостоятельное творчество как переосмысление детьми литературы, используемой в патриотическом воспитании дошкольников

 

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета..

Детское вдохновение – очень сильный творческий порыв; проводя занятие с запланированной творческой «концовкой», нужно подготовить заранее все материалы, которые могут понадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновением и организацией творческого момента. В оптимальном варианте, дети с тех мест, где они слушали сказку, рассказ, или беседовали, проходят за подготовленные к творчеству столы, рассаживаются и принимаются за рисование или лепку.

Кроме рисования и лепки, можно предложить детям напольный строительный материал, военную технику, игрушки по теме занятия. Строительно-конструкторская игра требует много места и материала, поэтому можно разделить детей на подгруппы и определить им разные виды занятий.

Воспитатель, поддерживая переживание сюжета, может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру, атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать сюжет игры. Если дети затрудняются, воспитатель в качестве второстепенного персонажа подталкивает сюжет.

Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа  Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей – в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово», мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

Девочки редко присоединяются к военным играм мальчиков, и предпочитают сюжеты из более романтических произведений – русских народных сказок про Царевну, Василису, волшебницу и Бабу-Ягу . Сюжеты, как правило, крутятся вокруг похищения царевны каким-нибудь злым персонажем (Кощеем Бессмертным или Бабой-Ягой), либо вокруг поисков некоей волшебной вещи, а царевич, добрый молодец или богатырь ее спасает (помогает отыскать). Девочки подробно отыгрывают драматические переживания похищаемой царевны, попытки перехитрить злодея, обряд благодарности к спасителю. Мальчики охотно берут на себя роль героя-спасителя, и тут важно помогать детям не зацикливаться на однообразном повторении набора действий и реплик, а учить их вводить новых персонажей и новые варианты развития сюжета. Для этого можно на некоторое время присоединиться к игре второстепенным персонажем и «подсказать» в косвенной форме. Например, к Царевне «подлетает» воспитатель-«сова» и говорит: «Ух-ух, Царевна! Я Сова, прилетела к тебе и принесла волшебный клубочек (дает мячик)! Куда он покатится – туда и ты ступай! Найдешь там выход из пещеры!».

При самостоятельной организации игр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомления их с родной культурой, т.к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесс передачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек, загадок и потешек – результат работы родителей и педагогов.

Отдельный вид самостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либо хорошо развитых детей – так называемое «сказкотворчество». Дети, прослушав сказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либо сверстникам, либо игрушкам-«детям», смешивая несколько сюжетов, заменяя персонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создавать совершенно уникальные фантастические истории.

Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.

 

 Предметно-пространственная развивающая среда

Немаловажное значение в развитии познавательного интереса имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Конечно, начинать работу по патриотическому  воспитанию необходимо с создания для детей тёплой, уютной атмосферы,  ведь каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, положительными эмоциями. Потому что с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной  семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

И моим первым шагом на пути решения этой задачи стала организация  тематический уголок «Наш город – Анжеро – Судженск Кемеровской области», где расставлен и разложен соответствующий материал по данной теме. В  центре  разместила карту - схему города для того, чтобы дети могли наглядно видеть расположение улиц, домов, зданий. Сначала я показала границы микрорайона, в котором находятся детский сад и дома детей. Дети определяли месторасположение своей улицы на общей схеме города, закрепляя название улиц и отрабатывая навык ориентировки на бумаге.

Совместно с детьми  оформили альбомы   «Мой город  Анжеро - Судженск»,

Подобраны тематические  картинки, иллюстрации, фотографии, открытки; Материалы (фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр) старалась разместить  так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять  знания о своей малой Родине.

Организация работы с детьми в разных видах деятельности

Организованная образовательная деятельность

Начиная работу в этом направлении,  поставила перед собой цель для начала познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории детского сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о своем районе (тема «Я иду в детский сад»), учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнить старое и новое в облике города, видят, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые, посажены деревья, цветы.

После экскурсии или прогулки проводила беседы, которые были направлены на формирование положительное эмоциональное отношение к тому, что дети увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, рисование, аппликация, игровой  деятельности).

Считаю, что особенно важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребёнок ходит, и школа, в которой он будет учиться. При этом не забывала о задаче воспитания  чувства любви к малой родине, бережное и ответственное к ней отношение, знание  правил и норм жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных ситуациях.

Ребята узнали о культуре коренных народов Кузбасса, познакомились с музеямизаповедниками «Кузнецкая крепость» и «Томская Писаница».
Кемерово - административный центр Кемеровской области. Нашу
область называют Кузбассом, потому что в самом центре её лежит
Кузнецкий угольный бассейн, который принёс славу нашему краю и стал
крупнейшим промышленным краем России.
У области огромные запасы полезных ископаемых, благодаря которым
она отправляет в разные страны мира различные виды промышленной
продукции: уголь, кокс, чугун, алюминий, цинк, шифер, цемент, стекло,
азотные удобрения, пластмассы, химически Дети были познакомлены с
символикой города - гербом,  Ребята узнали, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, Обратила внимание ребят что у каждого города свой герб. Рассмотрев герб нашего города и области, дети с помощью наводящих вопросов смогли разобраться в значении символов изображённых на гербах. С целью закрепления знаний детей о гербах, умения находить их среди других и знать символику гербов провела дидактические игры: «Найди герб своего города», «Найди герб области», «Сложи герб».
Накануне праздника Победы была проведена беседа - рассказ на тему:
«Герои нашего города и Отечества». Подвели детей к пониманию того, что
мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою
Родину, Отчизну. Заостряли внимание детей, что наши отцы и деды внесли
огромный вклад в Великую Победу, многим нашим землякам присвоено
звание Героя Советского Союза.

Также использовала игры  «Наш детский сад», «Мой домдидактические игры – «Собери картинку» ,«Символы нашего города»…

Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его дстопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания НОД. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Взаимодействие с семьями воспитанников

 Семья является основными источником знаний об окружающем мире для детей дошкольного возраста. Именно через семью идет восприятие основных моральных норм и нравственных ценностей, именно в семье ребенок учиться правилам поведения в обществе. Поэтому роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика.

        По нашему совету родители с детьми  посещали с детьми выставочные залы, музеи, библиотеки, кукольный театр, предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом.

       Оформила консультации в информационном уголке для родителей, такие как: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»,  «Путешествие по родному городу»,  «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

 Многие родители с радостью участвуют в жизни группы: проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной.

Результативность

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Все это играет большую роль в становлении личности будущего патриота. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая художественную литературу.

Подбирая художественные произведения для чтения детям, нужно учитывать возраст детей, доступность и простоту восприятия.

Художественная литература – это источник познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. У детей развивается память, внимание, речь, учатся мыслить, рассуждать, делают выводы. Они должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы знакомим детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети знают тот район, в котором они живут, видят красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем мы подводим к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Обязательно надо дать детям понятие, кто такой гражданин. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну). В старшем дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей в воспитании у детей любви к своему отечеству. В нашей группе имеется «детская библиотечка», где подобрана художественная литература для детей. Библиотечка постоянно обновляется, и каждая новая книга приносит детям радость.

Неизменный интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Свою работу я начинала с чтения сказок, прибауток, потешек. Ведь именно с них начинается познание мира. Сказка учит нас понимать где добро, а где зло. И как не попасть в нелепые ситуации. Кто как не мама споет колыбельную, кто как не бабушка скажет шутку – прибаутку, дедушка расскажет сказку. Вот она неразрывная связь семьи и ребенка. Ребенок чувствует заботу, ласку, ему тепло и уютно под защитой семьи. Древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. Для детей было неожиданностью, что Илья Муромец до свершения подвигов лежал на печи. Мальчишки с большим удовольствием перевоплощаются в богатырей, сражаются с «врагами». Так зарождается любовь и уважение к семье и Родине.

Помимо народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

Предлагая детям рассмотреть иллюстрации в книгах, я подталкиваю их тем самым к желанию послушать произведение. Читая вслух, соблюдая все интонации, краем глаза замечаю реакцию детей. Они переживают вместе с героями. После чтения обсуждаем, пересказываем некоторые моменты. И всегда я спрашиваю детей, что вам понравилось? Как бы вы поступили на месте героя? А что сделали вы, оказавшись в такой ситуации? Детям нравятся произведения таких авторов как Е.Пермяк, Н.Носов, Л.Кассиль, Г.Снегирев, А.Гайдар, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, С.В.Михалков и мы часто перечитываем их. И каждый раз дети выносят для себя что-то новое.

Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия на сознание ребёнка. Да, детям не понять что такое война? Они не видели и не слышали этого ужаса, но пусть знакомятся с подвигами тех, кто подарил нам мир через художественные произведения. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость войны.

Важно детей знакомить с произведениями о дружбе, о ровесниках, о жизни в детском саду и школе. О семье и родных людях. Очень интересны в этом плане на мой взгляд цикл произведений Л.Воронковой «Про Таню и Аленку». Пусть на таких жизненных примерах дети получают знания.

Дети еще маленькие и много не осознают. Живут, радуются жизни, посещают детский сад, принимают заботу близких. А я верю, что постепенно они начнут понимать, что лучше родного края, Родины, семьи и окружающего ничего нет. Они вырастут патриотами своей страны, и будут трудиться на благо Родины. Моя задача как воспитателя, помочь им в этом.

Художественное слово в патриотическом воспитании

Прежде чем я знакомлю ребят с произведениями о ВОВ, подготавливаю их к восприятию этой сложной темы: -предоставляю небольшие сведения из истории о войне; - рассказываю маленьким слушателям о том, как мужественно защищали Родину солдаты, о ценности и  неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом; - беседую с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути живое, оставляющей после себя людское горе. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», предлагаю им рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны: «Куликово поле»,«Битва под

Сталинградом», «Дети войны», «Курская битва», «Генерал Жуков», «Дети- герои» и т.д.

Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:

- С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны, о том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы; - Е. Благинина « Шинель» - о детстве лишенном радостей/

 Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми

дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не

только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те

ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

Организация работы с семьёй в системе нравственно-патриотического

воспитания дошкольников.

Конечно, патриотизм – это качество души, нравственное зеркало Человека,

однако в этом зеркале ребенок видит еще и стоящих рядом с ним взрослых, а то есть берет с них пример. Работая в этом направлении воспитания детей, не упускала это из виду. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто

слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, вовлекала

семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников, старалась заряжать лучшими

эмоциями, впечатлениями, настроениями. Взрослых не перевоспитаешь.

Однако, потихоньку, незаметно вовлекая их в образовательный процесс,

оставишь некий отпечаток в их сознании, покажешь ценность нравственного

воспитания будущего поколения, вдохновишь, убережешь от ошибок

семейного воспитания, подскажешь верные тропинки по пути к родительской мудрости. Мягкое, ненавязчивое взаимодействие дает свои результаты, родители начинают смотреть на становление нравственного облика их ребенка твоими глазами, осознавать значение этих становлений, стараться уделять этому свое время, искать возможности культурного общения, досуга со своим ребенком.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко использую при работе с родителями воспитанников.

Использовала следующие действующие формы работы с родителями:

 Предлагала «маршрут выходного дня» с рекомендациями по доступному

ознакомлению ребёнка с памятником культуры родного города.

Результаты работы:

Введение ребенка в увлекательный мир русского Слова, многогранного в своем звучании и смысловых оттенках способствует формированию интереса к художественной литературе, к речевому творчеству, проявлению желания научиться самостоятельно читать, в результате чего расширяется кругозор, обогащается социальный опыт.

Дети учатся видеть прекрасное в окружающем мире, что способствует развитию их творческих способностей, воспитанию патриотизма, основ гражданственности, интереса и любви к своей малой родине.

Перспектива

В перспективе планирую расширить спектр представлений детей о родном крае, а затем и о стране через разные направления  образовательные области; показать взаимосвязь и интеграцию малой и большой Родины. Хочу отметить, что те живые представления, которые дети получают на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения истории.

Я думаю, чем больше дети будут узнавать интересного о родном городе и крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.

В работе с родителями продолжить организацию совместных праздников, досугов, развлечений. Подготовить новые беседы, консультации, внедрить новые формы  работы.

Вывод.

Заключение
Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда
была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования
личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественнополитическое устройство человеческого общества, его
функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым

близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие

его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается

с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что

вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им

глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную

роль в становлении личности патриота. Ко всему прочему патриотическое

воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит

помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня

первоочередная задача всех педагогов дошкольных учреждений -

системно воспитывать в детях любовь к Родине, к своему городу, к своей

семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать

настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Результативность:

-активизировались внутренние эмоциональные связи между воспитанниками,

-сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу,

родному краю через все виды детской деятельности;

-расширились представления о городах России, символах государства (герб,

флаг, гимн), памятниках культуры, народного искусства,

-развились чувства ответственности и гордости за достижения страны,

появился интерес к народным традициям, обычаям, промыслам;

Литература:

Работая по данной теме, я использовала различную литературу, которая помогла мне в работе:

Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью

Веракса, Н.Е. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва:

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.,

 Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое  пособие, М., 2007

Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – Москва,   2003.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации.   Маханева М. Д Печерога, А.А..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю

Буклет "Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю"...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Подготовила: Сысоева С.И.

laquo;С чего начинается Родина?»С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела ...

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников любви к родному краю»

Цель: Раскрыть значимость воспитания у дошкольников  чувства патриотизма, любви к Родине....