программа развития
рабочая программа (младшая группа)

Программа развития определяет цель, задачи, направления и предполагаемые результаты развития МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран» в соответствии с ФГОС ДО («Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_2022-2025.docx101.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Могсохонский детский сад «Наран»

671460, Республика Бурятия, Кижингинский р-н, у. Могсохон ул. Базарова, 8

тел. 8(30141)35322 email-detsadnaran@mail.ru

ПРИНЯТО                                  СОГЛАСОВАНО:                              УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим Советом         Заместитель Председателя                Заведующий МБДОУ

Протокол № 2 ОД-12                Комитета по социальной                    Могсохонский

от «24» августа 2022 г.             политике- начальник                           детский сад «Наран»

                                                   отдела образования                       ______/С.Ц. Доржижапова/

                                                   _______/С.Н. Башенхаева/

                             

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

НА 2022 – 2025 ГГ.

у. Могсохон, 2022г.

Содержание

1. Пояснительная записка.............................................................................................3стр

2. Паспорт программы развития на 2022-2025г.г.......................................................4стр

3. Информационная справка об учреждении..............................................................9стр

4. Анализ деятельности МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран»...................10стр

5. Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса.................13стр                                                               6.Материально- техническое обеспечение ................................................................15стр                                                                 7. Социальные партнеры МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран»................15стр                                                                                              8. Концепция Программы развития МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран»17стр                                                                                                                           9. Принципы, заложенные в основу Программы......................................................19стр                                                                                 10. Предполагаемые результаты реализации развития Программы........................20стр                                                     11. Механизмы реализации Программы.....................................................................28стр                                                                                                    12. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения.....................30

  1. Пояснительная записка

                                                        Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Могсохонский детский сад «Наран» является официальным рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности учреждения.

Это система действий для достижения желаемого результата развития учреждения, его приоритетного направления предоставление образовательных услуг в соответствии с ФГОС ДО. Программа направлена на повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ Могсохонский  детский сад «Наран» в соответствии с ФГОС ДО, предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации – руководителей учреждения, педагогов, детей и их родителей (законных представителей).

                                                        Программа развития определяет цель, задачи, направления и предполагаемые результаты развития МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран» в соответствии с ФГОС ДО («Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

                                                                Целевыми установками ФГОС ДО, образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

        Программы  Развития МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран» разработана творческой группой детского сада и принята на общем собрании работников.

Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных в процессе реализации программы.

Качественные характеристики Программы.

Актуальность - Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционного процесса детского сада.

Прогностичность - данная Программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению (в Программе представлена не только эталонная модель выпускника детского сада, но и перспективная модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации программы развития). Таким образом, просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации программы; намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность – Программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.

Реалистичность - Программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их реализации.

Целостность - наличие в Программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).

Контролируемость - в Программе определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.

Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей Программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и муниципального уровней.

Индивидуальность - Программа нацелена на решение целей и задач введения ФГОС ДО, специфических (не глобальных) проблем МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран» при максимальном учете и отражении особенностей детского сада комбинированного вида, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников.

  1.  Паспорт программы развития

Наименование Программы

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Могсохонский детский сад «Наран» (далее ДОУ) на 2022– 2025 г.

Руководитель Программы

Заведующий МБДОУ Могсохонский детский сад

«Наран» Доржижапова Соёлма Цырендоржиевна

Разработчики программы

Творческая группа, в состав которой вошли представители администрации, педагоги ДОУ.

Участники Программы

Сотрудники ДОУ, родители (законные представители)

воспитанников.

Сайт ДОУ в сети

интернет

Основания для разработки Программы

-Конвенция о правах ребенка;

-Конституция РФ;

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Стратегия развития воспитания в Российской

Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г.

№ 996 – р «Стратегия развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года»;

-СанПиН 2.4.1.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28.09.2020г. №28»;

-Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 78 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём;

-Устав образовательного учреждения;

-Основная образовательная программа МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран».

Назначение Программы

- Программа предназначена для перспективных направлений развития образовательной организации на основе анализа работы за предыдущий год;

-В Программе отражены тенденции изменений, включены основные направления содержания образования и организации образовательного процесса.

Цели Программы

Стратегическая цель:

Переход от традиций к инновационному качеству педагогического процесса, соответствующего требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения с учетом запросов родителей и интересов детей.

Тактическая цель:

  1. Повышение качества образовательных, здоровье формирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью учреждения.
  3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребёнку дошкольного возраста с учётом потребностей и возможностей социума.

Задачи программы

Задачи:

1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей в соответствии с ФГОС, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка в разных видах деятельности;

2. Создание монолингвальной речевой развивающей среды на бурятском языке;

3. Разработка методических материалов, парциальных программ для погружении в бурятскую языковую среду;

4. Обновление нормативной базы образовательного учреждения, оказание психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

5. Создание условий для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогических работников МБДОУ;

6. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития воспитанников, использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе;

7. Активизировать участие родителей в деятельности

ДОУ через формирование компетентностей родителей в вопросах развития и воспитания детей, создание родительских творческих клубов и использование интерактивных форм взаимодействия.

Основные функции Программы

Программа осуществляет три основные функции:

-очерчивает стратегию развития детского сада;

-выделяет приоритетные направления работы;

-ориентирует всю деятельность на конечный результат.

Принципы образовательной деятельности ДОУ в рамках

Программы Развития

Принцип системности;

Принцип развивающего образования;

Принцип индивидуализации и дифференциации;

Принцип гуманизации;

Принцип увлекательности;

Принцип вариативности;

Принцип активности.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года с 2022-2025гг.

I этап – 2022-2023гг.

Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы):

- Диагностика имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации и начало выполнения Программы. Работа по подготовке кадровых, нормативно-правовых, материально-технических, финансовых ресурсов и обеспечение методического сопровождения реализации преобразований (внесение изменений в Устав, разработка локальных актов, обновление материально- технической базы).

-Мониторинг удовлетворенности образовательных потребностей воспитанников и их законных представителей.

-Анализ, корректировка цели, конкретизация задач и содержания работы на этапе.

-Реализация речевой развивающей среды на бурятском языке.

II этап – 2023-2024 гг.

 Практический этап (работа по преобразованию существующей системы, переход учреждения в проектный режим работы):

  • Апробация новшеств и преобразований;
  • Внедрение их в текущую работу детского сада;
  • Реализация разработанных мероприятий и организационных механизмов внедрения отработанных инновационных проектов в деятельности детского сада, мониторинг программы и ее корректировка.

III этап – 2024- 2025гг.

Итоговый этап (анализ эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении, транслирование передового опыта работы):

-Подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным блокам реализации Программы.

-Подготовка проектов и программы дальнейшего инновационного развития детского сада.

Ожидаемые результаты программы,

Важнейшие целевые показатели программы

1. Создание организационно-педагогических условий для реализации достижений высокого качества и обновления содержания воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, обеспечивающего всестороннее развитие личности дошкольников.

2. Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и технологий воспитания и обучения.

3. Построение современной комфортной развивающей предметно-пространственной среды и обучающего пространства в для погружения в бурятскую языковую среду.

4. Реализация инновационных технологий:

информатизация процесса образования (использование коллекции Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения и воспитания        дошкольников, повышения        профессиональной компетентности сотрудников ДОУ); участие коллектива учреждения в разработке и реализации проектов разного уровня.

5. Сохранение и укрепление положительной динамики состояния здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей среды: благодаря проектированию и реализации профилактической работы, коррекции нарушений в физическом развитии, приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение ими разнообразными видами двигательной активности. Формирование здоровьесберегающей среды и условий для обучения детей.

6. Повышение компетентности педагогов и реализация современных требований к образовательному процессу, повышение компетентности педагогов в установлении партнерских отношений;

7. Совершенствование форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности и ответственности родителей за воспитание детей, выявление лучшего опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей (законных представителей) в установлении партнерских отношений;

  1. Обеспечение участия ДОУ в проектах различного уровня.

Система контроля за реализацией Программы

Комплексная система мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех структурных блоков программы. Внешний мониторинг образования администрации Кижингинского района, внутренний контроль администрации учреждения.

Результаты контроля ежегодно обсуждаются на итоговом педагогическом совете, предоставляются общественности через публикации на сайте ДОУ.

Приоритетные направления Программы

Управление качеством дошкольного образования по

совершенствованию основных направлений: физического; социально-коммуникативного, познавательного, речевого, и художественно- эстетического развития детей.

Программное обеспечение, методики, технологии. Информатизация образования.

Современные модели образовательного процесса. Безопасность образовательного процесса.

Опытно–экспериментальная деятельность.

Здоровьесберегающие технологии.

Кадровая политика.

Взаимодействие с родителями, повышение их компетенции в воспитании и развитии своих детей. Организации–партнеры.

Риски

Пассивность педагогической общественности по отношению к заявленным направлениям взаимодействия;

Непонимание и нежелание родителей участвовать в жизни детского сада и совместно решать общие задачи;

Сдвиг сроков выполнения проектов Программы;

Нет достижений всех заявленных результатов.

3. Информационная справка

Общие сведения

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Могсохонский  детский сад «Наран»

(МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран»)

Тип ОУ

дошкольное

Статус ОУ

Муниципальное

Учредитель

АМО «Кижингинский район» РБ

Адрес Учреждения (юридический и фактический)

671460, Республика Бурятия, Кижингинский район, у. Могсохон,

ул. Базарова,д. 8

Телефон

83014135322

Адрес электронной почты

ds_mogsokhon@govrb.ru

Официальный сайт Учреждения

bur-mogso.tvoysadik.ru

Режим работы

7.30- 18.00

ФИО руководителя

Доржижапова Соёлма Цырендоржиевна

Формы государственного общественного управления

Педагогический совет

Общее собрание работников ДОУ

Родительский комитет

Содержание дошкольного образования, образовательные и воспитательные программы

1. Основная образовательная программа МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран» (составила рабочая группа МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран»);

2. Программа воспитания МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран»;

     3. Федеральный уровень: Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 2019год – Издание пятое (инновационное), испр.и доп.- М.МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019г.

4. Парциальная программа «Аман угын абдар» (для детей от 3-7 лет) авт: Дашиева Д.Б., Санжаева Д.Ц.

5. Парциальная программа «Уран гархан» (для детей от 3 – 7 лет), авт: А.А. Доржиева, Г.Г. Ахмадеева, Б.Д. Анзанова, С.Ш. Будаева

6. Проект «Бурятия, мой край родной»

7. Программа «Приключения Светофора».

8. Парциальная программа «Хухюухэн хонхонууд» (для детей 3-4 лет), авт: С.Б. Бадмаева и Д.Д. Ванчижуй.

Социально- образовательные и культурно- социальные партнеры

МАДОУ Кижингинский детский сад «Жаргал»;

МАДОУ Кижингинский детский сад «Сэсэг»;

МБОУ Могсохонская СОШ им. Ц.Д. Дамдинжапова;                   РДК, СДК, КЦДБ.

Дата создания ДОУ

Детский сад располагается в одноэтажном кирпичном здании, реконструированный под здание детского сада в 2018 году.

Модель ДОУ (количество групп, структурных подразделений, дополнительных помещений)

В дошкольном образовательном учреждении функционируют 2 разновозрастные группы:

  1. Младшая разновозрастная группа -1 (1,5-4 года);
  2. Старшая разновозрастная группа - 1 (4-7 лет);

Структурные компоненты: 2 разновозрастные группы,  методический кабинет, музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, медицинский и процедурный кабинет, туалетная комната, прачечная, склады, подсобные помещения

Общая площадь ДОУ, территория учреждения

614,2 кв.м. Детский сад имеет холодное и горячее водоснабжение, автономное отопление.

Территория детского сада имеет ограждение и разбита на следующие участки:

Спортивная площадка, 2 прогулочных участков, соответствующих СанПиН, оборудованных малыми архитектурными формами, песочницами, столами  со скамейками.

Учреждение решает следующие задачи

  • Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  •  Обеспечение познавательного, речевого, социально - коммуникативного, физического и художественно - эстетического развития дошкольников.
  • Воспитание с учетом возрастных особенностей;
  • Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников;
  •  Взаимодействие с родителями (законными представителями) для обеспечения полноценного развития дошкольников;
  •  Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.

Система комплексного мониторинга развития детей

  • Здоровье;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно- эстетическое развитие;
  • Социально- коммуникативное развитие;
  • Психическое развитие;
  • Интегративные качества воспитанников.

4. Анализ деятельности МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран»

        В ДОУ созданы безопасные условия пребывания детей и сотрудников, соответствующие противопожарным требованиям, требованиям охраны труда, антитеррористической безопасности, санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

Основными направлениями деятельности ДОУ по обеспечению безопасности участников образовательных отношений являются:

  • охрана жизни и здоровья воспитанников;
  • пожарная безопасность;
  • антитеррористическая защищенность;
  • санитарно-гигиенический режим.

Для обеспечения безопасности образовательного процесса ДОУ оборудовано системой: автоматической пожарной сигнализацией; первичными средствами пожаротушения.

        Разработан паспорт антитеррористической защищенности. Осуществляется круглосуточный видео контроль за территорией ДОУ, на 2 калитки поставлены замки.

В ДОУ разработан Паспорт дорожной безопасности и Паспорт безопасности, в котором определена система безопасности всех участников образовательного процесса и системы передачи сигналов для быстрого реагирования служб безопасности.

        С целью выполнения инструкций по охране труда сотрудников в ДОУ проводятся мероприятия: выдается специальная одежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом изучаются должностные инструкции, инструкции по техники безопасности, электробезопасности, правил пожарной безопасности.

С работниками ДОУ ведётся профилактическая работа:

  • инструктажи по охране труда, охране жизни и здоровья воспитанников, пожарной безопасности, противодействию терроризму (по утвержденному графику);
  • тренировки по эвакуации воспитанников и персонала из здания ДОУ на случай возникновения чрезвычайной ситуации;
  •  оформлены информационные стенды по антитеррористической безопасности, пожарной безопасности, правилам дорожного движения. Ответственным за пожарную безопасность в ДОУ поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарный щит. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. 

Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.

Вывод: социальные условия способствуют успешной социализации воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы по охране жизни и здоровья детей и сотрудников, работает комиссия по охране труда. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются.

Здоровье детей, посещающих ДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива.

Реализация задач по        защите и охране здоровья воспитанников осуществлялась по следующим направлениям:

  • профилактическая
  • противоэпидемиологическая
  • санитарно-просветительская работа
  • физкультурно-оздоровительной работа

С целью сохранения, укрепления здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе жизни организованы следующие оздоровительные и профилактические мероприятия:

  • рациональный режим;

  • сбалансированное детское питание;
  • закаливание - упражнения после сна (в постели), пробежки по дорожкам
  • активность – физкультурные занятия, спортивные праздники, здоровья; дозированный бег; полоскание рта; хождение босиком (летом);
  • двигательная досуги, прогулки; профилактика плоскостопия, нарушения осанки;
  • оздоровительные мероприятия – утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулки, профилактика ОРВИ: С-витаминизация, чесночные ингаляции.

Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ созданы необходимые условия. Пространственная организация среды детского сада и групп соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей.

Координация деятельности педагогического коллектива и медицинской детской сестры ФАП позволила вести эффективную работу:

  • по выявлению детей группы риска;
  • разработке мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости;
  • учету гигиенических требований к максимальной нагрузке воспитанников.

Укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование у них основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации образовательной программы. Осуществляется эта работа в системе, под наблюдением воспитателей.

Условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей. Для реализации задач физического воспитания дошкольников в ДОУ созданы необходимые условия:

  • физкультурный зал с комплектами спортивного оборудования, совмещённый с музыкальным;
  • центры двигательной активности в каждой группе оснащены необходимым спортивным инвентарем;
  • спортивная площадка с зонами для подвижных игр.

Положительная динамика укрепления здоровья и физического развития воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость, физкультурно- оздоровительная работа учреждения ведется в системе, «Здоровье сберегающие технологии в деятельности ДОУ» и «Взаимодействие с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса».

Создать предметно-развивающую среду в ДОУ способствующую самореализации ребенка в разных видах деятельности и сохранению здоровья

Цель:

  • Комплексная система воспитания и развития, ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья.

Задачи:

  • Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;
  • Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей;
  • Обучение навыкам здоровье сберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
  • Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.

5. Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса

Важнейшими показателями, влияющими на результативность педагогического процесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения, детский сад кадрами укомплектован на 100%.

Краткая характеристика педагогических кадров

Количественный и качественный состав

Штатное расписание -13 человек. Из них:

Административный персонал 1 человека

  • заведующий - 1

Педагогический персонал - 5 человек, из них:

  • воспитатель - 3
  • музыкальный руководитель - 1
  • учитель- логопед- 1

Обслуживающий вспомогательный персонал - 7 человек. Из них

  • младший воспитатель - 2
  • работники кухни -2
  • другие - 3

Качественный состав педагогического коллектива

Всего педагогов

Высшей

1 категории

Без категории

5

1

3

1

Уровень образования

Всего педагогов

Высшее

Среднее- специальное

5

3

2

Педагогический стаж

от 0 до 5

от 5 до 10

от 10 до 20

от 20 и выше

2

1

2

0

Награды

  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ – 1
  • Почетная грамота Министерства образования Республики Бурятия – 4

Анализ позволяет сделать вывод, что в ДОУ работают педагоги с большим педагогическим стажем и имеющие специальное дошкольное образование.

Развитие кадрового потенциала

В течение учебного года педагоги ДОУ постоянно повышали свой профессиональный уровень через методические объединения ДОУ и района, курсы повышения квалификации. За 2021-2022 учебный год 3 педагога прошли курсы повышения квалификации. Также прошли аттестацию: 1- высшая квалификационная категория, 2- 1 квалификационная категория.  

Весь учебный год педагоги работали над темами самообразования, поэтому можно сделать вывод, что педагогический коллектив ДОУ обладает высоким ресурсом и конкурентной способностью.

В течении года работала школа молодого педагога. В рамках данной  работы были проведены консультации.

В ДОУ царит доброжелательная атмосфера. Сотрудники добры, ласковы к детям, с большим вниманием относятся к переживаниям детей; умело формируют положительное отношение ребёнка к самому себе, сверстникам, взрослым. Речь взрослых не доминирует над речью детей. В группах созданы уютные условия для психического развития ребёнка. Каждый ребёнок может находиться как среди группы сверстников, так и уединиться. Для улучшения эмоционального самочувствия и значимости в группах отмечаются дни рождения воспитанников

В течении всего периода педагоги ДОУ участвовали в конкурсах различного уровня. Имеются победы в международных, всероссийских конкурсах. Педагоги публикуют свои методические материалы на персональных сайтах и в интернет изданиях.

Динамика результативности педагогического процесса обеспечивается внедрением в практику работы ДОУ нового содержания и организации методов и приёмов воспитания и обучения комплексным подходам к развитию личности наших детей. Существенная динамика отмечена в изобразительной и игровой деятельности.

С целью дальнейшего повышения результативности педагогического процесса в ДОУ, главной целью которого является развитие всесторонне развитой личности, необходимо:

  • Осуществлять социально-нравственное развитие детей через его отношения с окружающим миром;
  • Совершенствовать интеллектуальное развитие ребёнка через формирование высших психических и познавательных процессов;
  • уделять особое внимание развитию речи, игре, физической подготовленности;
  • способствовать развитию экологической культуры.

Проведённый выше анализ результатов педагогической деятельности коллектива ДОУ показал, что вывод их на должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс в детском саду осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования.

Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии.

При этом важное значение имеет соблюдение поэтапного обучения:

1. Этап первичного освоения знаний и умений;

2. Этап самостоятельного применения знаний и умений в специально организованных условиях;                                                                                                                                                         3. Этап самостоятельного творческого применения детьми знаний и умений.

Анализ учебно-воспитательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в ДОУ, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни – школьному.

Актуальной остаётся задача повышение эффективности учебно- воспитательного процесса по достижению задач трех направлений развития ребёнка. В этой связи требуется решение следующих проблем:

  1. Активизация внедрения педагогических технологий в образовательно- воспитательном процессе;
  2. Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе;
  3. Педагогические кадры;
  4. Дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы ДОУ (соблюдение Федеральных государственных образовательных стандартов).

6. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническая база ДОУ соответствует предъявляемым к ней требованиям. Бытовые условия в групповых помещениях и специализированных кабинетах соответствуют нормам СанПиН.

Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с образовательными областями.

За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом закреплены объекты права собственности (здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

Дошкольное учреждение обеспечено необходимым оборудованием для полноценного функционирования. Материально-техническая база соответствует предъявляемым к ней требованиям. Бытовые условия в групповых помещениях и специализированных кабинетах соответствуют нормам СанПиН 2.4.2.3286-15

Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно ФГОС ДО и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г №1014.

В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации развивающей предметно-пространственной среды и требованиями основной образовательной программы, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).

В ДОУ созданы условия для:

  • охраны и укрепления здоровья детей: медицинский блок, физкультурные уголки в группах;
  • физического развития детей - спортивное оборудование в группах для самостоятельной деятельности, игровое оборудование на участках;
  • развития экологической культуры – уголки природы, цветники, огород;
  • музыкальной деятельности - музыкальные уголки в группах;
  • игровой деятельности – зоны игровой деятельности в группах;
  • театрализованной деятельности        детей – центры театрализованной деятельности в группах.
  • развития представлений о человеке в истории и культуре – книжные уголки, уголки безопасности, социализации, познания.

7. Социальные партнеры МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран»

Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами.

Как и любое другое, наше дошкольное образовательное учреждение, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. В установлении прочных связей с социумом мы видим один из путей повышения качества дошкольного образования, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Одновременно этот процесс:

  • способствует росту профессионального мастерства всех педагогов детского сада;
  • поднимает статус учреждения;
  • указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным безопасным. Взаимоотношения мы стараемся строить с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школой и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.

Учреждения

Задачи решаемые в совместной работе

Формы работы

Воспитательно-образовательное направление

МБОУ Могсохонская СОШ

-Подготовка детей к обучению в школе; -Взаимодействие школы и д/с

Посещение школьных уроков детьми подготовительной группы;

Пробные уроки, проводимые учителями школ;

-Совместные спортивные праздники.

МАДОУ Кижингинский детский сад «Сэсэг»;

МАДОУ Кижингинский детский сад «Жаргал»

-Подготовка детей к участию в различных конкурсах.

-Совместное проведение конкурсов различного уровня и типа;

-Участие в конкурсах, проводимых детскими садами.

Школьная библиотека

Приобщение детей к культуре чтения

-Посещение библиотеки, проведение лекций-бесед по ознакомлению с художественной литературой;

-Выдача        родителям        книг из фонда библиотеки;

-Посещение выставок.

Взаимодействие  с

музеем

Приобщение детей к

истории нашего края.

-Экскурсии воспитанников ДОУ в

краеведческий музей;

- Консультирование педагогов ДОУ;

-Посещение        выставок        и        мероприятий.

Взаимодействие с

ДК

Приобщение детей к

искусству

-Посещение        детьми        театрализованных        и

цирковых        представлений,        спектаклей, проводимых на сцене ДК;

-Участие        в        концертах        и        конкурсах проводимых ДК.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения

ЦРБ (Центральная районная больница)

Охрана и укрепление

здоровья детей

-Осмотр, диспансеризация детей,

совместные врачебно-сестринские конференции на базе поликлиники;                    -Семинары на базе детского сада.

8. Концепция Программы развития МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран».

Основные цели «Программы развития».

 Стратегическая цель:

Переход от традиций к инновационному качеству педагогического процесса, соответствующего требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения с учетом запросов родителей и интересов детей.

Тактическая цель:

  1.    Повышение нового современного качества образования (образовательных, здоровье формирующих и коррекционных услуг в учреждении), обеспечивающего целостное развитие личности, как основы успешной социализации и самореализации.

2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью учреждения;

3.   Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребёнку дошкольного возраста с учётом потребностей и возможностей социума.

Задачи Программы:

  1. Обновить нормативную базу образовательного учреждения в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и обеспечение преемственности основных образовательных программ ДОУ и начального образования в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Создавать условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
  3. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, обеспечивать их психическое благополучие, формировать у дошкольников ответственность за свое здоровье, культуру здорового и безопасного образа жизни.
  4. Формировать предпосылки у детей к обучению в школе и осуществление преемственности дошкольного и начального обучения.
  5. Оказание квалифицированной коррекционно - образовательной помощи детям с отклонениями в речевом развитии.
  6. Повысить конкурентоспособность учреждения путём предоставления широкого спектра качественных образовательных услуг, увеличение спектра услуг дополнительного образования детей, коррекционных и информационно-пространственных услуг, внедрение в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования, в том числе информационно- коммуникационных.
  7. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию.
  8. Обеспечить разностороннее, полноценное развитие каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка в разных видах деятельности.
  9. Оказывать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  10. Привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы дошкольного образования развивающую предметно-пространственную среду и материально-техническую базу учреждения.
  11. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.
  12. Создавать условия для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития воспитанников. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
  13. Повысить информационную открытости образовательного пространства ДОУ.
  14. Активизировать участие родителей в деятельности ДОУ через формирование компетентностей родителей в вопросах развития и воспитания детей, создавать родительские творческие клубы и использование интерактивных форм взаимодействия.

Программа осуществляет три основные функции:

- очерчивает стратегию развития детского сада;

- выделяет приоритетные направления работы;

- ориентирует всю деятельность на конечный результат.

Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологи, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.

В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции.

Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном        процессе        и        в        системе дополнительного образования.

9. Принципы, заложенные в основу Программы

В основу разработки Программы развития заложены следующие принципы планирования:

- Принцип         единства        и        целостности        (означает        единство                принципов        и методологии организации                и        функционирования        системы        планирования, единство порядка осуществления планирования и формирования отчетности о реализации документов планирования ДОУ);

- Принцип сбалансированности (означает согласованность и сбалансированность документов планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации);

- Принцип результативности и эффективности (означает, что выбор способов и методов достижения целей развития ДОО должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами планирования);

- Принцип ответственности участников планирования (означает, что участники планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов планирования, осуществления мероприятий по достижению целей развития и за результативность и эффективность решения задач развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации);

- Принцип прозрачности (открытости) планирования (означает, что документы планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию);

- Принцип реалистичности (означает, что при определении целей и задач развития ДОУ участники планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков);

- Принцип ресурсной обеспеченности (означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами планирования);

- Принцип измеряемости целей (означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей и задач развития ДОУ с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе планирования);

- Программно-целевой принцип (означает определение приоритетов и целей развития, разработка взаимоувязанных по целям, срокам реализации программ и проектов ДОУ и определение объемов и источников их финансирования).

10. Предполагаемые результаты реализации Программы развития

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Основные ожидаемые результаты

Индикаторы для оценки достижения

ожидаемых результатов

Сохранение и укрепление положительной динамики состояния здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей среды;

  • снижение уровня заболеваемости,
  • повышение посещаемости в ДОУ;
  • повышение активности родителей по вовлечению их в здоровьесберегающую деятельность.

Повышение качества дошкольного образования

Создание качественных организационно- педагогических условий для реализации ФГОС ДО, для проведения образовательного процесса (психолого- педагогических, кадровых, требований к развивающей предметно- пространственной среде).

Возрастные достижения ребенка

Позитивная динамика развития личностных качеств, целевых ориентиров, стабильность показателей физического развития, установленная в ходе педагогического

мониторинга.

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников

-увеличение числа педагогов, аттестованных на категории;

-увеличение числа педагогов, активно включающихся в проектную деятельность;

-увеличение количества педагогов, принимающих участие в методических мероприятиях разного уровня (семинарах, конференциях, мастер- классах, открытой деятельности с детьми и др.);

-освоение педагогами современных технологий, ИКТ, системно- деятельностного подхода: на оптимальном уровне – 80%;

на достаточном уровне – 70%;

на допустимом уровне – 60%;

- увеличение числа педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах.

Высокая активность педагогов в использовании проектной деятельности с детьми

- увеличение доли педагогов, активно использующих проектные технологии и технологии деятельностного типа в работе с детьми;

  • ежегодное проведение конкурсов в МБДОУ, направленных на выявление и поддержку одаренных и перспективных детей;
  • увеличение числа педагогов, транслирующих в профессиональных изданиях статьи и публикации о результативности внедрения проектных технологий и технологий деятельностного типа;
  • обобщение актуального педагогического опыта.

Трансляция результатов инновационной деятельности педагогического коллектива МБДОУ в муниципальной и региональной системах образования

  • проведение на базе детского сада методических мероприятий для педагогов других образовательных учреждений;
  • подготовка для публикаций методических материалов, позволяющих транслировать перед педагогической общественностью опыт работы о внедрении и результативности использования инновационных технологий в образовательный процесс;

-обеспечение участия ДОУ в проектах различного уровня.

Повышение компетентности родителей (законных представителей) в установлении партнерских отношений

-увеличение активности родителей,

участвующих в жизнедеятельности детского сада.

Характер будущего ДОУ

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно- ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.

В этой связи перед практическими работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами здоровья.

В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Методологическую основу концепции составили положения, представленные в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ю.Ф. Змановского. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали:

  • ценность здоровья,
  • ценность развития,
  • ценность детства,
  • ценность сотрудничества,

которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием целостного освоения мира ребенком.

Ценность здоровья требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.

Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.

Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.

Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:

  1. Право каждого ребенка, как на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с интеллектуальными особенностями.
  2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости.
  3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация ФГОС, современных здоровьеформирующих технологий) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг).

Модель будущего ДОУ

(как желаемый результат)

Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 1,5 лет до 7 лет, их социализации и самореализации.

Перспектива новой модели организации предполагает:

  • эффективную реализацию основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран» и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
  • обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
  • личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализацией подходов;
  • расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
  • обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;
  • четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
  • усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса;
  • принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы обучения и развития, возможность самостоятельного поведения;
  • высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам.

Модель педагога детского сада

(как желаемый результат)

  1. Профессионализм воспитателя:
  • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;

владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьеформирования, использует их как основу в своей педагогической деятельности;

  • владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
  • умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
  • владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно- ориентированную модель взаимодействия с детьми;
  • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
  • умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
  • стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
  • реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей;
  • владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
  1. Проявление организационно-методических умений:
  • использует в работе новаторские методики;
  • включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
  • владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
  1. Личностные качества педагога:
  • четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
  • имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
  • обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
  • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
  • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
  • креативен;
  • воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
  • развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
  • ведет работу по организации тесного взаимодействия медико- педагогического персонала учреждения, родителей и социума.

Модель выпускника ДОУ

(как желаемый результат)

Выпускник детского сада должен владеть следующими компетенциями: Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности

Ключевые компетенции, которые необходимо и        возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте:

  • Социальная;
  • Коммуникативная;
  • Информационная;
  • Здоровьесберегающая;
  • Когнитивная;
  • Эмоциональная.

Социальная компетенция включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Работа в данном направлении осуществляется посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных) - воспитывается умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развитие сенсорных способностей и т.д. В процессе организованной образовательной деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии…

Коммуникативная компетенция.        

Решающее        значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Поэтому практическая работа в данном направлении складывается по большей части стихийно, основывается более на педагогической интуиции, нежели на глубоком знании закономерностей развития коммуникативной деятельности в онтогенезе. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается        пополнения        словарного        запаса,        формирования словообразовательных навыков и т.д.), что достаточно слабо влияет на процесс развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны.

Коммуникативную компетентность в дошкольном и младшем школьном возрасте следует рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Нарушение коммуникативной функции, выражающееся в снижении потребности в общении, наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм), приводят к стойким нарушениям процесса общения, что сказывается отрицательно на установление и поддержание контактов со сверстниками и взрослыми и создаются серьёзные проблемы на пути развития и обучения детей.

Информационная компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов.

Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях.

Любознательность ребенка, его открытость новому, готовность познавать мир (причем не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный, природный) – один из наиболее трудно измеримых и при этом важных критериев. Если познание нового не связывается для ребенка с опытом положительных эмоций, то следует заключить, что ребёнок не готов к школе должным образом, каким бы развитым ни был его интеллект.

Компетентность здоровьесбережения – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников. В подготовительной группе оформлен уголок экспериментирования. Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, например, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т.д.

Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, - это осознание чувств и эмоций других людей, - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции у дошкольников являются праздники и развлечения в детском саду.

Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях. Старший возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, увлечений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школе.

Иными словами, мы должны выпустить ребенка физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.

Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.

11.  Механизмы реализации Программы

Основными        составляющими        механизма        реализации        Программы развития являются:

Финансово-экономический:

  • экономические расчеты и обоснования;
  • формирование бюджета с учетом цели и задач Программы;
  • инвестиционно-кооперационная деятельность;
  • привлечение инвесторов, спонсоров, благотворителей;
  • организация различных конкурсов;
  • финансирование проектов в рамках Программы развития;
  • финансовое стимулирование и др.

Нормативно-правовой:

  • развитие и совершенствование локальной нормативной базы реализации Программы (разработка новых Положений; совершенствование эффективных контрактов, должностных инструкций и др.);
  • нормативное регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного обеспечения реализации задач и направлений развития образования и воспитания, предусмотренных Программой;
  • коррекция Устава ДОУ в соответствии с программными наработками;
  • нормативное закрепление функций за подразделениями ДОУ;
  • нормативное оформление проектной деятельности по реализации Программы развития (утверждение руководителей, паспортов и календарных планов проектов) и др.

Управленческий:

  • распределение функций по реализации Программы за подразделениями ДОУ;
  • изменения оргструктуры и функций ДОУ в связи с реализацией Программы;
  • организация работ по реализации Программы в текущей деятельности подразделений ДОУ и взаимодействия подразделений ДОУ (вертикальные и горизонтальные) по вопросам реализации Программы;
  • координация (согласование) с учредителем и исполнителями изменений в Программе;
  • организация работы с родителями, социальными партнерами и другими ДОО по реализации Программы;
  • формирование мер стимулирования эффективного осуществления Программы развития ДОУ;
  • формирование показателей, отражающих результативность и эффективность системы образования и воспитания в ДОУ;
  • выработка и реализация эффективных мер входного, текущего и итогового контроля;
  • организация мониторинга достижения качественных и количественных показателей и др.

Научно-исследовательский и методический:

  • проведение исследования по выявлению тенденций развития внешней среды ДОУ;
  • проведение опроса (анкетирования) родителей воспитанников для оценки уровня их удовлетворенности услугами ДОО;
  • подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности ДОУ;
  • изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
  • проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей и др. Информационно-коммуникационный:
  • организация и осуществление обратной связи с родителями, учредителем, заинтересованными сторонами по вопросам реализации Программы;
  • организация информационных потоков, документооборота и его автоматизации в ДОУ на основе соответствующих регламентов;
  • создание информационных баз данных по различным вопросам;
  • организация деятельности информационно-аналитической службы (или специалиста) в интересах обеспечения подразделений ДОУ необходимыми информационными материалами по вопросам развития и др.;
  • использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и задач Программы и др.

12. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения:

Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2025 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления сформулированы в целевой программе «Академия здоровья», обеспечивающей участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума.

Целевая программа: «Академия здоровья»

Проблема: Недостаточный уровень развития здоровьесберегающей среды в ДОУ. Средний уровень знаний и практических умений   педагогов и родителей в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития.

Цель:Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Улучшение медико-социальных условий пребывания ребёнка в детском саду.

Задачи:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям спорта.

3. Развитие основных физических качеств и умения рационально использовать их в различных условиях.

4. Создание оптимального режима обеспечивающего комфортное самочувствие, психическое и физическое развитие ребёнка.

Направления работы

Система мероприятий

срок

ответственн

ый

Организационно-подготовительный этап /2022-2023 год/

Создание условий для оптимизации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду, пропаганде ЗОЖ среди воспитанников их родителей

-Разработка                системы        мероприятий,        направленных        на                укрепление здоровья,        снижение        заболеваемости                воспитанников        (Программа

«Академия здоровья»)

2022-2023г.

Заведующий,

Воспитатели

Этап реализации /2023-2024 годы/

Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников

-Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательные области (интегрирование их в различные виды самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности с педагогами).

-использование разнообразных форм организации двигательной активности детей

Постоянно

Заведующий,Воспитатели

Укрепление материально- технической базы детского сада, совершенствование предметно- развивающей среды всех помещений ДОУ с позиции здоровьесбережения.

Приведение в соответствие с требованиями СанПиН и пожарной безопасности территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения:

-приобретение спортивного и игрового оборудования для прогулочных участков;

  • Покупка технологического оборудования:

Оснащение        РППС        современным        игровым        оборудованием, дидактическими пособиями, отвечающими необходимым санитарно- гигиеническим требованиям и задачам, реализуемой ООП;

-приобретение детского спортивного оборудования для физкультурного зала;

Постоянно        по мере финансирован ия

Заведующий

Повышение профессионального

уровня всех категорий работников по вопросам охраны жизни и здоровья детей;

-постоянно действующий семинар: «Здоровьесберегающие технологии,

их применение в рамках ФГОС».

В        течение

всего отчетного периода

Заведующий

 Воспитатели

Повышение        педагогического

мастерства        и                деловой квалификации педагогов по организации                двигательной деятельности детей

-комплекс методических мероприятий (семинары –практикумы,

открытые занятия и пр.) по организации двигательной деятельности детей и занятий физической культурой.

В        течение

всего отчетного периода

Заведующий

Воспитатели

Пропаганда среди семей воспитанников активной позиции по отношению к спорту и физическому воспитанию

-совместные спортивные мероприятия (праздники, походы, экскурсии и

пр.);

-организация консультативной помощи (на родительских собраниях, наглядная информация, фоторепортажи с различных мероприятий и пр);

-пополнение материалами на сайте детского сада.

В        течение

всего отчетного периода

Заведующий

Воспитатели

Аналитико- информационный этап /2024-2025 год/

Комплексная оценка эффективности

Здоровьесберегающей         и здоровьеформирующей деятельности ДОУ

-Анализ эффективности мероприятий, направленных на повышение

компетентности педагогов и родителей в воспитании здорового и физически развитого ребенка (Публикация ежегодного публичного доклада руководителя на сайте ДОУ);

2024-2025г.

Заведующий

Воспитатели

Транслирование опыта работы

дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья

-проектная деятельность;

-публикации о мероприятиях на сайте д/с.

В        течение

всего отчетного периода

Воспитатели

Анализ   эффективности   работы по

укреплению        материально- технической базы детского сада, совершенствованию предметно

пространственной         развивающей

среды        всех        помещений        ДОУ        с позиции здоровьесбережения

-Осуществление программы производственного контроля

В        течение

всего отчетного периода

Заведующий

План действий по реализации

программы «Академия здоровья»с родителями

Направления работы

Система мероприятий

срок

ответственный

Организационно-подготовительный этап /2022-2023 год/

Оценка актуального состояния работы с

родителями и с заинтересованным населением (родители, имеющие детей дошкольного возраста,        представители        учреждений образования и здравоохранения).

-Мониторинговые   исследования   степени        удовлетворенности

заинтересованного населения качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ

-Система контрольных мероприятий (внутриучрежденческий контроль)

2022

Заведующий

Воспитатели

Создание        условий        для        совершенствования

системы взаимодействия с родителями

-совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии

с действующим законодательством

- разработка совместных планов, проектов

2022

Заведующий

Воспитатели

Этап реализации /2023-2024год/

Развитие        разнообразных,        эмоционально-

насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада

-Разработка и реализация совместных планов, проектов.

-Внедрение активных форм работы с семьей (мастер – классы, круглые столы, семинары-практикумы, консультации)

-проведение общих и групповых родительских собраний по актуальным вопросам воспитания и образования детей

-Организация совместных мероприятий: праздники и досуги, дни здоровья, выставки –конкурсы и пр.

- Оформление информационных стендов для родителей в группах и внесение на сайт образовательного учреждения информационного материала на актуальные темы

2023-2024

Заведующий

Воспитатели

Транслирование передового опыта семейного воспитания

-Выступления на родительских собраниях

-круглые столы

-публикации на информационных стендах и сайте ДОУ

2023-2024

Воспитатели  

Привлечение родительской общественности к

реализации Программы развития и усиление роли родителей при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса

-Родительский совет Учреждения

-групповые родительские комитеты

постоянно

Заведующий

Создание        положительного        имиджа        ДОУ

(рекламная деятельность)

-обновление        стендов        по        информированию        родителей        о

деятельности ДОУ;

-Дни открытых дверей (экскурсия по детскому саду; просмотр открытых занятий; досугов);

-Поддержка сайта ДОУ.

постоянно

Заведующий

Воспитатели

Аналитико-информационный этап /2025 год/

Оценка эффективности и совершенствование

инновационной        модели        взаимодействия        с родителями

-анализ        реализации        совместных        планов,        программы        (в

ежегодном публичном докладе руководителя)

-внесение необходимых корректив

Ежегодно

Заведующий

Воспитатели

Мониторинг        престижности        дошкольного

образовательного учреждения среди родителей с детьми дошкольного возраста

Мониторинговые        исследования        степени        удовлетворенности

заинтересованного населения качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ (анкетирование, опросы на сайте ДОУ)

2022,2025

Заведующий

Воспитатели

Поддерживание положительного имиджа

детского сада, обеспечение возможности для транслирования передового педагогического опыта сотрудников ДОУ

-Обобщение        перспективного        педагогического        опыта        по

взаимодействию с семьями воспитанников

-транслирование положительного опыта семейного воспитания и опыта взаимодействия с родителями на разном уровне.

2022-2025

Заведующий

Воспитатели

Прогнозируемый результат:

  • Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • сформированность интереса к сотрудничеству с детским садом;
  •         повышение психолого-педагогической культуры в вопросах воспитания детей;
  • установление единых педагогических позиций и требований ДОУ и семьи к воспитанию детей
  • повышение компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников.

Возможные риски и способы их минимизации

Риски

Пассивность педагогической общественности по отношению к заявленным

направлениям взаимодействия.

Непонимание и нежелание родителей участвовать в жизни детского сада и

совместно решать общие задачи.

Сдвиг сроков выполнения проектов Программы

Не достижение всех заявленных результатов

Группа рисков, связанная с изменением государственной политики в области образования (прекращение отраслевых проектов и программ, изменение

целевых установок).

Группа рисков, связанная с недостатками в управлении программой

(изменение политики государства в отношении государственно- общественных форм управления образовательным учреждением).

Группа рисков, связанная с формальностью реализации задач программы (нехватка педагогического персонала учреждения и его неготовность к работе в инновационном режиме, формализм при реализации программных задач,

организации мероприятий в рамках программы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа средняя группа программа"Развитие"

Данная программа разработана с учетом современных требований ФГТ. Программа предназначенна для среднегодошкольного  возраста....

"Играй - ка" программа развития и фото к программе

"Играй - ка" программа развития интеллектуальных спосбностей через использовние развивающих игр...

Программа действий воспитателя МБДОУ №2. По реализации Программы развития ДОУ на 2012-2014 года.

Программа разработана на основе Программы развития ДОУ на 2012-2014 года в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов,определяющих приорететные направления развития качества образован...

Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы "Развитие" Л.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста 4-5 лет

Цель программы: создание условий для становления познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физически развитой личности, через создание единого образовательного простран...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией В.А. Венгера

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие»  под редакцией В.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей старшего возраста 5-7 лет (II год обу...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...