Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Русский каравай»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Педагогические ориентиры: Воспитывать уважение к традициям русского народа, бережное отношение к хлебу; дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; обобщить знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей старшей группы

Тема: «Русский каравай»

Воспитатель: МБДОУ  «ДС «Буратино» Уварова О.И.

Цель: Приобщать детей к традициям русского народа.

Образовательные задачи:

-Формировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

-Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа.

-Расширять и активизировать словарь детей по теме.

Развивающие задачи:

-Развитие речевой активности, зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мелкой моторики, творческого воображения.

-Развитие продуктивной деятельности через лепку.

-Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей.

-Развитие интереса к разнообразным трудовым операциям, привитие навыков поисковой деятельности.

Воспитательные задачи :

-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

- Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа : любовь к ближним, уважительное отношение к труду людей, к хлебу,чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Предварительная работа:

-Беседа с детьми на тему «История и традиции русского каравая».

-Рассматривание наглядно-методическое пособие «Как хлеб на стол пришел».

-Чтение стихотворений, пословиц, загадок, чтение литературных произведений.

-Заучивание пословиц, поговорок.

-Экскурсия в хлебный магазин с родителями.

-Рассматривание колосков пшеницы, ржи.

-Дидактические игры«Что сделано из муки»«Что сначала, что потом?»

Словесные игры«Образуй словечко»«Что лишнее?»

Материалы и оборудование: магнитная доска, картинки: где растет хлеб, как его убирают, как делают муку, как выпекают, карта маршрута, карты подсказки, разрезная картинка, ящик, корзина, электрокофемолка, зерна: пшеницы, фасоли, гороха; по количеству детей тарелочки.

Методы и приемы:

-Метод создания условий для свободного восприятия квест- игра.

-Метод пояснения.

-Прием направленного диалога с детьми.

-Прием тематического стихотворного каскада.

-Прием использования вопросов.

Ход непосредственно- образовательной деятельности

  1. Орг.момент

«Я здороваюсь везде – дома и на улице, 
Даже "Здравствуй" говорю я соседской... курице  
(Дети показывают "крылышки").
Здравствуй, солнце золотое!
(Показывают солнце). 
Здравствуй, небо голубое!
(Показывают небо). 
Здравствуй, вольный ветерок!
(Показывают "ветерок"). 
Здравствуй, маленький дубок!
(Показывают "дубок"). 
Здравствуй, Утро!
(Жест вправо). 
Здравствуй, День! (
Жест влево). 
Нам здороваться не лень!»  (
Разводят обе руки в стороны). 

     -Воспитатель: - А сейчас поздороваемся с нашим гостем (дети здороваются и садятся на стулья).

Дети: Здравствуйте, мы рады вас видеть.

Воспитатель : Ребята, а с чем обычно на Руси встречают самых дорогих гостей?

Дети: С караваем, с хлебом-солью.

У меня случилась беда, я приготовила каравай, чтобы встретить гостей, а он пропал.

(на экране появляется домовенок Кузя, он говорит: «Ха-ха-ха, а каравай у меня, если выполните все мои задания- получите каравай. На экране будут подсказки (план маршрута), а за каждое правильно выполненное задание будете получать фрагмент картинки по которой отыщете каравай.)

Воспитатель : Для вас это будет квест - игра. Путь будет не легок. Вам придется пройти ряд испытаний. Вы готовы отыскать каравай?

Дети: Да!

Воспитатель с детьми рассматривает план маршрута и отправляются к первому пункту назначения.

Слайд 1(круги)

Воспитатель : Что же это может быть? Воспитатель читает загадку :

Мнут и катают,

В печи закаляют,

Дорогих гостей с ним встречают.

Дети: Каравай.

Воспитатель : А что такое каравай?

Дети: Пирог, торт, хлеб круглый…

Воспитатель : Правильно, каравай, по сути, это буханка хлеба, но не простого, а праздничного, круглой формы с украшениями из теста. Каравай, как и обычный хлеб, имеет свою историю и традиции. В старину он выполнял роль торта, а в наше время каравай остался символом значимых событий.

Воспитатель : Для каких торжественных событий?

Дети: Для дня рождения…

Воспитатель : Молодцы, а еще таких, как свадьба или встреча дорогих гостей. Каравай - это символ русского гостеприимства.

С первым заданием вы справились и получаете фрагмент разрезной картинки.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что нас ждет впереди.

Слайд 2(зерно…. хлеб)

Воспитатель : Ребята - это игра «Что сначала, что потом?»

(Дети выкладывают картинки по порядку с объяснением, как хлеб на стол пришел: от зерна до хлеба).

Дети: Сначала трактора вспахивают землю.

Затем сеялки сажают зерно.

Потом прорастают и всходят всходы.

Позже пшеница наливается и созревают колосья.

После этого комбайны убирают урожай.

Вслед за этим машины везут зерно на элеватор.

Дальше с элеватора зерно везут на мельницу.

После того, как зерно размололи, муку везут на хлебозавод.

Потом замешивают тесто, пекут хлеб и развозят в булочные.

После всего люди покупают хлеб и приносит домой, вот так появляется хлеб на столе.

Воспитатель : Не просто хлеб на стол пришел. Недаром говорят, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужно три силы: земля, солнце и труд.

Воспитатель : Так с чего же начинается каравай?

Дети: С зернышка.

Физкультурная минутка «Зернышко»     

Воспитатель: Ребята, а вы можете показать как растёт зёрнышко с помощью движений. Ребята (да)

  В землю зернышко попало  - дети изображают зёрнышко сложенными ладошками перед грудью, приседают

Прорастать тихонько стало - медленно поднимаются вверх

 Землю дождик поливал - хлопки  в стороны на уровне головы

И росточек прорастал –встать в о.с., руки над головой в замочек

К солнцу потянулся – потянуться  двумя руками вверх 

И красавцем обернулся покружиться вокруг себя, руки на поясе

Воспитатель : Вы получаете еще фрагмент разрезной картинки.

Воспитатель : Ребята, вы молодцы, настоящие помощники, но нам нужно идти дальше. Давайте посмотрим следующую подсказку.

Слайд 3: Золушка

Воспитатель : Ребята, посмотрите, все зерна перепутались, а нам надо отобрать только пшеничные зерна. Какие вы зерна видите на тарелочках?

Дети: Фасоль, горох, пшеница.

(дети садятся за столы и перебирают зерна, в это время воспитатель проводит игру «Образуй слово»)

Назови ласково хлеб (хлебушек)

Крошки хлеба - какие? (хлебные)

Квас из хлеба - какой? (хлебный)

Посуда для хлеба? (хлебница)

Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

Как называется профессия человека, который печет хлеб? (пекарь)

На каком заводе выпекают хлеб? (хлебозавод)

Какая печь печет хлеб? (хлебопечь)

Нож, которым режут хлеб? (хлеборезка)

Воспитатель : Замечательно! С этим заданием вы тоже справились, а зерна пшеницы давайте положим в мешочек, они нам еще пригодятся. Дети находят под тарелочкой часть картинки.

Воспитатель : Мы на правильном пути. Следующую подсказку получите в том случае, если разгадаете загадку: Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может. (Мельница.)

Слайд 4: Мельница

Воспитатель : Правильно. Ребята, а у нас мельницы в группе нет. Как же нам быть, как размолоть зерна в домашних условиях? (версии детей).

Воспитатель проводит экспериментирование: показывает ящик, открывает, достает из него ручную кофемолку и электрокофемолку.

Воспитатель : Дети, что это? (дети рассматривают предметы, называют их).

Воспитатель : Можно размолоть зерна в этих предметах?

(Воспитатель проводит опыт : дети засыпают зерна в разные предметы и размалывают. Выясняют, что в электрокофемолке размолоть зерна можно быстрее, чем с помощью других предметов).

Воспитатель читает стихотворение:

Белый, белый порошок

Насыпают нам в мешок

Вот есть у нас мука

Из зерна пшеничного.

Воспитатель : Что мы получили?

Дети: Муку.

Воспитатель : Мука какая? (пшеничная, из ржи - ржаная, из гречки - гречишная, из риса - рисовая, белая, рассыпчатая, сыпучая, душистая, мягкая, вкусная, и т. д.)

Дети в ящике находят фрагмент картинки. Это еще одна часть картинки.

Воспитатель: Ребята, вы получите еще один фрагмент картинки, если назовете пословицы и поговорки о хлебе.

  • Покуда есть хлеб да вода, все не беда. 
  • Хлеб - всему голова.
  • Если хлеба каравай, так и под елью рай.

Воспитатель : Мы прошли все этапы квеста, собрали все части картинки, давайте сложим и посмотрим, что получится.

Дети: Это каравай.

Воспитатель : Вы справились с заданием. На экране появляется слово «Молодцы»

Воспитатель : Ребята, ищите в группе картинку точно такую, как вы собрали, значит туда и спрятал домовенок Кузя наш каравай.

Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Итог занятия.

Воспитатель: Ну, что ребята наше путешествие заканчивается,                                                что вам в нашем путешествии понравилось?                                                              

Воспитатель: Вы теперь поняли, откуда хлеб берётся? Что является символом русского готеприимства? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Конспект НОД по физическому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Пуговицы»

Конспект физкультурного занятия для детей старшего возраста с использованием обычной пуговицы. Занятие было подготовлено и проведено в рамках проекта "Почему я люблю пуговицы"....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Цветочная страна»

Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия, развивать творческую активность, учить распознавать полевые и садовые цветы....

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Тема: Русская матрешка

Цели: Приобщение детей к национальным культурным традициям. Задачи: Образовательные. Познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой)  как символом русского народного искусства. Познакоми...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Они приближали победу

Цель занятия:Воспитание у детей патриотических чувств к истории, связанной с малой родиной....