НОД "Что такое толерантность"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Соцкая Анастасия Владиславовна

НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chto_takoe_tolerantnost.docx185.02 КБ
Файл my_raznye_no_my_-_vmeste1.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

НОД на тему «Что это такое толерантность?»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: дать детям представление о толерантности. Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.

Задачи: продолжать знакомить детей с разными народами; познакомить детей с понятием толерантность, толерантное отношение; формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии; воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, уважения и доброго отношения к другим людям.

Оборудование: фото с изображением семьи Барбоскиных; мольберт; цветок «Толерантность» на магнитах; спокойная музыка; изображение паровозика; веселая мелодия; изображение остановок; презентация «Мы разные, но мы вместе!»; песня «Мы друзья»; картинки с изображением сказочных героев; картинки с изображением детей в национальных костюмах; изображение ладошек, Земли; клей.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости! Посмотрите на доску. Семья Барбоскиных у нас в гостях! (Показ фото семьи Барбоскиных). Давайте поздороваемся с ними! (дети здороваются с ними – организационный момент «Доброе утро»).

– Барбоскины только приехали с путешествия по стране Толерантность. Знаете такую страну? (Ответы детей). Предлагаю и нам попутешествовать по стране Толерантность. Согласны? (Ответы детей). Но прежде чем отправиться в эту страну, надо узнать, что же она означает.

Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых.

Воспитатель: Что же мы понимаем под словом «толерантность», вот посмотрите – середина цветка, на которой написано слово «толерантность». А на ковре расположены лепестки. Давайте соберем этот цветок. (Дети собирают цветок, звучит спокойная музыка).

– Слова, которые написаны в лепестках цветка помогут нам понять смысл этого очень интересного слова. Я вам сейчас прочитаю эти слова: уважение, терпение, сотрудничества, сострадание, прощение, доброта, любовь, забота, милосердие. Такими чертами должен обладать толерантный человек. А какие черты личности мешают быть таковыми? (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: Молодцы! Нас ждет волшебный паровозик (изображение паровозика). В этом путешествие мы отдохнем, поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу. Встаем паровозиком, и отправляемся (Звучит веселая музыка).

– Вот мы с вами в городе «Мы разные, но мы вместе!» (изображение остановки). Ребята, а вы как понимаете фразу «Мы разные, но мы вместе!»? (Дети пытаются высказать свои мысли).

Показ презентации «Мы разные, но мы вместе!».

Воспитатель: В мире есть люди с разным цветом кожи (слайд 2). На нашей планете все разговаривают на разных языках. В каждой стране свои обычаи и традиции (3). Даже здороваются в разных странах по-разному: в Тибете при встрече показывают язык, В Кении – подпрыгивают ввысь, в Таиланде – кланяться, соединив ладошки перед грудью. На Филипинах чтобы показать уважение к старшим дотрагиваются лбом к их ладони. Этот жест называется «Мано». В Японии – кланяться друг другу, а в России, Европе и Америке – пожимают друг другу руку (4). Все люди разные. Некоторые люди страдают неизлечимыми заболеваниями (5). Есть дети, которые остались без родителей (6). Есть люди богатые и бедные (7). Есть люди разной веры (8). А еще на нашей планете есть те, которые нуждаются в нашей помощи (9). Младшим нужна забота и помощь (10). Нашей поддержки ждут бабушки и дедушки (11). А еще необходима забота братьям нашим меньшим (12) и природе, которая нас окружает (13). Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, общение между людьми, доверительные отношения между людьми, дружба, проявлять гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, когда все люди мира живут в согласии. Все мы разные, но мы дружим (14).

Воспитатель: Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. Подумайте, какие мы? (Дети пытаются ответить; воспитатель подводит их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные). Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны.

– Отправляемся в следующий город.

Воспитатель: Вот и оказались мы в городе Доброты (изображение остановки). Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом. Я буду показывать сказочного героя, если он добрый – хлопаете в ладоши, если он злой – топаете ногами. (Кощей-Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка, Кот в сапогах, Буратино, Мойдодыр). Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше. Прежде чем продолжать путешествие немного отдохнем.

Хоровод «Мы друзья».

Воспитатель: Отправляемся в следующий город Улыбка (изображение остановки).

–  Я думаю, что вы согласитесь со мной: если к человеку относиться с добротой, то ему обязательно захочется поделиться своей улыбкой. Возьмитесь за руки и скажите все дружно: «Мы – одна семья, вместе мы всегда!» Улыбнитесь соседу слева, а теперь соседу справа (Дети улыбаются друг другу).

– Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Ответы детей). Давайте поиграем, а игра называется: «Это я, это я, это все мои друзья». Если загадка о добре, то мы в ответ проговариваем слова: «Это я, это я, это все мои друзья», если загадка о том, что делать нельзя, мы молчим и машем руками «нет».

- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает? (Ответ детей).

- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает? (Ответ детей).

- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик? (Ответ детей).

- А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник? (Ответ детей).

- Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает? (Ответ детей).

Воспитатель: Мы прибываем в город Волшебных слов (изображение остановки Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку можно вернуть хорошее настроение. Поиграем с вами в игру «Дополняй-ка».

- Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Дети: спасибо).

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Дети: добрый день).

- Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… (Дети: здравствуйте).

- Когда нас ругают за шалости, говорим: … (Дети: простите, пожалуйста).

- Везде и всюду говорят на прощание … (Дети: до свидания).

– Стать вежливым нелегко, но это очень важно!

Воспитатель: Отправляемся в город Дружбы (изображение остановки).

– Если мы выполним все задания в этом городе, то попадем с вами на главную площадь страны Толерантности. А как вы думаете, что значит толерантная страна? Толерантная Россия? (Дети высказывать свои мысли).

– Ребята в нашей России народ доброжелательный, трудолюбивый. Все Россияне желают жить в мире со всеми народами, т.е. относится ко всем людям, ко всем национальностям толерантно. Давайте вспомним жителей тех стран, которые находятся по соседству с Россией.

(Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На доске вывешивается картинка с изображением детей в национальных костюмах).

- Кто живет в Белоруссии? – Белорусы.

- Кто живет в Молдавии? – Молдаване.

- Кто живет в Грузии? – Грузины.

- Кто живет в Казахстане? – Казахи.

- Кто живет в Таджикистане? – Таджики.

- Кто живет в Киргизстане? – Киргизы.

- Кто живет в Армении? – Армяне.

- Кто живет в Туркменистане? – Туркмены.

- Кто живет в Узбекистане? – Узбеки.

Воспитатель: Вот мы и оказались на главной площади Толерантности! Посмотрите внимательно, что означает круг? Ладошки? (Предположения детей).

– Предлагаю Вам сделать всем вместе символ толерантности! (выбирают ладошки и наклеивают вокруг Земли).

Воспитатель: И так ребята, сегодня мы с вами поговорили о толерантности. Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботится друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова. Мне хочется завершить наше путешествие словами: «Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир!». Закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад (дети берут символ толерантности, становятся паровозиком и возвращаются в детский сад).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы разные, но мы – вместе!

Слайд 2

В мире есть люди с разным цветом кожи.

Слайд 3

На нашей планете все разговаривают на разных языках. В каждой стране свои обычаи и традиции .

Слайд 4

Как здороваются в разных странах Тибет 4 Филипины Кения Япония Таиланд Россия, Европа и Америка

Слайд 5

Некоторые люди страдают неизлечимыми заболеваниями

Слайд 6

Есть дети, которые остались без родителей

Слайд 7

Есть люди богатые и бедные

Слайд 8

Есть люди разной веры

Слайд 9

А еще на нашей планете есть те, которые нуждаются в нашей помощи

Слайд 10

Младшим нужна забота и помощь

Слайд 11

Нашей поддержки ждут бабушки и дедушки

Слайд 12

А еще необходима забота братьям нашим меньшим

Слайд 13

И природе, которая нас окружает

Слайд 14

Еще необходимо дружить со своими сверстниками, в независимости от их национальности. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, всегда должны прийти на помощь, давайте творить добро каждый день. 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое толерантность?

Данная презентация является материалом,который поможет воспитателям  организовать работу  по вопросу развития толерантности у воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста...

Презентация "Что такое толерантность?" (для старших дошкольников).

Презентация ко дню толерантности. Расчитана на детей старшей и подготовительной группы. Продолжительность 5 минут....

Что такое толерантность?

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов....

что такое толерантность?

досуг для детей 5-7 лет. в игровой форме дети расширяют представления о многообразии мира, учатся доброжелательному отношению к людям....

Консультация для родителей "Что такое толерантность?"

Для родителей в краткой форме даны: определение понятия "толерантность", советы и правила поведения...

Консультация для родителей "Что такое толерантность?"

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность ил...