Статья «Воспитание у детей нравственных качеств через ознакомление с семейными традициями»
статья

Карташова Светлана Геннадьевна

Согласно ФГОС нравственное воспитание дошкольников включает следующие направления работы: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; формирование толерантного отношения к другим людям, народам и их традициям.

Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников одна из приоритетных педагогических проблем.

Практика показывает, что только целенаправленная работа с детьми и их семьями, живое общение с ними, помогают воспитывать у детей нравственные ценности,
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения».
                                                                                   Антуан де Сент Экзюпери. 

Согласно ФГОС нравственное воспитание дошкольников включает следующие направления работы: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; формирование толерантного отношения к другим людям, народам и их традициям.

Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников одна из приоритетных педагогических проблем. 

Практика показывает, что только целенаправленная работа с детьми и их семьями, живое общение с ними, помогают воспитывать у детей нравственные ценности,

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Ребенок как губка впитывает все то, что происходит в семье, поведение, манеры, речь, через семью он знакомится с взаимоотношениями с людьми и изучает окружающий мир. Какое же влияние оказывают на ребенка семейные отношения и традиции? Попробуем в этом разобраться. Наибольшее влияние на ребенка в семье оказывают взаимоотношения родителей. Для малыша поведение отца и матери является своеобразной моделью, и в будущем полученный опыт он попытается перенести на общение с другими людьми. Если в семье преобладают теплые дружеские отношения, то и ребенок к другим будет относиться также, ведь он считает такое поведение образцом. И каким будет эмоциональное и психологическое состояние ребенка, зависит от взаимоотношений в семье.

Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит данная семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. И чем богаче она на традиции, тем разносторонней будет ребенок. Например, если празднование дня рождения сопровождается весельем, задорными играми, сюрпризами, гостями в доме, то и ребенок будет дружелюбным, добрым, активным, гостеприимным. Но если праздник сводится к застолью и выпивке, и нет никаких игр и конкурсов, то ребенок потеряет к этому интерес, он будет думать, что в каждой семье празднования проводятся именно так. Какие воспоминания из детства поддерживают нас во взрослой жизни и помогают справляться с трудностями? Чаще всего мы с благодарностью и нежностью вспоминаем мамины сказки на ночь, уютные семейные посиделки, фирменный папин шашлык на даче, подарки под елкой утром нового года и то особое чувство спокойствия и защищенности, которое дает семья и любовь близких. Иными словами, ценнее всего для нас становится время, проведенное вместе с семьей и наполненное различными ритуалами и совместными действиями – то есть важны для нас наши семейные традиции. Многочисленные исследования доказывают, что они играют большую роль в воспитании и развитии ребенка, влияют на эмоциональный фон в семье, на качество отношений и в конечном итоге – на формирование личности.

Семьи, в которых поддерживаются семейные традиции, в среднем благополучнее остальных, дети в них чувствуют себя комфортнее и счастливее, и даже школьная успеваемость у них существенно выше!

Цель традиций:

- Они придают семье уникальность и неповторимость, отличая ее от других;  - При этом, именно они сохраняют связь семьи с культурным, национальным и религиозным контекстом;

 - Помогают ощутить и укрепить связь с родом, предками и своими «корнями»;

 - Способствуют формированию и передаче семейных ценностей, оказывают влияние на нравственную сферу и развитие морально-этических норм;

- Усиливают внутрисемейные связи и способствуют укреплению теплой, доверительной атмосферы в семье, создают крепкие и нежные отношения между родителями и детьми;

- Способствуют созданию и укреплению связей между поколениями, передаче опыта и знаний. Учеными доказано, что в семьях, где бабушки и дедушки принимают активное участие в жизни семьи, у детей меньше эмоциональных и поведенческих проблем;

- Создают теплые воспоминания и ощущение крепкого тыла, которые будут поддерживать нас в течение всей жизни;

- Обеспечивают создание безопасной среды, которая помогает справляться с жизненными трудностями;

- Дают уверенность и чувство стабильности, поддерживающие нас в моменты жизненных перемен, снижают тревогу и уровень стресса;

 - Формируют представления о мире, о природных и социальных циклах и ритмах, помогают детям ориентироваться во времени.

Виды семейных традиций

Ежегодные: Традиционные национальные и религиозные праздники. Присущие им ритуалы и обряды помогают почувствовать причастность своей культуре и нации, ощутить свою семью частью истории и большого народа. В то же время, в семье могут быть свои собственные обычаи, связанные с каждым из этих праздников.  Памятные даты конкретной семьи – дни рождения, годовщины свадьбы и так далее. Обычно в каждой семье есть свои традиции празднования таких событий.

Периодические (еженедельные, ежемесячные, сезонные): То, что происходит регулярно и характерно именно для вашей семьи – например, пикник на природе каждый год в честь 1 сентября, или совместные походы в кино каждый раз в начале каникул, или ежемесячное посещение бабушки, или еженедельные воскресные обеды и настольные игры.

Ежедневные: Это маленькие ритуалы и всякие милые мелочи, которые практикуются изо дня в день – вечерняя сказка перед сном, или общий ужин, или обязательные объятия на прощание.

Связанные с изменениями в жизни: В некоторых семьях есть традиции и обряды на случай больших перемен (смерти родственников или рождения новых членов семьи, начала школьной или университетской жизни).

Ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов.

 Когда традиции семьи приветствует образовательное учреждение, и когда семья готова выступать в роли социального партнера, такой тандем раскрывает новые формы сотрудничества семьи и ДОУ, обогащая этот союз новыми содержательными формами и видами деятельности, через которые воспитываются ценностные отношения к миру, закладываются основы духовно нравственных позиций воспитанников.

С целью выявления оптимальных условий формирования интереса у детей к семейной традиционной культуре, а также определения наличия традиций в современных семьях можно определить следующие задачи: выявить уровень знаний и представлений у детей о семье, семейной традиционной культуре; оценить возможность приобщения дошкольников к семейной традиционной культуре; изучить отношение родителей к созданию и возрождению семейных традиций.

Одним из методов определения уровня знаний и представлений у детей о семье является наблюдение за детьми в повседневной жизни, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья». Целесообразно также использование методики комментирования картинок (на темы: «Вечер в семье», «Праздники в семье»), в ходе которой ребёнок описывает картинку, исходя из своего личного опыта. Индивидуальные беседы с детьми дают возможность изучить понимание дошкольниками слова «семья», выявить представления детей о семейных традициях, об организации свободного времени в условиях семьи.

В рамках непосредственно образовательной деятельности рекомендуется знакомство детей с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники), закрепление знаний детей о названии родной страны, культуре (устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве).

Очень эффективной формой работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников, является организация совместных празднований дней рождения. Дети, родители и педагоги имеют возможность вместе оформить групповую комнату поздравительными открытками, фотографиями, шарами, подготовить костюмы, подарки, поздравления и угощения, играть в народные игры и исполнять русские народные песни. Целесообразно организовать консультации для родителей «Как интересно отпраздновать день рождения ребёнка». Как правило, взрослые сталкиваются с рядом трудностей при проведении детских праздников. Основным они считают приготовление вкусного угощения и множество подарков, а в последнее время лучшим вариантом считают устроить праздник в кафе. Благодаря консультации родители могут получить много важной, интересной информации, которой с удовольствием воспользуются.

Для поддержания активно-действенного отношения к семейной традиционной культуре эффективным будет оформление альбома или семейной газеты «Наши семейные традиции», где можно поместить рисунки детей на темы «Что мы делаем всей семьей», «Моя интересная семья».

Родительские собрания позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предложения, получить новые профессиональные знания от педагогов по вопросам возрождения и сохранения семейных традиций.

Одной из актуальных и перспективных, на мой взгляд,   направлений деятельности является досуг, как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах.

 Целью досугового направления призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Совместный досуг в детском саду — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Проведение совместных семейных праздников: «Праздник осени», «Праздник мам», «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья», «8 марта», «Масленица» позволяют родителям в неформальной обстановке более тесно пообщаться не только со своим ребенком, но и с родителями таких же по возрасту детей, ребенок же в свою очередь получает опыт общения с взрослыми, усваивает, в приятной для него обстановке, правила и нормы поведения в обществе. Такие вечера создают эмоциональный комфорт в группе, сближают участников педагогического процесса.
Воспитание у детей нравственных качеств через ознакомление с семейными традициями, помогает детям и взрослым установить отношения, основанные на чувстве общности и доверия, учит сочетать свои интересы и интересы других, обогащая свой опыт. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий отрезка времени по воспитанию у детей нравственных качеств на тему: "Поможем Герде спасти Кая"

Сценарий отрезка времени по воспитанию у детей нравственных качеств на тему: "Поможем Герде спасти Кая" с использованием интегративной формы образовательной деятельности...

статья "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой...

мастер-класс "Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с семейными традициями."

Данный материал помогает рассмотреть формы взаимодействия детского сада с  с родителями  в процессе воспитания нравственных чувств у детей.Помогает  воспитателям разработать...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»...

Статья :«Развитие внимания детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим».

Внимание - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект....

Консультация "Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании у детей нравственных качеств на основе семейных традиций"

Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании нрвственных качеств у детей на основе семейных традиций, является важным элементом формирования морально-этического развития ребенка. Семья, как...