Адаптация к детскому саду:ошибки родителей и способы их преодоления
консультация (младшая группа)

Габриелян Анжелика Михаеловна

 

     Адаптация к детскому саду:ошибки родителей и способы их преодоления


Родительские ошибки и способы преодоления адаптация к детскому саду

Многие родители, когда малышу исполняется год, два или три, начинают задумываться о поступлении в дошкольное учреждение.

Получив заветное направление в детский садродители, чаще - мамы, сталкиваются с проблемой отношений «мама-ребёнок»И возникают вопросы:

- Не рано ли я отдаю ребёнка в ясли?

- Готов ли мой ребёнок к детскому саду?

- Будет ли воспитатель любить моего ребёнка и заботиться о нём?

- А я, мама, готова доверить своего малыша «чужой тёте»?

Наряду с этими вопросами родители задумываются о том, не будет ли посещение детского сада травматическим опытом для ребенка?

Безусловно посещение детского сада – это сложный опыт для ребенка, потому что меняется окружающий его социальный контекст. Но педагоги детского сада и родители могут помочь малышу адаптироваться в кратчайшие сроки. И, давайте разберемся, чем прежде всего родители могут помочь своему ребенку?

Современные исследования указывают на то, что главные помощники на пути адаптации к новым условиям жизни в детском саду - отношения, сформировавшиеся у ребёнка с матерью, и умение играть.

Игра - естественный способ познания мира детьми. Как пишет А. Э. Гущина«Игра - это сфера свободы». Но для свободной игровой деятельности малышу нужна психологическая и физическая безопасность.

Специалисты знают, что активное поведение, заинтересованность игровой деятельностью, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с воспитателем – это критерии успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Именно воспитатель становится для малыша той эмоционально значимой фигурой, которая замещает родителя. Поэтому прочные эмоциональные связи (отношения привязанности) должны сложиться у малыша и с замещающим маму специалистом.

Так же необходимо избегать типичных ошибок, которые родители допускают в процессе адаптации.

 

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Адаптация к детскому саду:ошибки родителей и способы их преодоления


Родительские ошибки и способы преодоления адаптация к детскому саду

Многие родители, когда малышу исполняется год, два или три, начинают задумываться о поступлении в дошкольное учреждение.

Получив заветное направление в детский садродители, чаще - мамы, сталкиваются с проблемой отношений «мама-ребёнок»И возникают вопросы:

- Не рано ли я отдаю ребёнка в ясли?

- Готов ли мой ребёнок к детскому саду?

- Будет ли воспитатель любить моего ребёнка и заботиться о нём?

- А я, мама, готова доверить своего малыша «чужой тёте»?

Наряду с этими вопросами родители задумываются о том, не будет ли посещение детского сада травматическим опытом для ребенка?

Безусловно посещение детского сада – это сложный опыт для ребенка, потому что меняется окружающий его социальный контекст. Но педагоги детского сада и родители могут помочь малышу адаптироваться в кратчайшие сроки. И, давайте разберемся, чем прежде всего родители могут помочь своему ребенку?

Современные исследования указывают на то, что главные помощники на пути адаптации к новым условиям жизни в детском саду - отношения, сформировавшиеся у ребёнка с матерью, и умение играть.

Игра - естественный способ познания мира детьми. Как пишет А. Э. Гущина«Игра - это сфера свободы». Но для свободной игровой деятельности малышу нужна психологическая и физическая безопасность.

Специалисты знают, что активное поведение, заинтересованность игровой деятельностью, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с воспитателем – это критерии успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Именно воспитатель становится для малыша той эмоционально значимой фигурой, которая замещает родителя. Поэтому прочные эмоциональные связи (отношения привязанности) должны сложиться у малыша и с замещающим маму специалистом.

Так же необходимо избегать типичных ошибок, которые родители допускают в процессе адаптации.

Ошибка № 1 – «Исчезновение мамы».

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Происходит следующее: мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой.

И он буквально «прилепляется» к маме и психологически, и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно!

Ошибка № 2 – «Долгое пребывание».

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Необходимо учитывать самочувствие ребенка и прислушиваться к материнской интуиции.

Ошибка №3 – «Неправильный режим дня».

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму, который реализуется в детском саду.

Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

Ошибка № 4 – «Быстрые сборы».

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит«Давай скорее»«Давай быстрее»«Опаздываем в садик»«Потом поговорим» и т. д. Часто малыш с утра еще несколько заторможен, и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих!

Избежать подобных ошибок помогут следующие правила:

1. Передача привязанности. Заранее познакомьтесь с воспитателем вашего ребёнка. Расскажите ему об особенностях вашего малыша, его привычках и интересах. Ребёнку расскажите о его будущей воспитательнице, используя тёплую доброжелательную интонацию. Расскажите, как она готовиться к встрече с малышами и как она рада будет его видеть. При первой встрече представьте воспитателя ребёнку, а ребёнка - воспитателю. Хорошо, если они пожмут друг другу руки. Если нет, не беда. Главное - трансляция доброжелательного отношения друг к другу.

2. Формирование самостоятельности. Обучите ребёнка элементарным умениям самообслуживания (кушать ложкой рубленую еду, вытирать рот салфеткой, пользоваться горшком и т. п.). Постарайтесь, чтобы ребенок мог (хотя бы недолго) играть самостоятельно, без активного включения родителей.

3. Компенсация эмоциональных и телесных дефицитов дома. После возвращения из детского сада играйте в телесные игры, делайте малышу игровые массажи.

4. Внимательное наблюдение за состоянием ребёнка. Сложный период адаптации может длиться две недели. Если эмоциональное и физическое состояние ребёнка ухудшается после двух недель посещения, обратитесь к детскому психологу.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду.



Предварительный просмотр:

        Адаптация к детскому саду:ошибки родителей и способы их преодоления


Родительские ошибки и способы преодоления адаптация к детскому саду

Многие родители, когда малышу исполняется год, два или три, начинают задумываться о поступлении в дошкольное учреждение.

Получив заветное направление в детский садродители, чаще - мамы, сталкиваются с проблемой отношений «мама-ребёнок»И возникают вопросы:

- Не рано ли я отдаю ребёнка в ясли?

- Готов ли мой ребёнок к детскому саду?

- Будет ли воспитатель любить моего ребёнка и заботиться о нём?

- А я, мама, готова доверить своего малыша «чужой тёте»?

Наряду с этими вопросами родители задумываются о том, не будет ли посещение детского сада травматическим опытом для ребенка?

Безусловно посещение детского сада – это сложный опыт для ребенка, потому что меняется окружающий его социальный контекст. Но педагоги детского сада и родители могут помочь малышу адаптироваться в кратчайшие сроки. И, давайте разберемся, чем прежде всего родители могут помочь своему ребенку?

Современные исследования указывают на то, что главные помощники на пути адаптации к новым условиям жизни в детском саду - отношения, сформировавшиеся у ребёнка с матерью, и умение играть.

Игра - естественный способ познания мира детьми. Как пишет А. Э. Гущина«Игра - это сфера свободы». Но для свободной игровой деятельности малышу нужна психологическая и физическая безопасность.

Специалисты знают, что активное поведение, заинтересованность игровой деятельностью, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с воспитателем – это критерии успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Именно воспитатель становится для малыша той эмоционально значимой фигурой, которая замещает родителя. Поэтому прочные эмоциональные связи (отношения привязанности) должны сложиться у малыша и с замещающим маму специалистом.

Так же необходимо избегать типичных ошибок, которые родители допускают в процессе адаптации.

Ошибка № 1 – «Исчезновение мамы».

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Происходит следующее: мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой.

И он буквально «прилепляется» к маме и психологически, и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно!

Ошибка № 2 – «Долгое пребывание».

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Необходимо учитывать самочувствие ребенка и прислушиваться к материнской интуиции.

Ошибка №3 – «Неправильный режим дня».

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму, который реализуется в детском саду.

Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

Ошибка № 4 – «Быстрые сборы».

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит«Давай скорее»«Давай быстрее»«Опаздываем в садик»«Потом поговорим» и т. д. Часто малыш с утра еще несколько заторможен, и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих!

Избежать подобных ошибок помогут следующие правила:

1. Передача привязанности. Заранее познакомьтесь с воспитателем вашего ребёнка. Расскажите ему об особенностях вашего малыша, его привычках и интересах. Ребёнку расскажите о его будущей воспитательнице, используя тёплую доброжелательную интонацию. Расскажите, как она готовиться к встрече с малышами и как она рада будет его видеть. При первой встрече представьте воспитателя ребёнку, а ребёнка - воспитателю. Хорошо, если они пожмут друг другу руки. Если нет, не беда. Главное - трансляция доброжелательного отношения друг к другу.

2. Формирование самостоятельности. Обучите ребёнка элементарным умениям самообслуживания (кушать ложкой рубленую еду, вытирать рот салфеткой, пользоваться горшком и т. п.). Постарайтесь, чтобы ребенок мог (хотя бы недолго) играть самостоятельно, без активного включения родителей.

3. Компенсация эмоциональных и телесных дефицитов дома. После возвращения из детского сада играйте в телесные игры, делайте малышу игровые массажи.

4. Внимательное наблюдение за состоянием ребёнка. Сложный период адаптации может длиться две недели. Если эмоциональное и физическое состояние ребёнка ухудшается после двух недель посещения, обратитесь к детскому психологу.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Типичные ошибки родителей и способы их преодоления

В статье представленны типичные ошибки родителей при посещении ДОУ...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий сте...

«Детская агрессивность, ее причины и способы её преодоления»

Некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

      Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформи...

Памятка для родителей "Кризис 3 лет. Рекомендации для родителей и способы его преодоления"

Данная памятка содержит информацию для родителей о том, что такое кризис трех лет, а также рекомендации и советы по его преодолению....