«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».
статья (младшая группа)

Кулиш Анна Николаевна

Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, Интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне- и я запомню. Дай мне сделать самому- и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям дошкольникам  все интересно новое. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».

                                                            Подготовила воспитатель: Кулиш А.Н.

    Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, Интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне- и я запомню. Дай мне сделать самому- и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям дошкольникам  все интересно новое. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным.

   Дошкольное образование обеспечивает развитие и реализацию творческих и исследовательских способностей ребенка.

   Одним из возможных средств развития познавательных навыков дошкольника является экспериментальная исследовательская деятельность.

    Ребенок постоянно испытывает потребность в новых впечатлениях, что способствует развитию поисковой деятельности, которая ориентирована на познание окружающего мира. Чем больше разнообразных явлений происходит вокруг него, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Однако с возрастом у многих дошкольников интерес к исследованиям исчезает. Почему же так происходит? Быть может, причиной этому являются множественные запреты взрослых? Нередко малыш слышит такие фразы, как: «Куда ты лезешь, здесь очень грязно! Опять ты испачкался, сиди на месте! Не ройся в земле!» и т.д.

    Но мы, взрослые, наоборот, должны поддерживать инициативу ребенка познать мир, и не просто поддерживать, а всячески способствовать этому стремлению. Важно знать границы запретам.

     Ведь именно исследовательская деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

На территории нашего детского сада находится участок, разбитый на отделы:

цветочный, овощной, лекарственный, экспериментально-исследовательский, технический и ягодный. Именно здесь, дети приобщаются к труду, приобретают навыки по уходу за растениями.

    Нам важно не просто передать ребенку готовые знания, а создать правильные условия для самостоятельного изучения. Поэтому, на нашем участке и создана экспериментально-исследовательская тропа, целью которого является развитие навыков исследовательской и познавательной деятельности.

     В ходе работы над темой ребенок должен не просто наблюдать со стороны за процессами, очень важно фиксирование результатов, отслеживание действий, оформление дневника наблюдений. Так у ребенка развиваются навыки сравнения, анализа результатов, формулирование выводов по своей теме исследования. Вместе со взрослыми он сможет подготовить презентацию проекта и запланировать дальнейшие перспективы его развития. Продуктом проекта может быть создание интеллект-карты, дидактического материала, составление гербария, мнемотаблицы. Презентация проекта может быть реализована как видеоролик, инструкции по выполнению исследования (например, в виде условных обозначений или рисунков), театральное представление, аудиозапись-дневник его исследования  (например, записи подобного рода: «Сегодня, первого июня, я посадил семена гороха…») и т. д.

     Подводя итог выше сказанного, можно сделать вывод, что летний период является плодотворным временем для развития ребенка. Не смотря на то, что образовательный процесс закончился важно продолжить позитивную деятельность ребенка. Процесс должен быть построен в интересной для ребенка форме.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...