«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга» дополнительный адрес «Ракета»

Поспелихинского района, Алтайского края

План самообразования воспитателя средней 1 –

старшей группы

План по самообразованию педагога

Тема: «Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Мамон Светлана Александровна

2021 -2022 учебный год

     Содержание:

1. Пояснительная записка……………………………………………………...3

2. Актуальность выбранной темы…………………………………….............4

3. Цель…………………………………………………………………………….7

4.Задачи…………………………………………………………………………...7

5.Методы и приемы работы с детьми…………………………………………7                                                  6.Методы и приемы работы с родителями…………………………………...7

7.Используемые технологии……………………………………………………8

8.Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей…………...8

9.Ожидаемые результаты по теме самообразования для родителей……..9

10. План деятельности по теме самообразования…………………………...9  11. Работа с детьми. Основные характеристики данного типа

мышления………………………………………………………………….........10

12.Список литературы для изучения………………………………………...12

 

1.Пояснительная записка  

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка.  На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» и развитие дивергентного мышления я и решила развивать связную речь детей. Я решила строить свою работу по двум направлениям: с помощью дидактических и сюжетно - ролевых игр.

2.Актуальность выбранной темы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Установка на развитие - современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Многие педагоги считают, что развитие речевой активности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть активной речью, использовать все вербальные и невербальные средства общения.

Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:

- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);

- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;

- соблюдение норм литературного языка;

- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.

Необходимо организовать деятельность с ребенком таким образом, чтобы она была направлена на речевую самостоятельность и инициативность. Именно поэтому я уделяю особое внимание:

- формированию у детей умения играть и заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

-развитию способности дошкольников объединяться на основе интереса к деятельности;

- педагогической поддержке различных видов деятельности детей.

Для развития активной речи я использую следующие формы взаимодействия:

- предлагаю дидактические игры, проблемные ситуации, развивающие упражнения;

- применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и развитие речи;

- вовлекаю воспитанников в различные виды детской деятельности.

В психологии процесс «думания» разделили на конвергентное и дивергентное мышление. Под специфическими терминами, малоизвестными обычным людям, зашифровали две принципиально отличающиеся формы мыслительной деятельности.

Конвергентное мышление – это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти правильное решение.

Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.

Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.

Дивергентное мышление – форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.

Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы.

Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи.

Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте. Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я считаю тему по самообразованию актуальной.

3.Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по развитию дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста.

4.Задачи:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста;
  •  подобрать для работы с детьми и пополнения методической копилки, дидактические и развивающие игры;  
  • изучить наиболее эффективные методы и приемы в развитии дивергентного мышления у дошкольников;
  • внедрять  инновационные технологии в процесс развития дивергентного мышления;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

 5.Методы и приемы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

6.Методы и приемы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

7.Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

При разработке проекта использовались документы:

- Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

-Конвенция о правах ребенка;

-ФГОС дошкольного образования – Приказ Министерства образования науки № 1155 от 17.10.2013 г.;

Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»   (корпус «Ракета») 2019г

8.Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.

Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.

Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.

9.Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

10.План деятельности по теме самообразования

Сроки

Взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников

Результат

Сентябрь

Изучение методической литературы по данной теме.

Консультация для родителей: «Развитие дивергентного мышления».

Альбом для родителей: «Поиграем вместе с детьми. Головоломки».

Создание консультации для родителей. Размещена для ознакомления в приёмной группы.

Создание картотеки альбома «Головоломки».

Октябрь

Информационные стенды «В игры разные играем, что мы в детях развиваем»,

Размещение информации для родителей WhatsApp в виде презентации и консультации к ней.

Ноябрь

Индивидуальные беседы

С родителями по теме самообразования

Деловая игра для воспитателей "Дивергентное мышление педагогов"

Беседы с родителями.

Декабрь

Предложить родителям памятки-картотеки развивающих игр.

Создание памяток для родителей. Создание для детей игры «Круги Эйлера». https://nsportal.ru/mamon-svetlana-aleksandrovna

Январь

Беседы с родителями

"Особенности дивергентного мышления"

Беседы с родителями.

Февраль

Организация выставки рисунков "Дорисуй"

Размещение выставки в приёмной.

Март

Сообщение для воспитателей "развитие дивергентного мышления речевого развития у детей дошкольного возраста"

Размещение информации для воспитателей WhatsApp.

Апрель

"Поиграем вместе"
Совместный вечер игр с детьми.

Совместный вечер игр с детьми.

Май

Презентация на родительском собрании "Наши достижения"

 Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Анализ и самоанализ проделанной работы.

Размещение информации для родителей WhatsApp.

В течение года

Анализ динамики развития

Дивергентного мышления детей в течение года. Приобретение и изготовление игр для пополнения РППС группы. Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования.

Привлечение родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Создание для детей игры «Круги Эйлера». https://nsportal.ru/mamon-svetlana-aleksandrovna

Изготовление игр для пополнения РППС группы.

11.Работа с детьми

Основные характеристики данного типа мышления:

  1. Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
  2. Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
  3. Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
  4. Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

Среди задач дивергентного типа можно выделить следующие типы методов и задач.

ГРУППА ДИВЕРГЕНТНЫХ МЕТОДОВ И ЗАДАЧ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ

Вербальные дивергентные методы и задачи

задачи, связанные с разнообразием использования предметов

методика «Три слова»

игры со словами и предложениями

задачи на поиск причин событий

поиск альтернативных способов действий

метод словесных ассоциаций

генерация идей

метод фокальных объектов

сочинение сказок, историй, рассказов

посмотри на мир чужими глазами

Невербальные дивергентные методы и задачи

головоломки для развития воображения и креативности

задачи на развитие гибкости мышления

 

Дивергентные задачи на объёмно-пространственное мышление

нахождение предметов с различным количеством осей симметрии

задачи на построение и конструирование геометрических фигур

12.Список литературы для изучения:

 1. Аматуни И.П. Факторы, способствующие формированию творческого мышления. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1974, №2.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., Педагогика, 1964.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1998, Т.1.

4. Амоношвили Ш.А. Личность гуманная основа педагогических процессов. - М., 1990.

5. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1990г.

6. Анцыферова Л.И. Психология развития и формирования личности. -М.,1984г.

7. Анцыферова Л. И. Принцип развития в психологии. М., 1978г.

8. Вопросы психологии., 1986, №2.11 .Батищев Г.С. Диалектика творческого мышления. М., 1984.

9. Березанская Б. Л. Исследование продуктивности мышления в зависимости от формулировки задачи. Новые исследования в психологии. ,1978, №2.

10. Блауберг И. В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода, М.,1973.

11. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. -М„ 1983.21 .Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. -М., 1983.

12. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990.№ 4. • 2. 13.Вертгеймер М. А. Продуктивное мышление. М.,1987.

14. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1982.

15. Дэвис Дж.Роль игры в детском воображении. Л., 1972.

16. Дункер К. А. Психология продуктивного мышления. М.,1965.

17. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.

18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

19. Подъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1 987.

20. ЮЗ.Ульенкова У. В. Формирование творческих задач. Вопросы психологии, 1980, №5.ч^ 21.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Проблемы развивающегося мышления. Владос., 1995.

22. Шумакова Н. Б. Структура творческого мышления. Киев, 1978.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Развитие пространственного мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста средствами магнитного конструктора Magformers

СЛАЙД 2 ФГОС определяет один из принципов  дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.  В области ...

Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»...

Развитие коммуникативности, мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи, мышления и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное...