Социально-правовая защита детей в детском саду
статья

Семенова  Ольга Борисовна

Социально-правовая защита детей в детском саду
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-правовая защита детей в детском саду

     Современные условия, связанные с глобальными процессами внедрения в жизнедеятельность человека информационных процессов, которые требуют от человека, особенно от детей, большого напряжения, поэтому актуализируется важность обеспечения комфортных условий для познавательной деятельности детей, вливания детей в современную социальную среду. Эта работа должна проводиться на всех уровнях образования, но особенно ее важно начинать на ранних этапах развития детей, чтобы ребенок мог постепенно привыкать к новым условиям деятельности в современном обществе. Первой ступенью целенаправленного воспитания является дошкольное учреждение. Социально-педагогическая работа в образовательном учреждении является одним из важнейших компонентов создания оптимальной развивающей среды. Социальный педагог — педагог, основная деятельность которого направлена на помощь родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ в воспитании и защите прав детей. Социальный педагог — это профессионально подготовленный специалист. Цель его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Общие вопросы становления и развития социально-педагогической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах А. И. Акуловой, Н. Е. Бекетовой, Т. А. Васильковой, Ю. В. Васильковой, М. А. Галагузовой, В. Н. Гурова, И. Н. Закатовой, П. А. Шептенко и др. Проблемы психолого-педагогической помощи в процессе воспитания и формирования личности ребенка раскрыты в исследованиях О. С. Газмана, А. В. Гордеевой, В. В. Морозова, Л. Я. Олифиренко, Л. К. Сидоровой и др. В работе руководствуемся Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социально-педагогической помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической. Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе — социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека. М. А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости. Л.А. и М. А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то и другое вместе, то есть оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л. А. и М. А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных. В условиях эмоциональной поддержки и комфорта постепенно исчезает чувство страха. Ребёнок, начав действовать, обнаруживает, что реальной угрозы нет. Вместо неё осталась страшилка, которой не стоит бояться. Газман О. С. считает, что основная сфера, в которой ребёнку нужна социально-педагогическая помощь — это сфера общения. Отношения, складывающиеся со сверстниками, общение с ними являются самыми важными в жизни детей, определяя их поведение и деятельность. Им необходимо знать мнение друзей и приятелей о себе, испытывать чувство принятия себя товарищами, иметь совпадение мнений по различным вопросам. Войти в сферу общения детей, понять положение в ней каждого, научиться корректировать отношения между людьми — важнейшая функция социального педагога. Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Задача социальных педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

 -          разработка системы планирования;

-          обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

 -          подготовка дидактического материала;

-          определение содержания работы;

-          создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др. Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Можно определить следующие формы их взаимодействия: -          сюжетно-ролевые игры;

-          конкурсы;

 -          инсценировки;

-          встречи с интересными людьми;

-          дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала).

Деятельность социального педагога очень разнообразна и требует приложения многих усилий, терпения и творчества. Организуя свою работу, социальный педагог направляет усилия на создание здорового, эмоционально стабильного и благополучного микроклимата как во взрослом, так и в детском коллективах, способствует гуманизации межличностных отношений (педагог — педагог, педагог — ребенок, ребенок — сверстник, ребенок — группа, ребенок — родитель, педагог — родитель), защищает права и интересы каждого ребенка, участвует в организации досуга и отдыха детей, помогает раскрыться способностям каждого воспитанника. Социально педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника «День защиты детей в детском саду» для детей всех групп на улице

1 июня – наступило лето!И теплом июньским вся земля согрета1 июня – день больших затей –День Защиты в мире маленьких детей!...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....