Статья "Создание предметно-развивающей среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
статья

Михеева Ольга Валерьевна

Статья раскрывает, как грамотно создаавть предметно-развивающую среду в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Создание предметно-развивающей среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это

касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к

отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше

мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то

сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного

периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического

воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего

поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время.

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам

нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем

гордиться. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна

положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением

может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности

с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей

страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у

ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и

промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие

чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование

толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные

задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в

труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка – сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию

помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского

сада.

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада

позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и

способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками,

понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать

интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно

обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных

возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах среднего,

старшего и подготовительного к школе возраста могут быть созданы «уголки

уединения» и психологического отдыха. В каждой возрастной группе

продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением

различных уголков.

Воспитателями могут быть изготовлены дидактические пособия по

нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором

дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды

театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и

природных зон с представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по

изобразительной деятельности превращены в настоящие творческие

мастерские. Интерьеры могут украшать куклы в национальных костюмах,

игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками

воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей

важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя

сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших

дошкольных группах должен иметься периодически меняющийся материал:

лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов.

С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные

игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им

возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от

этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых

художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного

спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе должны

быть организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны

соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных

персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты,

в том числе и фольклорные. Музыкальным руководителем детского сада

собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.

Музыкальные инструменты использоваться на вечерах досуга, ярмарках,

выпускных вечерах.

Для нравственно-патриотического воспитания должен быть создан уголок

патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области,

родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области,

страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому

воспитанию.

Также может быть создана полочка красоты, где выставлены изделия

декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров

помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для

людей, радовать своих близких, родных и друзей.

«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень

красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на

полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять

его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и

длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и

вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду должна

вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных

видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной

край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к

защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет

все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и

физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для

получения единого результата. Этому способствуют специально

организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим,

по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия,

праздники и развлечения. Педагоги могут продолжить работу по

патриотическому воспитанию на кружковых занятиях. В кружке по

физическому развитию разучивать подвижные народные игры, по

музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В кружке по

изобразительной деятельности познакомить детей с разными видами

народной росписи. В театральном кружке инсценировать русские народные

сказки.

Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают

обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя

формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять

сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление

и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование

представления о семье, родословной, воспитание гордости за

принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших

традиций своих предков. Для этого педагоги рассказывают детям, как и

почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение

фамилий», «Мой дом, моя семья». Показывают иллюстрации, оформляют

семейные фотоальбомы, записывают детские рассказы об интересных

событиях в семье, проводят увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей

семьёй».

Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным,

населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать

посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не

равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в

процессе решения экологических проблем могут проводится экскурсии,

целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты и мини-походы.

Формы организации различны: диспуты, маршрутные игры-путешествия,

турниры-викторины, инсценирование экологических сказок. Дети должны

посещать библиотеку, где проводятся или тематические мероприятия, или

выставки.

Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет

развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть

помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках

этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в

родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической

тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в

нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к

участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на

комплексные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающая среда как средство патриотического воспитание дошкольников.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.Понятие «среда», буквально означает «середина» - это то, что занимает проме...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»...

Предметно развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников

предметно-развивающая среда для дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию...

Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе,созданная педагогами. Уголок патриотического воспитания может состоять из:- Центра краеведения;-Мини-му...

План по самообразованию воспитателя. Тема: «Предметно-развивающая среда как эффективный способ воспитания дошкольников».

Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаи...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Доклад с презентацией "Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента в группах ДОУ".

Социальный заказ государства на воспитание человека — образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны — нашел свое отражение в государственных документа...