"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
консультация

Зубкова Ольга Анатольевна.
Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи: • Познакомить с особенностями инновационной технологии - мнемотехника, этапами работы с мнемотаблицами. • Ознакомить с возможностью применения мнемотехники в логопедической работе. • Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Практическая значимость: Мнемотехника может быть интересна педагогам, работающим с детьми. Прогнозируемый результат: • Получение педагогами представления о методике заучивания речевого материала с использованием мнемотаблиц. • Внедрение педагогами в образовательной деятельности инновационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»

Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками.

Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми.

Задачи:

• Познакомить с особенностями инновационной технологии - мнемотехника, этапами работы с мнемотаблицами.

• Ознакомить с возможностью применения мнемотехники в логопедической работе.

• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость:

Мнемотехника может быть интересна педагогам, работающим с детьми.

Прогнозируемый результат:

• Получение педагогами представления о методике заучивания речевого материала с использованием мнемотаблиц.

• Внедрение педагогами в образовательной деятельности инновационных технологий.

Нарушение речи у детей достаточно распространенное явление. Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения звукопроизношения, недоразвитие лексико - грамматического строя речи и связной речи. Дети иногда не могут сформулировать вопрос или дать ответ, не могут толком рассказать о себе. Их высказывания отличаются отсутствием точности, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Как правило речевая активность у детей с ОНР снижена. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Кроме речевых особенностей у детей с ОНР недостаточно сформированы внимание, память и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Монотонное зазубривание, не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Дошкольнику надо помогать запоминать новую информацию, его надо учить контролировать правильность запоминания. Для этого к устной информации требуется прикрепить вспомогательное средство - зрительный образ, символ, рисунок. Одной из эффективных коррекционных методик запоминания является — мнемотехника.

Мнемотехника (искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, в которое заложена определенная информация. На каждое слово или фразу придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. д. Весь речевой материал зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, а текст и картинки соединяются в один сюжет. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при воспоминании, по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Поэтому мнемосхемы часто применяются в логопедической работе.

Мнемотаблицы в логопедической работе можно использовать для:

1. Для обучения грамоте: запоминание образа буквы и различения понятий «звук» - «буква».

2. Для формирования фонетической стороны речи: символы звуков, схема характеристики звука.

3. Развития мимической и артикуляционной моторики.

4. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в чистоговорках, стихах, потешках, закличках, скороговорках, считалках.

5. Обогащения словарного запаса: отгадывание загадок.

6. Формирования грамматического строя речи.

Например: для изменения слов по падежам.

Именительный падеж – Что это? –)

Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)

Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)

Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)

Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)

Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)

7. Для развития связной речи: схемы предлогов, схемы предложений, мнемотаблицы описательных рассказов по лексическим темам, цепочки пересказов.

8. Развития памяти и внимания: заучивание различного речевого материала.

9. Самостоятельное составление мнемосхем.

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность в своих силах и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Работа с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Во время работы с мнемотаблицами работают три анализатора: зрительный, слуховой, тактильный (не всегда).

Приблизительные этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Вопросы по содержанию стихотворения.

3. Чтение каждой строки стихотворения с опорой на мнемотаблицу (самостоятельное составление таблицы).

4. Повторение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...