методические рекомендации учителя - логопеда по планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности
методическая разработка (старшая группа)

рекомендации по планированию ежедневной работы воспитателя по лексической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_logopeda_m_vospitatelya.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по  планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Логопедическая работа в компенсирующей группе для детей с ТНР имеет свою специфику. Согласно коррекционной программе планирование работы логопеда и воспитателя   строится с учетом тематики лексических тем. Как правило, одна лексическая тема изучается в течение 1-2 недель. Совместно с логопедом и воспитателем проводится работа другими специалистами: музыкальным руководителем, физруком и психологом. Они подбирают игры, песни  и задания с учетом лексической темы, выполняют рекомендации логопеда по требованиям к речи детей и строят свою работу с учетом речевых возможностей воспитанников. В группе в течение учебного года работа с детьми по формированию всех сторон речи предполагает необходимость разграничения работы логопеда и воспитателя.

Педагоги, работающие  в группе для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) должны знать, в чем заключается дифференцировка в работе между логопедом и воспитателем по формированию речи дошкольников, чтобы не допускать методические ошибки в работе, дублирование заданий логопеда и неумение накапливать словарь детей.

Воспитатель. В программе для детей с ОНР четко сказано, что ребенок должен слышать образец речи воспитателя и : «Воспитатель должен постоянно пополнять и активизировать словарь ребенка, способствовать формированию правильного звукопроизношения, развивать связную разговорную речь как активную, так и пассивную, уметь грамматически правильно и точно выражать свои мысли». У воспитателя наиболее полноценные условия для знакомства с лексической темой и созданы наиболее естественные мотивационные условия для развития связной  речи детей. Логопед четко определяет возможности словарной работы и указывает речевые задачи. Перед воспитателем логопедической группы стоят следующие задачи по развитию речи детей:

1.Развитие словаря и связной речи необходимого для усвоения программы. Требования не должны быть завышены и не должны быть занижены.

2.Закрепление и развитие речевых навыков для усвоения программы и для эффективности логопедической работы

3.Закрепление навыков правильной речи, полученных на логопедических занятиях.

Воспитатель должен дать как можно больше сведений и знаний по лексической теме, знакомить с художественной литературой: как прозой, так и стихотворениями, учить понимать услышанное и запоминать.

Логопед углубляет эту работу, формируя у детей лексико-грамматические обобщения путем специальных практических упражнений. Логопед  на своих занятиях организует планомерную  работу по накоплению практических наблюдений над языковыми явлениями, формированию элементарных морфологических обобщений, знакомит с моделями словоизменения и словообразования, построения словосочетаний и предложений и учит использовать их в связной речи.

Рекомендации по  планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тнр  отражают  принцип осуществления преемственности  в речевой работе логопеда и воспитателя на определенных занятиях.

 

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

«Домашние животные»

1 неделя.

Понедельник

Утро: рассматривание альбомов  «Домашние животные».

Заучивание пальчиковой гимнастики.

Дидактическая игра «Кто какой голос подает?».

Цель: активизировать словарь по лексической теме «Домашние животные».

 

Занятие:  « Ребенок и окружающий мир».

Тема: «Наши друзья – домашние животные»

Цель: Обогащать знания детей о домашних животных. Уточнить понятие «домашние животные». Формировать у детей знания о значимости животных для человека.

 

Вид  деятельности: прогулка.

Подвижная игра: «Пастух и стадо»

Цель: Упражнять детей в беге, развивать слуховое внимание.

Логочас:  Чтение познавательных рассказов о домашних животных.

Чтение произведения К.Д.Ушинского «Спор животных»

Цель: Уточнить какую пользу приносят животные человеку.

Дидактическая игра: «Назвать семьи домашних животных».

Цель: активизировать и обогащать словарь по теме.

Корова – бык – теленок

Коза – козел – козленок

Овца – баран – ягненок

Собака – пес – щенок

Кошка – кот – котенок

Крольчиха – кролик – крольчата

Лошадь – конь – жеребенок

 «Домашние животные»

1 неделя.

Вторник

Утро: Чтение познавательных рассказов о домашних животных.

Чтение произведения К.Д. Ушинского «Лошадка»

Цель: Уточнить знания детей об особенностях частей тела лошади. Развивать умение в беседе по содержанию произведения использовать образные выражения из текста.

Дидактическая игра "Кто у кого". Цель: Учить детей правильно называть взрослых животных и их детенышей. Уточнение словаря по данной теме.

Логопедическое занятие Развитие речи (лексико- грамматическое)

Тема: «Домашние животные»

Цели:

Активизировать и обогащать словарь по теме.

Закреплять умение употреблять в речи глаголы  в ед. и мн. ч.

Закреплять умение употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Закреплять умение изменять существительные по падежам.

Закреплять умение отвечать грамматически правильной фразой

Занятие: Лепка "Конь".

Цель:

формировать навыки лепки коня пластическим способом, передавая выразительные особенности Дымковской игрушки: грива, хвост.

продолжать знакомить с народной игрушкой.

Вид  деятельности: прогулка.

Подвижная игра: «Волк и овцы»

Логочас: Дидактическая игра:  «Добавь словечко»:

 Кошка … мяукает, а кошки мяукают

Корова … мычит, а коровы..

Овца … блеет, а овцы …

Конь … ржет, а кони …

Свинья … хрюкает, а свиньи, собака … лает, а собаки …


Дидактическая игра «Это чье?»

а) Это чья голова?       Коровья

     Это чей хвост?        коровий             

     Это чьи глаза?                 Коровьи    …

- корова, лошадь, коза.


Художественное слово - чтение сказки ««Бобик в гостях у Барбоса»

Цели:

Учить отличать сказку от рассказа.

Учить понимать эмоционально-образное содержание рассказа.

Учить подбирать сравнения к заданному слову.

 

«Домашние животные»

1 неделя.

Среда

Утро: Чтение познавательных рассказов о домашних животных.

Чтение произведения К.Д. Ушинского «Кот Васька» Цель: Обратить внимание детей на то как писатель подробно описывает внешний вид кота, особенности характера. Учить выделять и запоминать образные выражения.

Дидактическая игра:  «Кто где живет?»:

В коровнике живут …

В конюшне живут …

В овчарне живут …

В доме живут …

В конуре живет …

В свинарнике живут …

В сарае живут …

 Дидактическая игра

«Где мы были мы не скажем, кого видели, покажем.» (изображение домашних животных в действии)

Рисование: "Роспись лошадки"

Цель: учить расписывать силуэты лошадок, передавая особенности цветового и композиционного расположения компонентов узора, развивать эстетический вкус и интерес к нарисованной игрушке.

Вид  деятельности: прогулка. Наблюдение за кошкой. Упражнять в подборе родственных слов к слову «кошка».

Подвижная игра: «Волк и овцы»

Логочас

Дидактическая игра: «Кто как ест»:

Корова – жует

Лошадь –жует

Свинья –ест

Коза –жует

Собака – грызет

Кошка – лакает.

Кто чем питается:

Корова жует …траву.

 Дидактическая игра: « Кто какую пользу приносит»:

 Корова – дает молоко, мясо.

 Лошадь – грузы перевозит, дает целебное молоко – кумыс.

 Коза, овца – молоко, шерсть, мясо, шкуру.

Свинья – сало, мясо, щетину.

Кошка – ловит мышей.

Собака – охотится, охраняет дом, границу.

Кролик – мясо, шкуру.

 

Заучивание стихотворения « Котята» (Маршак С.Я.)

Вот послушайте ,ребята,

Что хотим вам рассказать.

Родились у нас котята

Их по счету ровно 5.

Раз, котенок-самый белый,

Два котенок-самый смелый,

Три котенок -самый умный,

А четыре- самый шумный,

Пять- похож на три и два

Тот же хвост и голова.

 Те же пятнышки на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята 1,2,3,4,5.

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

«Домашние животные»

1 неделя.

Четверг

Утро: Повторение стихотворения С. Я. Маршака «Котята». Развивать силу голоса, интонационную выразительность. Учить читать по ролям.

Дидактическая игра "Угадай по описанию".

Цель: продолжать учить узнавать животное по описанию, ориентируясь в строении тела, покрове, окраске. (Быстрая , гнедая…)

 

Развитие речи (воспитатель)

Цель:  Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать близко к тексту  произведения, используя авторские слова.

Задачи:

1.Закреплять у детей умение внимательно слушать, осознавать, запоминать сюжет текста.

2.Активизировать и обогащать словарный запас.

3.Развивать словесно –логическое мышление.

4.Закреплять умение строить грамматически правильные фразы.

5.Формировать представления о структуре текста. Развивать умение выстраивать сюжетную линию текста.

6.Учить понимать и оценивать поступки персонажей.

7.Стимулировать речевую активность детей.

Сиротка. (текст) Л.Н.Толстой

Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.

    Однажды на сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

 Вопросы: Почему щенка прозвали Сироткой?

                    Кто воспитывал щенка?

                    Как защищала кошка Сиротку?

Какой была кошка?

                    Кого называют сироткой?

Могут ли среди людей быть сиротки?

 

Ручной труд: Собака (оригами)

Цель: упражнять в сгибании квадрата в разных направлениях, в многократном складывании, надрезании. Развивать точность движений, координированную работу обеих рук. Активизация словаря по данной лексической теме. Придумать кличку своей собаке.

 

Вид  деятельности: прогулка. Наблюдение за собакой.

Подвижная игра: «Трезор и кролики»

Логочас

Учить составлять описательный рассказ о животном (на выбор) по схеме-описанию

Составление описательного рассказа о домашних животных .

Кто это?  Обобщение.

Какой по характеру?

Какого размера?

Внешний вид?

Кто детеныши и где живут?

Чем питается?

Что ты знаешь интересного об этом животном?

Дидактическая игра: «Найди ошибку»

Цель: Уточнить знания детей о  семьях домашних животных и месте их обитания. Учить высказывать и доказывать свои суждения развернутыми фразами. (Собака, кошка, щенок живут в коровнике, что не так?)

«Домашние животные»

1 неделя.

Пятница

Утро: Чтение познавательных рассказов о домашних животных. Рассказ к картине логопеда.

Дидактическая игра "Дополни (закончи) предложение".

Цель: учить детей использовать в предложении однородные члены. Пример: На лугу паслась ... (большая, рыжая корова).

Логопедическое занятие Развитие речи

Цель: Учить детей  составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине «Собака со щенятами».

Задачи:

Учить понимать содержание картины и устанавливать причинно-  следственные отношения между персонажами.

Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Домашние животные»

Учить подбирать эпитеты и сравнения.

Закреплять умение отвечать грамматически правильными распространенными фразами.

Развивать мотивационно-побудительную сферу, интерес к процессу составления придумывания рассказа.

Развивать творческое воображение на основе личного опыта.

Рисование: предметное рисование "Конь"

Цель: познакомить детей с творчеством художника М.В. Васнецова, учить рисовать коня, добиваясь выразительности. передавать движения, продолжать развивать эстетическое восприятие живописи.

 Вид  деятельности:  видео презентация.

Цель: Понаблюдать за домашними животными. Отметить, чем питаются домашние животные. Какие издают звуки. Кто ухаживает за ними. Обратить внимание на то, что домашние животные преданы человеку, которые за ними ухаживают. Учить детей наблюдать за животными, любоваться их красотой, силой и ловкостью.

Подвижная игра: «Трезор и кролики»

Логочас: Игра- драматизация сказки Сутеева «Кто сказал: «МЯУ?».

Цель: Продолжать развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Воспитывать артистические качества детей. Формировать навыки диалогической речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Перспективное  планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

годовой план работы учителя - логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 станицы  Копанской муниципального образования Ейский район...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей 5- 7лет

Актуальность программыВ связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями реч...

Рекомендации учителя-логопеда родителям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на летний период.

Добрый вечер, уважаемые родители! Учебный год подходит к концу.За этот год ваши дети подросли, окрепли, достигли успехов в развитии!Мои рекомендации Вам на летний период следующие:  продолжать вм...