Статья на тему: "Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста"
статья

В данной статье представлена характеристика понятия «эстетического воспитания» и «эстетика», так же представлены особенности эстетического воспитания и формы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_elena.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Автор: Маслакова Елена Александровна

Должность: Воспитатель

Место работы: МБДОУ № 79 «Аистенок»

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, эстетическое воспитание, средства эстетического воспитания, ФГОС ДОО, проблема эстетического воспитания

Аннотация: в данной статье представлена характеристика понятия «эстетического воспитания» и «эстетика», так же представлены особенности эстетического воспитания и формы

«ФГОС ДО» одной из образовательных областей выделяет художественно-эстетическое, которое предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения изобразительного искусства [7].

Начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его интеллектуальности, формирования общечеловеческих ценностей и есть период дошкольного возраста. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей» [2].

Успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям – одно из условий, от которого зависит руководство этим процессом со стороны педагога. Это работа трудоёмкая, она требует умение систематически, и ненавязчиво всячески облагораживать окружение ребёнка, а также пронизывать жизнь ребёнка красотой. Педагог ведёт ребёнка от восприятия красоты, воодушевлённого отклика на неё к пониманию и формированию эстетических представлений, а также суждений и оценок.

Эстетическое воспитание дошкольников является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности [6].

        По мнению З.Н. Новлянской и А.А. Мелик-Пашаева «… Сближение понятий «эстетическое» и «красивое» в бытовом значении слова только запутывает дело. Распространяя термин «эстетическое» на разные области жизни и деятельности людей, мы рискуем лишить его определенности, говоря об эстетики быта или поведения, мы обычно подразумеваем вещи очень далекие от «эстетического». Говоря об эстетическом воспитании считается, что соприкосновение со сферой эстетического приведет закономерным образом к глубоким позитивным изменениям личности ребенка. Но «механизм» этого ожидаемого воздействия не ясен. Научить замечать и ценить прекрасное очень важно, однако это качество само по себе едва ли может быть основой настоящего эстетического воспитания» [5].

Эстетическое воспитание играет огромную роль в физическом, нравственном, трудовом, правовом воспитании именно потому, что раскрывает совершенство физически развитого человека, эстетические начала процесса познания, нравственного поведения, трудовой деятельности.

Рассмотрим, как трактуется в современной литературе такое понятие как эстетика. В кратком словаре по эстетике под редакцией М.Ф. Овсянникова– «Эстетика» (от греч. aisthetikos – имеющий отношение к чувственному восприятию) наука, изучающая природу, основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, общении людей, в образе жизни, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории) [330].

В словаре под редакцией С.М. Вишняковой, «эстетика» - философские учения об особенностях эстетического восприятия и общих принципов творчества по законам красоты, о прекрасном, о его отношении к действительности [1].

Б.Т. Лихачев целью эстетического воспитания считает «формирование у детей нравственно-эстетического гуманистического идеала разностороннего развития личности, умение видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Её достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления [4].

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.

Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Сердцевиной этой системы является воздействие средствами искусства, и на основе искусства осуществляется художественное воспитание, образование и развитие обучающихся. Художественное воспитание характеризуется как целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Утверждая положение в теории эстетического воспитания о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к самопроизвольному развитию детей в их эстетическом становлении. Природа с момента рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Наряду с тем, эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного эстетического воспитания.

Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к народу и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает представления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношениях (этика), труд (дизайн, техническая эстетика).

Формы организации эстетического воспитания в художественном процессе могут быть разнообразными: в совместной и самостоятельной деятельности, во время праздников, экскурсии, прогулки в других режимных моментах особое внимание следует уделить интегрированным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. К примеру, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном орнаменте, и в выразительном исполнении литературного произведения [3].

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста организуется в разных формах и имеют свою классификацию.

        Таким образом, анализ литературы по проблеме эстетического воспитания детей показал, что оно включает развитие эстетических чувств, эстетического вкуса, оценки, формирование представлений о красоте на основе выявления эстетических качеств природы, приобщения детей к искусству в различных видах художественной деятельности, формирования на доступном уровне представлений о красоте человека. Наиболее значимым фактором эстетического развития детей является их художественная деятельность как специально организованная, так и самостоятельная, в форме занятий, праздников, интегрированных занятий, в режимных моментах и др.

Список используемых источников

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика – М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  2. Концепция дошкольного воспитания: Одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1. [Электронный ресурс]. – URL – http://www.consultant.ru
  3. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в ДОУ. [Текст] / B.C. Кузин - М.: Просвещение, 2014. с. 236
  4. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б.Лихачев. М.: Педагогика, 2002. с. 183.
  5. Новлянская З.Н., Мелик-Пашаева А.А. Ступеньки к творчеству / З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаева. – 3-е. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. с.186
  6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 576.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] – М.: Центр педагогического образования, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

статья "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Эстетическое воспитание  обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: глубину его мы...

Статья: Интегрированный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

 Статья о совместной деятельности педагогов и специалистов в детском саду....

Статья на тему "Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМисюрина Анастасия Анатольевна Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это систематический процесс, ...