Применение кубика Блума в детском саду
консультация

Домнина Анна Евгеньевна

                                                                              Применение кубика Блума в детском саду

                                                                           Подготовила: воспитатель Домнина А.Е.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Один из популярных приемов игровой технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Описание: https://urok.1sept.ru/articles/693118/img1.jpg

Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.

2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать ребенку.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика - с него и должен начинаться вопрос.

 

 

Для примера, предлагаю обобщающую тему «Вода».

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин, действие и т.д.

  • назови, какие комнатные растения ты знаешь?
  • придумай предложение со словами: лейки, вода, цветок.
  • для чего нужна вода цветам?

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

- Почему нужно мыть фрукты?

- Чем мы моем фрукты?

- Какая должна быть вода?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- объясни, зачем нужна вода в жизни человека?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

  • что нужно человеку, чтобы утолить жажду?
  • какую воду можно пить?
  • предложи правила для питья.

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

- Придумай, что можно сделать по дому с помощью воды.

Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений о воде, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

- Какие водные процедуры ты знаешь?

- «Как плохо, что (когда)…»,

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

"Кубик Блума" универсален.

Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии-когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Кубик Блума в дошкольном возрасте

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

- Опиши. Форму, размер, цвет, качество предмета, природное явление, игрушку и т.д.

- Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

- Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

- Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

- Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

- Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы". Можно использовать ТРИЗ «Хорошо-плохо».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. "Применение кубика Блума на занятиях с детьми дошкольного возраста"

Использование кубика Блума - популярный приём критического мышления, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом....

Применение " Кубика Блума " на занятиях и на прогулке.

Применение « Кубика Блума» и « Ромашки Блума» на НОД и на ...

Конспект НОД по применению " Кубика Блума " в разновозрастной группе на занятии по финансовой грамотности

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей ...

Мастер – класс для педагогов «Применение кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер – класса: познакомить с одним из приемов педагогической инновационной технологии- Кубик Блума и применением их в работе с детьми....

Доклад "Использование кубика Блума в детском саду"

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использоват...

Консультация для родителей «Применение Кубика Блума в детском саду»

Один из популярных приемов игровой технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума"....