Семинар - практикум для воспитателей «Художественно – эстетическая деятельность в ДОУ»
методическая разработка

Волкова Евгения Евгеньевна

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. Художественно – эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_e.e.docx362.21 КБ
Файл prezentatsiya3.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

             ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА

        G:\учеб.г.2019-20\педсоветы 19-20\худ.эст.разв\515934_5.jpeg

Семинар - практикум

«Художественно – эстетическая деятельность в ДОУ»

Выполнила

старший воспитатель

Волкова Е.Е.

Фурманов

1 слайд

Семинар

«Художественно – эстетическая деятельность в ДОУ»

2 слайд

ПЛАН

1.Доклад: «Роль детского сада в формировании творческой личности» (воспитатель Смирнова Е.В.)

2.Слайд-презентация «Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно - эстетическому развитию» (воспитатель Тихомирова И.В.)

3.Сообщение из опыта работы:  «Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс «Опускаем руки в краску» (воспитатель Батаева В.А.)

4.Практикум: «Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками» (педагог – психолог Малеева М.В.)

5. Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (воспитатель Туманова И.А.)

6.Решение кроссворда (старший воспитатель Волкова Е.Е.)

7.Подведение итогов

3 слайд

Как в ФГОС ДО раскрывает художественно – эстетическое развитие?

        Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

4 слайд

  1.  Доклад-презентация «Роль детского сада в формировании творческой личности» (Смирнова Е.В.)

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Целью работы нашего детского сада по художественно-эстетическому воспитанию является:

  • формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;
  • воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

  1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
  3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
  4. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;

Для получения ожидаемых результатов в МДОУ д/с № 12 «Аленка» создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание развивающей  предметно - пространственной среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с социумом.

Наш детский сад реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.

В работе по  художественно-эстетическому воспитанию детей могут быть использованы следующие парциальные программы и методические пособия:

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
«Красота. Радость. Творчество». Т.С.Комарова,  А.В.Антонова, М.Б. Зацепина. 

Цель:  направлена на развитие ребенка, как приобщение к  здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания.

Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного), ребенок испытывает положительные эмоции,
на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Программа музыкального образования детей дошкольного возраста
«Камертон» Э.П. Костина.

 Цель: разностороннее, полноценное музыкальное образование детей (обучение, воспитание, развитие), соответствующее их возрастным возможностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности.

Программа художественного воспитания. Обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И.А. Лыкова.

Данная программа позволяет реализацию базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства   «Театр – творчество - дети», Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.

Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Программа  духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», И.А.Кузьмин. 

Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуре.

Одним из основных компонентов системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие строится в трех направлениях:

  • организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы:

  • музыкальное воспитание,
  • изобразительная деятельность,
  • театрализованная деятельность,
  • знакомство с художественной литературой,
  • ознакомление с природой;

Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:

  • способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
  • учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;
  • повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;
  • пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.

Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:

  • изобразительную деятельность (НОД, самостоятельная художественная деятельность);
  • музыкальное воспитание;
  • театрализованную деятельность;
  • кружковую работу;
  • индивидуальную работу;
  • выставки детских работ;
  • праздники, развлечения, концерты.

Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, таких, как «Маленький театрал»,  «Юные умельцы»,  которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию талантов и способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей в творческой деятельности.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей была бы неполной, если бы не взаимодействие всех педагогических работников ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования). Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи художественно-эстетического воспитания; всестороннего развития. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

5 слайд

2.Слайд-презентация «Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно - эстетическому развитию» (воспитатель Тихомирова И.В.)

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.          Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности:  театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты, мини-музеи, уголки природы. Для занятий музыкой должен быть музыкальный зал, костюмы и музыкальный реквизит, различные виды театра.

Дети должны ежедневно заниматься продуктивными видами деятельности, вместе с педагогом готовить выставки, проводить интересные творческие мероприятия, посещать мини-музеи ДОУ, ходить на экскурсии, целевые прогулки.

В нашем детском саду в группах и методическом кабинете оформлены выставки народно-прикладного искусства и детских поделок. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы с хохломской, гжельской росписями), необходимый наглядный художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации продуктивной деятельности с детьми. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения и произведения русского народного творчества. Для ознакомления с искусством используется ИКТ (ноутбук, проектор)

Эффективно используются раздевалки, коридоры, групповые комнаты. В них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного и бросового материала.

Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

6 слайд

3.Сообщение из опыта работы:  «Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс «Опускаем руки в краску» (воспитатель Батаева В.А.)

7 слайд

4. Практикум: «Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками» (педагог – психолог Малеева М.В.)

8 слайд

5.Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (воспитатель Туманова И.А.)

9 слайд

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие строится в трех направлениях:

  • организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

10 Слайд

Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы:

  • музыкальное воспитание,
  • изобразительная деятельность,
  • театрализованная деятельность,
  • знакомство с художественной литературой,
  • ознакомление с природой;

Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:

  • способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
  • учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;
  • повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;
  • пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.

Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

11 слайд

Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:

  • изобразительную деятельность (НОД, самостоятельная художественная деятельность);
  • музыкальное воспитание;
  • театрализованную деятельность;
  • кружковую работу;
  • индивидуальную работу;
  • выставки детских работ;
  • праздники, развлечения, концерты.

12 – 19 СЛАЙД

6.Решение кроссворда (старший воспитатель Волкова Е.Е.)

1. Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш.

Я как врач, его лечу –

Быстро, остро заточу.

2. Если видишь, на картине

                                                           Нарисована река,

                                                            Или ель и белый иней,

                                                            Или сад и облака,

                                                              Или снежная равнина,

                                                               Или поле и шалаш,

                                                              Обязательно картина

                                                   Называется...

3. Предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

4.Познакомимся, я краска,

В круглой баночке сижу.

Всем раскрашу я раскраску,

А еще картинки в сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

 Очень сочная…

ГУАШЬ

5.Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву. 

6. Что за чудо? Это в ряд

Фигурки разные стоят

Из камня, дерева и глины

Их названия знать должны мы-

Птицы, звери, человек

Любовались ими б век

Разномастные фигуры

Называют их …? Скульптура

7.Что, по мнению Федора Достоевского спасет мир?

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания.

Художественно – эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

7.Подведение итогов

G:\СЕМИНАР 1 ноябрь 2019\1200x630wa.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА Семинар - практикум «Художественно – эстетическая деятельность в ДОУ» Фурманов 2019г.

Слайд 2

ПЛАН 1.Доклад: «Роль детского сада в формировании творческой личности» (воспитатель Смирнова Е.В.) 2.Слайд-презентация «Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно - эстетическому развитию» (воспитатель Тихомирова И.В.) 3.Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс «Опускаем руки в краску» (воспитатель Батаева В.А.) 4.Практикум: «Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками» (педагог – психолог Малеева М.В.) 5. Доклад «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (воспитатель Туманова И.А.) 6.Решение кроссворда (старший воспитатель Волкова Е.Е.) 7.Подведение итогов

Слайд 3

Как в ФГОС ДО раскрывает художественно – эстетическое развитие? Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Слайд 4

«Роль детского сада в формировании творческой личности» Смирнова Е.В .

Слайд 5

«Предметно-развивающая среда ДОУ по художественно - эстетическому развитию» Тихомирова И.В .

Слайд 6

«Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Мастер-класс «Опускаем руки в краску» Батаева В.А.

Слайд 7

«Использование приемов художественного творчества в развивающей и психокоррекционной работе с дошкольниками» Малеева М.В .

Слайд 8

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Туманова И.А.

Слайд 9

организованная деятельность совместная деятельность педагогов и детей самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей Педагогическое взаимодействие педагогов и детей

Слайд 10

Разделы программы : музыкальное воспитание; изобразительная деятельность; театрализованная деятельность; знакомство с художественной литературой; ознакомление с природой.

Слайд 11

Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через : • изобразительную деятельность (НОД, самостоятельная художественная деятельность ); • музыкальное воспитание ; • театрализованную деятельность ; • кружковую работу ; • индивидуальную работу ; • выставки детских работ ; • праздники, развлечения, концерты.

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 7

Слайд 13

1Т О Ч И Л К А 2 3 4 5 6 7

Слайд 14

1Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 4 5 6 7

Слайд 15

1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 5 6 7

Слайд 16

1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 Г У А Ш Ь 5 6 7

Слайд 17

1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 Г У А Ш Ь 5 В Ы Ж И Г А Н И Е 6 7

Слайд 18

1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 Г У А Ш Ь 5 В Ы Ж И Г А Н И Е 6С К У Л Ь П Т У Р А 7

Слайд 19

1 Т О Ч И Л К А 2П Е Й З А Ж 3 Э С К И З 4 Г У А Ш Ь 5 В Ы Ж И Г А Н И Е 6С К У Л Ь П Т У Р А 7К Р А С О Т А

Слайд 20

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум для родителей "Развитие познавтельной деятельности"

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру ...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»

Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграциихудожественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО...