мастер-класс для педагогов "Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольника
методическая разработка

мастер - класс для педагогов по развитию ритма, темпа, выразительности речи и развитию речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  для педагогов.

Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольников

Цель: обогатить знания педагогов о значении их речи как фактора развития эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов о понятии «выразительность» речи, компонентах выразительности речи.
  2. Создать условия для развития выразительности речи педагогов.
  3. Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на формирование и развитие у детей дошкольного возраста эмоциональной и интонационной выразительности речи.

Оборудование:

  1. Карточки для игры «Давайте познакомимся!»
  2. Снежинки, вырезанные из бумаги
  3. Тарелочки для снежинок
  4. Слоговые карточки
  5. Карточки звукоподражания
  6. Карточки со скороговорками
  7. Атрибуты костюмов
  8. Реплики героев
  9. 3 корзинки, 2 тележки

Ввод.

Речь воспитателя является образцом для подражания детей дошкольного возраста. Поэтому она должна быть безупречна!

Чувственная, интонационно правильно выстроенная речь педагога служит для уточнения мысли, а также для живописной обрисовки образа, который должен вызвать у маленького дошкольника живое представление и оказать глубокое эмоциональное воздействие. Выразительность речи педагога воспитывает у детей дошкольного возраста желание самим что-нибудь рассказать или вступить в диалог.

Если вы против того, чтобы в вашей речи появились нежеланные гости – скудность, монотонность, безэмоциональность, серость тогда, добро пожаловать, на мастер-класс! Здесь вы откроете яркий и загадочный мир речевых эмоций с его многообразием чувств, интонаций и мимики и в итоге получите удовольствие от своей собственной речи!

 

Ход мастер-класса

  1. Игра-приветствие «Давайте познакомимся»

Цель игры: развивать умение произносить фразы с различной эмоциональной окраской.

Ход игры: встаньте, пожалуйста, в круг.

Все мы разные. И я предлагаю познакомится, а именно, по очереди представиться (назвать должность и имя, отчество) при помощи жестов и мимики в различной эмоциональной тональности. Вам помогут подсказки (раздать карточки). Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключение все хором, с добротой, с улыбкой на лице говорят: «Здравствуйте все!»

 Работа над плавностью дыхания и развитием речевого дыхания

Дыхание – это жизнь! Неоспоримый факт! Но ещё это основа нашей произносительной (внешней) речи. От дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса.

Одно из основных направлений работы педагога является работа по формированию правильного дыхания. Научив самого себя, а в дальнейшем и своих воспитанников «правильно» дышать, выполнять длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

 

Практическая часть 1

С этой целью предлагаю 4 простых упражнения, которые подготовят вас к правильному речевому дыханию

Положите на ладонь снежинку и попробуйте её сдуть, выполняя следующие рекомендации и пытаясь на выдохе сдвинуть снежинку с места.

  1. Вдох ртом, выдох носом.
  2. Вдох ртом, выдох ртом.
  3. Вдох носом, выдох ртом.
  4. Вдох носом, выдох носом.

Итак, теперь вы готовы к тренировке речевого дыхания.

 

Практическая часть 2

«Вьюга». По моему сигналу «Вьюга началась» вы тихо гудите: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» громко произносите: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» вы постепенно уменьшаете силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкаете.

 

  1. Работа над развитием темпа речи, чувства ритма.

Проведению работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста предшествует развитие чувства ритма. Ритмические  упражнения подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

 

Практическая часть 1

Игра отбивание ритмического рисунка «Повторение ритма»

Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы будем приветствовать друг друга такими словами «Хорошо-то как!». Но эту фразу мы не будем произносить вслух, а будем отстукивать разными способами. Повторяйте, пожалуйста, за мной.

  1. Отхлопать в ладоши заданный ритм (ХорошО-то как!).
  2. Отстучать по коленкам (Хорошо-то как!)
  3. Отщёлкать языком (ХорошО-тО как!)
  4. Оттопать ногами (Хорошо-то как!).

 

Практическая часть 2

Для усвоения логического ударения и правильного членения фразы тренируемся воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога (раздать слоговые карточки).

  4.Работа над эмоциональной окраской речи, высотой, дикцией, мимикой.

Прежде чем развивать общую  выразительность речи, следует научиться передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и звуков.

 

Практическая часть 1

Произнесите, пожалуйста, один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски. Сначала по очереди звук А, затем О, и в конце У (раздать карточки звукоподражания).

 

Практическая часть 2

Сформировать чёткое произнесение слов и фраз, развить речевой слух помогут весёлые скороговорки. Постарайтесь произносить их чётко и быстро. Это не так просто, как кажется! (раздать карточки со скороговорками).

 

Практическая часть 3

Развивать эмоциональную выразительность речи у детей мне помогает сказка. В следующем упражнении вы увидите, как одна и та же сказка может звучать совершенно по-разному в зависимости от того, кто её рассказывает.

Представьте, что вы – ЛИСА, КОЩЕЙ, ЗАЯЦ, БАБА-ЯГА, ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА (одевают на себя атрибуты).

 Вы сейчас разными голосами попробуете рассказать зрителям всем известную сказку «Курочка Ряба».

Итак, начинаем:

ЛИСА «Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба»

КОЩЕЙ «Снесла как-то курочка яичко – да не простое, а золотое».

ЗАЯЦ «Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила.

БАБА – ЯГА «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА «Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко не золотое, а простое!» 

Наша речь – это не только слова, но и то, как мы её произносим, какие чувства в неё вкладываем. Это такое же искусство как писать картины, музыку, стихотворения. И этому искусству нужно учиться с детства. От всей души хочу вам всем пожелать:

 

Пусть будет широким словарный запас,

Пусть речь ваша песнею льётся,

Пусть сказано слово будет с душой

И детского сердца коснётся!

 

  1. Рефлексия по результатам совместной деятельности

Благодарю вас, уважаемые коллеги, за ваше активное участие в мастер-классе. Поделитесь своими впечатлениями, пожалуйста. Интересен ли вам был представленный материал? Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали и увидели? Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей и педагогов "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр в работе с детьми....

Мастер-класс Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста,

Цель:  развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода  в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...

Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...

Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»

Мастер- класс направлен на то, чтобы показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, предоставить практические рекомендации по использованию игр и упр...

Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников".

Предназначен для ММО начинающих воспитателей. Включает в себя деловые игры для присутствующих педагогов....