Конспект открытого показа НОД по развитию речи в средней группе на тему "Путешествие в страну фольклора"
план-конспект занятия (старшая группа)

Объедкова Светлана Михайловна  участница конкурса Воспитатель года России

Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, на примере пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр.

Задачи:

Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.

Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивать связную речь, мышление, память.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_folklor.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Детский сад № 9 с. Ленино» МБОУ «Ленинская СОШ»

 «Путешествие в страну фольклора»

(Конспект открытого показа НОД по познавательному развитию в средней группе)

 

                                             Подготовила: воспитатель Объедкова С.М.

                                                      2022г.

Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, на примере пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр.

Задачи:

Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.

Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивать связную речь, мышление, память.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия:

Дети, сели все красиво. Сейчас у нас будет интересное занятие по познавательному развитию.  

К вам сегодня я пришла и  шкатулку  принесла.

А шкатулка  не простая, а волшебная, расписная.

Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Сейчас посмотрю и вам задание скажу.»

Дети, скажите, русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички,  кто их сочинил?

Дети: Народ.

Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, хороводы, дразнилки.

Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.

Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.

А  Давид сможет его повторить, Богдан, Лиля?

Спасибо, молодцы.

 А скажите мне, дети, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Молодцы! Верно подмечено, пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.

                   ( Я вместе с детьми повторяю закличку )

                   Солнышко, покажись! Красное появись!

                   Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»

 Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу.

Есть такая поговорка: «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает».

             ( Повторяю несколько раз с детьми поговорку)

 «Поговорка цветочек – пословица ягодка».

Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.

«Поспешишь – людей насмешишь»

 Что означает эта пословица?   (Ответы детей) -

(действовать не торопясь, чтобы не допустить ошибки и не вызвать насмешек).

Без труда- не вынешь рыбку из пруда.

 А еще любили люди пошутить, да посмеяться, вот и придумали они дразнилки.

1. Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед и поехал в огород.

2. Вова, Вова карапуз. Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается, а Вова отпирается:

«Это, бабушка, не я, это кошечка твоя»

3. Денис – барбарис, на веревочке повис,

Как веревка оборвется, так Денис перевернется».

Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?

Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».

                   (Проговариваю скороговорки  сама)

«От топота копыт, пыль по полю летит!»

( Вместе с детьми проговариваю несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Прошу  повторить детей индивидуально)

Дети, а давайте придумаем чистоговорку сами?

В сундучке-то непростом, есть картинки ( оса, жук.)

( Показываю  картинки – карточки и предлагаю детям придумать чистоговорку самим)

Например: Оса

Су-су-су – я боюсь осу.

Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;

Например: Жук

Жу-жу-жу – на траве лежу;

Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу

 Молодцы! Как у вас здорово получается!

(Я заглядываю  в сундучок)

 Ой, дети, а кто это здесь еще лежит?

Загадка:  Сидит дед в 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает

Как вы догадались? (ответы) Это загадка.

А  сейчас, дети,  каждый из вас загадает загадку.

- Без окон, без дверей – полна горница людей (огурец)

- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)

Молодцы!

А теперь послушайте, дети, и скажите  что это?  «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать,

К нам сороки прилетели и тебе водить велели».

(Ответы детей   (считалка))

Дети, а для чего нужны считалки?

(Ответы детей (чтобы выбрать водящего в игре))

А теперь вы мне скажите, какие вы знаете считалки?

( Дети проговаривают  2-3 считалки)

Молодцы!  А сейчас  поиграем в игру «Золотые ворота».

( Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота.

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй  раз запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

(На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота»)

Молодцы! Весело поиграли….А теперь садимся на стульчики.

Дети,  что же такое фольклор?  (ответы детей)

Что вам больше всего запомнилось сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в страну цветных карандашей»

Конспект занятия  по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в страну цветных карандашей»Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному про...

Конспект открытого показа ООД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку» с элементами театрализации.

Конспект открытого показа ООД        по развитию речи в средней группе                «Путешес...

Открытый показ НОД по развитию речи в средней группе с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну".

Данное занятие направлено на развиватие внимания, мышления, памяти, фонематического слуха, мелкой моторики, тактильной чувствительности;Занятие позволяет  закреплять умение работать в песочн...

Тема: «Путешествие в сказку» с элементами театрализации Конспект открытого показа НОД по развитию речи в средней группе

Тема: «Путешествие в сказку» с элементами театрализацииКонспект открытого показа НОД по развитию речи в средней группе...