Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
проект (средняя группа)

Ткач Татьяна Юрьевна

Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samoobrazovaniya_na_temu.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект самообразования на тему: «Волшебная проволока. Использование синельной проволоки для развития художественно — творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Ткач Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» г. Урай

Паспорт проекта:

Название проекта: Волшебная проволока.

Тип проекта: практико — ориентированный, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников группы.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (август 2021года — май 2022 года)

Цель: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук при использовании синельной проволоки.

Задачи проекта:

для детей:

-Познакомить детей с синельной проволокой, его свойствами и способами преобразования.

-Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством изготовления поделок из синельной проволоки.

-Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

-Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

для педагогов:

-Использовать технологию нетрадиционной продуктивной деятельности с применением синельной проволоки на различных этапах работы по развитию мелкой моторики дошкольников.

-Научить родителей создавать условия для организации продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки в домашней обстановке.

для родителей:

-Сформировать умение учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

-Научиться создавать в семье благоприятные условия для организации продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки.

Используемые в проекте виды детской деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • познавательно -исследовательская
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • изобразительная
  • музыкальная

- двигательная.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • проявляют интерес к синельной проволоке, как к материалу для творческой продуктивной деятельности
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительно
  • повысился уровень познавательного развития дошкольников
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

  • родители стали единомышленниками с педагогами группы по использованию технологии нетрадиционной продуктивной деятельности для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе использования синельной проволоки с детьми дома.

Формы работы с воспитанниками:

  • специально организованная ОД
  • жизнедеятельность в разные режимные моменты
  • создание развивающей среды
  • все виды творческой, художественной деятельности детей

- организация тематических выставок.

Формы и методы работы с родителями:

  1. Консультации и сообщения по художественно — творческому развитию детей в родительском уголке и в родительском чате. Беседы с родителями о важности данной проблемы на родительском собрании. Изготовление памятки.
  2. Изготовление презентации для родителей по изготовлению поделок из синельной проволоки для родительского собрания и социальных сетей.
  3. Привлечение родителей к пополнению уголка творчества.
  4. Участие родителей в различных конкурсах, выставках по художественно -творческой направленности.
  5. Проведение совместных мероприятий. Мастер-класс по изготовлению поделок из синельной проволоки.
  6. Анкетирование родителей с целью выявления их компетентности в данном направлении.

Материально-техническая база:

  • предметно — пространственная среда отвечает необходимым требованиям
  • уголок творчества в группе
  • наглядный и демонстрационный материал
  • технические средства для сопровождения: компьютер, синельная проволока, ножницы, пушистые помпоны, пуговицы, бусинки, клей, двусторонний скотч, карандаши и фломастеры разной толщины и др.

Актуальность проекта:

С внедрением ФГОС ДО, закона «Об образовании в Российской Федерации», проблема одаренности становится все более актуальной. Так в законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 64., глава 7) закреплено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, нравственных, эстетических и личностных качеств, а одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Современная педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности дошкольников. Бисероплетение, пластилинография, квиллинг, батик, витраж и другие виды уже прочно входят в систему работы педагогов дошкольников. Мне хотелось опробовать со своими детьми также что-то новое и необычное, которое ранее я не использовала со своими воспитанниками. Я решила – это художественное конструирование с использованием нетрадиционного материала — синельной проволоки. Многие авторы зарубежных педагогических методик быстро поняли, что для детского творчества это очень полезная вещь и рекомендуют пушистую проволоку в числе других обязательных пособий для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Работа с проволокой проходит в три этапа:

   Первый этап – подготовительный. Целью этапа становится формирование интереса детей к конструированию из синельной проволоки, закрепление знания цветовых эталонов, свойств материала, развитие мелкой моторики, освоение простейших приёмов работы с синельной проволокой; умение украшать простейшую поделку бросовым и нетрадиционным материалами. В период работы у детей воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

    Второй этап – основной. Для создания более сложных поделок в своей работе дети используют дополнительные инструменты (палочки для мороженого, деревянные шпажки и др), осваивают простейшие виды переплетения. Используя в работе данные приёмы, создают интересные поделки, разными известными способами опираясь на словесное описание, условие, модель, рисунок, схему, собственному замыслу. Дети мастерят разнообразные поделки: забавные фигурки животных и людей, волшебные цветы, насекомых и многое другое. Украшая их различными декоративными элементами. Начинают понимать поставленные задачи, принимают инструкции и правила, у детей формируются навыки самоконтроля, самооценки, планирование своих действий.

    Третий этап – творческий. У детей расширяется творческое конструирование в индивидуальной и коллективной деятельности. Знакомятся с новыми приёмами работы: плетение, заплетение, обматывание нестандартных форм, изготовление каркаса для будущей поделки. При изготовлении композиций и поделок используется синельная проволока разной фактуры и цвета. Работа становится более сложной с большим количеством элементов, из которых получается одно целое. Создание интересных поделок, композиций, макетов из синельной проволоки в сочетании с природным и нетрадиционным материалом. Освоение и применение способов плоского, объёмного и объёмно – пространственного художественного конструирования.

    Пушистая проволока бывает разной длины, разных цветов, работать с ней смогут даже маленькие дети — цветная, яркая, гибкая, замечательно держит форму, легко режется ножницами. Поделки из синельной проволоки очень нравятся детям, ведь она такая приятная на ощупь. Больше всего, конечно, дети любят делать поделки в виде различных игрушек, животных.

    С помощью поделок из проволоки можно разнообразить костюмерную театрального центра, изготовив, например, головные уборы, очки, короны, волшебные палочки и другие атрибуты для театрализованных игр. Дети старшего дошкольного возраста смогут самостоятельно смастерить героев пальчикового театра, а разыгрывая с ними представление, оттачивать навыки интонационной выразительности, монологической и диалогической речи.

    Синельная проволока поможет осуществить самые сложные творческие замыслы в ручном труде, поделки из природного материала станут более яркими и разнообразными.

     Использовать данный материал в работе с детьми можно уже с младшего дошкольного возраста. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук заключены в дидактических сенсорных играх, которые педагог может сделать своими руками.

        Необходимо, перед тем как предложить ребенку приступить к творческому процессу, проверить, чтобы проволока была цельной и не имела выступов. Далее загнуть концы в колечки, чтобы ребенок не поцарапался. Соблюдать технику безопасности при работе с проволокой.

Этапы работы:

Этапы работы:

1 этап - подготовительный

Период

Работа с детьми

Работа с  родителями

Работа с педагогами

с 01.08 по 31.08.2019г.

Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов по работе с синельной проволокой.

Составление плана работы в рамках проекта.

Создание условий для внедрения технологии нетрадиционной продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки:

  • подбор материала для внедрения данной технологии;
  • приобретение синельной проволоки;
  • подборка речевых упражнений, стихотворений;
  • создание дидактических игр с использованием синельной проволоки для развития мелкой моторики детей;
  • проведение  начальной диагностики детей.

Консультация «Что это такое  «Синельная проволока»? с демонстрацией на родительском собрании.

 

2 этап -основной

Период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

2019

Ознакомление детей с синельной проволокой во время НООД

 «Волшебная проволока». Познакомить детей с синельной проволокой, из которой можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ней, выявляя его свойства. 

Сделай из проволоки какую-нибудь фигуру.

Использование игровых упражнений «Разложи проволоку   каждый в свой дом» (на определение цвета), «Смастерим цепочку», «Воздушные шарики», «Придумай словечко – соедини колечко» и др. в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми в ходе режимных моментов.

Изготовление памятки для родителей  «Все о синельной проволоке».

 

Октябрь

2019

Изготовление из синельной проволоки атрибутов для пальчикового театра «Репка», а также атрибутов   для сюжетных игр.

«Смастерим репку»

«Браслет для любимой куклы»

Индивидуальные консультации по использованию синельной проволоки в домашних условиях.

 

Ноябрь

2019

Подарок ко Дню матери: аппликация «Любимые ягоды» с использованием синельной проволоки. Продолжать учить сгибать, отрезать проволоку.

Изготовление поделок путем скручивания проволоки. «Гусеничка», «Цветок» и др.

Оформление выставки детских работ.

Рекомендации для родителей «Способы использования синельной проволоки при работе с детьми дошкольного возраста».

 

Декабрь

2019

Изготовление из синельной проволоки украшений для новогодней ёлки.

Изготовление елочки из проволоки.

Мастер-класс с родителями «Елочка из проволоки»

Мастер-класс для педагогов по изготовлению новогодних украшений из проволоки.

Елочка.

Украшений для новогодней ёлки.

Январь

2020

Изготовление поделки «Моя кукла»

Изготовление поделки змейка

 

 

Февраль

2020

Изготовление собачки для папы с использованием синельной проволоки.

 

 

Март

2020

Изготовление бабочки для мамы «Любимой мамочке подарок»

«Цветок для мамы» 

Индивидуальные рекомендации по проведению игровых развивающих занятий с применением атрибутов из синельной проволоки.

Выступление перед   педагогами по теме

«Использование синельной проволоки  в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Апрель

2020

Изготовление поделки «Солнышко лучистое». Подарим солнышку лучики.

Изготовление букв из проволоки. «Мастерим буквы».

«Смастери какое хочешь животное»

 

 

3 этап   -         Завершающий этап

Май

2020

Итоговая  диагностика.

Творческая деятельность детей с использованием синельной проволоки совместно с родителями дома.

Выставка поделок, изготовленных с использованием синельной проволоки.        ( через социальные сети).

Показ презентации о проделанной работе в рамках проекта родителям через социальные сети, через дистанционное родительское собрание.

Интерактивное взаимодействие через сайт педагога «В чем волшебство синельной проволоки?», через социальные сети.

 

       Таким образом, синельная проволока – это необычный материал, который помогает в процессе художественного конструирования создать и исполнить неповторимый образ. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку, фантазию и творчество. Но надо уделять серьёзное внимание к оснащению занятия: подбору наглядного материала, использовать в работе модели, таблицы, алгоритмы и заготовки на подготовительном этапе работы, для более быстрого и успешного овладения детьми приемами исполнения; художественное слово; оздоровительные паузы; интегрировать все предложенные приёмы обучения в разных вариантах, сочетать их между собой. Поддерживать и поощрять творческую активность детей. Важно, чтобы ребёнок активно участвовал на всех этапах работы (подготовительном, основном и творческом). При работе с проволокой, активизируется развитие мыслительных и творческих процессов, требующих решения проблемы, например, при изготовлении поделки «Солнышко»: предлагаемая проволока слишком длинная и композиция не умещается на листе картона, ребенок самостоятельно или вместе с педагогом ищут способ решения задачи (согнуть пополам проволоку или укоротить ее с помощью ножниц), но вывод предлагается сделать ребенку самостоятельно. Применение синельной проволоки будет очень актуально также в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7 лет, так как в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом: зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Например, при сюжетно-ролевой игре «Школа» дети будут с удовольствием выполнять «задания» – изготовить из проволоки нужную букву или цифру. Самостоятельно играя, дети улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Таким образом, незаметно для ребенка, без психологической нагрузки, мы проводим профилактику нарушений письменной речи. Яркими и запоминающимися станут поделки детей, отражающие темы календарного планирования и проектной деятельности.

     Работу с проволокой можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности, кружковой работе, в организации мастер-классов для родителей. Объемными и красивыми получатся елочные игрушки и новогодние композиции, которые украсят праздничный интерьер дома и в детском саду.

      Для того, чтобы получить оптимальный результат при работе с синельной проволокой необходима не только работа с детьми, но взаимодействие с родителями. Чтобы заинтересовать родителей данным вопросом, целесообразно провести следующие мероприятия: анкетирование родителей по вопросам семейного досуга, выступление на родительском собрании на тему «Синельная проволока. Что это такое?», где познакомить родителей с нетрадиционным материалом (синельной проволокой) для художественного конструирования. Рассказать, как будет строится образовательная деятельность, познакомить с целями и задачами, основными этапами работы, провести мастер-класс по изготовлению простейшей игрушки из пушистой проволоки. В группе в информационном уголке разместить информацию о нетрадиционном виде детского конструирования «Чудо проволока», «Цикл игровых упражнений с синельной проволокой для занятий с детьми в домашних условиях», «Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста», разместить работы детей выполненные из синельной проволоки. Обучившись конструированию из синельной проволоки, дети с удовольствием занимаются этой деятельностью в свободное время. Предлагаемый вид творческого конструирования позволяет подобрать ребёнку задание в соответствии с его возможностями. Надо показать ребёнку, что в случае затруднений педагог всегда придет на помощь.       А самое главное — это объяснить детям, что каждый сможет добиться хорошего результата, если проявит настойчивость и терпение.

    Работа с синельной проволокой в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи развития творческих способностей детей. Педагогам дошкольных учреждений, я рекомендую использовать художественное конструирование с синельной проволокой, как уникальное средство развития творческих способностей, мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Занимаясь творчеством, человек счастлив, так пусть дети каждый день проявляют свою фантазию, выдумку, пусть каждый день пребывания в детском саду будет интересным, познавательным и счастливым.

Список литературы:

  1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:2011;
  2. Березина В.Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994. — 60 с.
  3. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р., Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос, 2001. – 20
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера, 2015. 240с.
  5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., 2009. 272 с.
  6. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. -2008. №17, 18 (233).
  7. Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. -2004. № 10.
  8. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  9. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» — утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХОРОВОДНЫХ ИГР НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ХОРОВОДНЫХ ИГР»

В наше время в ДОУ мало внимания уделяется  проведению с детьми хороводных игр,  бытует мнение, что это устаревшая форма работы,  применяемые хороводные игры однообразны. При этом хоров...

Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

    Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...

Статья "Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Статья " Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

План по самообследованию : «Развитие – художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования»

Формирование у детей творческих способностей в изобразительной деятельности, через нетрадиционные техники рисования.Повысить свой профессиональный уровень по данному вопросу...