«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».
методическая разработка (старшая группа)

Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_04.04.22.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».

                                                                                                     Подготовила:

учитель – логопед

Комаристая Н.В.

2022г

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».

      Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает.

      Дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторон речи, овладения процессами, которые являются определяющими для дальнейшего развития словообразования. Низкий уровень сформированности словообразования у дошкольников может стать серьезным препятствием в практическом овладении грамматикой в школе, привести к возникновению аграмматической и семантической дисграфии и дислексии, дизорфографии.

       В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменения слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).

      Словообразование – это создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно выводится из него по смыслу с помощью окончаний, приставок, суффиксов. Исходя из этого я ставлю цель:  повысить уровень сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III, уровня речевого развития.

     Трудности словообразовательных операций нельзя отделить от лексических ошибок, они вытекают из них, так как словарь детей с ОНР беден, допускается замена одних слов другими, дети не чувствуют различия значений слов, которые меняются в зависимости от того или другого аффикса.

      Я остановлюсь на некоторых направлениях работы по их преодолению формирование словообразовательных операций по модели (образцу).

Формирование словообразовательных операций по модели (образцу) включает в себя следующие этапы работы:

  • формирование предварительной ориентировки
  • формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил в контекстной речи детей.

      Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

языка. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. 

     Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия. Эффективно в своей коррекционной работе с детьми я использую картинно-графические схемы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе – по мере усвоение детьми использование речевых конструкций дополняется и усложняется наглядный материал. Систематическое использование картинно-графических схем в речевых упражнениях формирует и закрепляет навыки словообразования.

    Поэтому, по формированию словоизменения у детей  с общим недоразвитием речи, на начальном этапе начинаю свою коррекционную работу над формированием наиболее продуктивных и простых по семантике форм и применяю речевые игры: например, в работе с именами существительными - это различение именительного падежа единственного и множественного числа.

игра: «Скажи ласково» берёза-берёзонька;

«Назовите части дерева» ствол-стволик

«Кто у кого?» У грача-грачонок

«Что есть  у птенчика» крыло-крылышко и т.д.

         Игры на  формирования навыка образования и практического употребления относительных прилагательных,  образования простой сравнительной степени качественных прилагательных.

игра: «Сравните деревья и их части» берёза высокая, а сосна (выше);

у молодого дуба корни длинные, а у старого (длиннее).

«У какого дерева – какой? лист» У дуба-дубовый лист.

«Назови птичку» Дети отвечают на вопросы взрослого. Как можно назвать птицу с длинным хвостом? (Длиннохвостая).

         В своей работе использую игры на употребление глаголов разного значения, игры на формирование умения образовывать сложные слова, игры на образование родственных слов. Знакомя детей с предлогами, я так же использую карточки-схемы.  Наглядные модели я использую в формировании у детей умений конструировать предложения.

 «Придумай одно слово вместо двух».

«Что сначала, что потом?»

«Что сделал?»

«Назови, что сделали птицы»

«Назови одним словом»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

«Назови похожие слова»

«Назови действие». (Словообразование глаголов). Образовать как можно больше слов с помощью приставок от слова «летать»

Отлететь, перелететь, залететь, улететь, прилететь, слететь, облететь, вылететь.

     Во время выполнения заданий и после их завершения я задаю  вопросы, акцентируя  внимание детей на разнице слов, а также их соответствие вопросам. Таких игр очень много, которые применяются в моей коррекционной работе.

     Таким образом, использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы с детьми ОНР, даёт положительный результат, положительную динамику в преодолении речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта, а значит создает предпосылки для формирования учебных компетенций будущих школьников.

     Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада  и начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...