Конспект занятия ООД по словообразованию и словоизменению с использованием лексического материала по теме «Весна». в старшей группе компенсирующей направленности.
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: - упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов; 

- упражнять в образовании прилагательных;

- образование относительных прилагательных;

- формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать   

  существительные с прилагательными;

- употребление существительных в творительном падеже единственного и

  множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vesna.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

Конспект занятия ООД по словообразованию и словоизменению с использованием лексического материала по теме «Весна».

в старшей группе компенсирующей направленности.

Цель: - упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов; 

- упражнять в образовании прилагательных; 

- образование относительных прилагательных;

- формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать  

  существительные с прилагательными; 

- употребление существительных в творительном падеже единственного и

  множественного числа. 

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о весне и ее приметах, обогащать словарный запас. Расширять представления детей, о том какие изменения в природе происходят весной.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы: Фиолетовый лес, солнце, лужа, ручеёк, ветер, капели, грач, первоцветы, мяч, картинки первоцветы: ландыш, подснежник, фиалка, примула, тюльпан, цветы из разноцветной бумаги – 2шт. автор музыки:

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе. Рассматривание картинок о весне,  беседа о признаках весны.

Словарная работа: снеготаяние,  бегут ручьи,  капель, набухают почки, проталины, первоцветы, перелетные птицы.

Ход занятия.

Вводная (мотивационная) часть

Логопед: - Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте возьмемся за руки и ласково назовём друг-друга по имени.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

  1. Организационный момент.

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей

На дорогах лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам идет весна… ………….(Весна)

Логопед: - ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна!

Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу.  

Раздается стук в дверь, в группу входит  старичок-лесовичок,  плачет.

(звучит таинственная музыка)

Лесовичок: - здравствуйте, ребята!

Дети: - здравствуй! Старичок-лесовичок!

Лесовичок: - ребята, помогите мне, пожалуйста!

Логопед: - Старичок-лесовичок! Что у тебя случилось?

Лесовичок: - У вас здесь наступила весна, а в моём лесу всё ещё зима. Снежная королева, заколдовала мой лес, и весна не может прийти. Помогите мне его расколдовать.

Логопед:- ребята, поможем Старичку-лесовичку!

Ответы детей: да!

Логопед:- Старичок-лесовичок, веди нас в заколдованный лес!  (звучит музыка)

Логопед: - ребята, ну вот и добрались! Посмотрите, какой стоит хмурый лес, а ведь уже наступила весна! Для того чтобы расколдовать лес, вам нужно выполнить задания.

Задание 1.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

Игра: « Без чего не может быть весны?»

(дети отвечают и подбирают картинку и прикрепляют на панно)

Логопед: - Весна не может быть без …

Дети:  (яркого солнца).

Весна не может быть без … (луж).

Весна не может быть без… (ручейка).

Весна не может быть без… (тёплого ветра).

Весна не может быть без…(птиц).

Весна не может быть без…(капели).

Весна не может быть без…(первоцветов).

Задание 2.

Игра «Назови одним словом» (Логопед бросает мяч с сопровождением слов, дети отвечают бросают мяч назад).

Логопед: Весну долго ждали ….

Дети: долгожданная.

снег тает – снеготаяние

полно воды – половодье

небо без облаков – безоблачное

цветок  под снегом – подснежник

первые цветы – первоцветы

Задание 3.

Логопед: - Давайте поиграем в игру «Измени слово по образцу» .

(логопед дает пример: весна-весенний, далее дети повторяют по образцу). Март - мартовский

Апрель - апрельский

Тепло - теплый

Цветы - цветочный

Дождь - дождливый

Ветер - ветреный

Весело – веселый

Задание 4.

Логопед: - а теперь скажем Весна (какая?)

Дети: чудесная, ранняя, теплая, солнечная, нарядная, травянистая, цветущая, яркая.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

Логопед: - а теперь скажите весной солнце (какое?)

Дети: яркое, светлое, теплое, желтое, золотистое, лучистое, веселое, нежное, приветливое, радостное.

(Образование прилагательных от глаголов), ручей (какой?) 

Логопед: Журчит Дети:  - журчащий,

звонкий - звенящий,

играет - играющий

шумит - шумный

сверкает - сверкающий,

чистый – чистейший

(образование прилагательных от глагол)

Логопед: Ребята, какая  птица прилетает  первой  в наш лес?

Дети: - грач-грачи

Логопед: - дети грачи  перелетели, то они (какие?)

Дети: -   перелетные

если кричат - крикливые,

шумят - шумные,

клюют - клюющие

 

Логопед: - ребята, образуйте родственные слова от слова грач.

Дети: - грач - грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда).

Задание 5.

Логопед: - ребята  давайте присядем на ковер и  представим что мы с вами на лесной полянке.

Логопед: А теперь скажите, какие вы первоцветы знаете?

Ответы детей: Подснежник, мать-и-мачеха, фиалка, примула, ландыши, тюльпаны, медуница,  хохлатка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области

Упражнение "Чем пахнет в воздухе?" 

(логопед показывает картинки цветы первоцветы. После каждого ответа прикрепляет цветок на панно)
В воздухе пахнет (чем?) ландышем, а если их (много?) ландышами.
В воздухе пахнет (чем?) подснежником, а если их (много?) подснежниками.

В воздухе пахнет (чем?) фиалкой, а если их (много?) фиалками.

В воздухе пахнет (чем?)  примулой, а если их (много?) примулами.

В воздухе пахнет (чем?)  тюльпаном, а если их (много?) тюльпанами.

Логопед: - а теперь пойдемте в лес лесовичка  и  сделаем полянку из первоцветов! (дети прикрепляют на полянку первоцветы).

- Лесовичок иди сюда! Посмотри,  ребята помогли расколдовать лес и пришла весна!

Лесовичок: Спасибо ребята! Вы помогли расколдовать мой лес. До свидание!

Дети: - До свидания! старичок-лесовичок!

Логопед: Ну,  вот ребята нам пора отправляться в детский сад!

Заключительная часть. Звучит музыка. (Дети садятся на ковер полукругом).

Итог занятия:

Логопед: - вот мы и вернулись! Ребята,  ка вы считаете, справились мы с заданиями? Кому что понравилось? Какие трудности у вас были?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Дары осени» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Задачи:- Расширять представления детей о многообразии растений, их плодов.- Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их.- Расширять представления о разнообразном использовании чело­веком...

Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Птицы» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Цель: прививать  интерес к миру птиц.Задачи:- Закрепить  знания детей о птицах родного края.- Формировать интерес к миру птиц.- Активизировать, расширять  словарь по теме, стимулировать...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности

В данной публикации представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект коррекционно – развивающего занятия по теме: «Весна» в старшей группе комбинированной направленности (возраст детей 5-6 лет)

Конспекткоррекционно – развивающего занятияпо теме: «Весна»в старшей группе комбинированной направленности (возраст детей 5-6 лет)...