Методическая разработка "Минутки здоровья"
методическая разработка (средняя группа)

Рыжкович Марина Анатольевна

«Минутка здоровья» входит игровой закаливающий массаж и самомассаж, гимнастика здорового зрения, корригирующие упражнения для мышц спины и стопы, дыхательная гимнастика, релаксационные игры и напряжения на снятие мышечного и эмоционального напряжения. Исходя из особенностей развития детей, именно в период дошкольного детства накапливаются яркие, образные впечатления. Поэтому методическую основу содержания «Минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приемы. Использование в их контексте малых форм народного фольклора (потешек, приговорок) «оживляет» игровые ситуации общения яркими образами, позволяющими детям обыграть выполняемые движения в нужном темпе и ритме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Минутка Здоровья19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад № 138 г. Владивостока»

Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «Минутки здоровья» в дошкольном образовании

Обоснование соответствия педагогической технологии ФГОС дошкольного образования

 

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормати вно-правовыми документами , как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России « О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

 

В пункте 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта указано: «Стандарт направлен на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;»; далее в пункте 2.6 «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
  2.  (далее - образовательные области):
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Одним из средств решения обозначенных образовательными областями задач, становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

 

Описание здоровье сберегающей технологии «Минутки здоровья»

 

В Муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении детский сад № 138 применяются различные здоровье сберегающие технологии. В данной работе мы отразим одну из них - «Минутки здоровья».

Занятия с интеллектуальной нагрузкой требуют от детей различных сложно-координированных движений. Однако, механизмы, обеспечивающие эти движения, еще не сформированы. Мышцы ребенка могут находиться в состоянии длительного статического напряжения, что приводит к общему утомлению дошкольников. При этом ухудшаются внимание, память, работоспособность и в целом резко снижается педагогическая эффективность занятия.

«Динамические паузы», «Физкультминутки», «Минутки здоровья» помогают сформировать у маленького ребенка интерес к своему здоровью, внутреннюю активность, повысить самооценку, а также расширить кругозор. Это разнообразные упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительного самоощущения.

В детском саду № 138 накоплено большое количество материала по данной технологии. Физкультминутки, используемые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности сгруппированы по темам: «Животные», «Насекомые», «Растения», «Транспорт», «Предметы быта». Педагоги выбирают варианты динамических пауз согласно содержанию проводимого занятия.

Наиболее эффективными и удобными в использовании стали «Минутки здоровья»  - система динамических пауз, используемых в непосредственно образовательной и свободной деятельности. В данной технологии комплексно интегрируются и органично сочетаются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов «Минуток здоровья», что позволяет повысить уровень мотивации, а также умственную работоспособность детей на занятиях, активизировать мышление дошкольников, восстановить и сохранить их психофизическое здоровье.

«Минутки здоровья» сгруппированы по темам: «Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Обитатели водоема», «Растения», «Неживая природы», «Человек», «Труд взрослых», «Транспорт».

В содержание «Минуток здоровья» входит игровой закаливающий массаж и самомассаж, гимнастика здорового зрения, корригирующие упражнения для мышц спины и стопы, дыхательная гимнастика, релаксационные игры и напряжения на снятие мышечного и эмоционального напряжения. Исходя из особенностей развития детей, именно в период дошкольного детства накапливаются яркие, образные впечатления. Поэтому методическую основу содержания «Минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приемы. Использование в их контексте малых форм народного фольклора (потешек, приговорок) «оживляет» игровые ситуации общения яркими образами, позволяющими детям обыграть выполняемые движения в нужном темпе и ритме.

Содержание «Минуток здоровья» требует четкого соответствия смыслу стихотворения и динамике развития сюжета. В связи с этим используется авторские тексты, в которых слиты воедино слог, ритм, темп, движение, смысл.

Каждый вид «Минуток здоровья» своеобразен. Так, игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, которая проводится для разных частей тела и биологически активных зон в направлении кровотока от периферии к центру для положительного воздействия на все наши органы и системы.

Упражнения здорового зрения - необычные путешествия по офтальмо тренажёрам, снимающие значительные зрительные нагрузки детей. Данные упражнения предусматривают тренировку глазных мышц, а также включают самомассаж. Для фиксации взгляда используются зрительные метки - указательный палец руки; деревянные палочки с предметами на конце; картинки, составляющие единый игровой сюжет.

  • гимнастика – это тренинг правильного дыхания, включающий отработку вдоха и выдоха, что позволяет повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать малышей на занятии.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики повышает подвижность органов речи, увеличивает силу их движений, а также помогает ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Пальчиковая гимнастика, развивая мелкую моторику, стимулирует моторные и речевые зоны коры головного мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Выполняя пальчиками различные упражнения кисти рук приобретают подвижность, гибкость, что в дальнейшем благоприятно влияет на приобретение навыков письма.

Нейроигры - специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: внимание, мышление, память, активация речи, усидчивости. Нейроигры смогут успокоить детей, помочь им справиться со своими эмоциями.

Гимнастика для мышц спины и стопы - комплекс интересных поз и перевоплощений, которые снимают статическое напряжение и укрепляют мышцы спины и стопы.

Психогимнастика - психомышечная тренировка. Ребенок, осваивая чередование напряжения и расслабления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса), учится на игровой основе управлять своим телом, а в дальнейшем - регулировать свое эмоциональное состояние и поведение.

Ежедневное применение «Минуток здоровья» в работе с малышами позволит улучшить у них функциональное состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга, насытить энергетические каналы позитивной энергией, повысить общий тонус, иммунитет у детей, активизировать их познавательные процессы, создать положительный эмоциональный настрой.

Использование «Минуток здоровья» предполагает целенаправленного руководства и требует создания соответствующей картотеки дидактического и методического материала. Это поможет своевременно предложить детям интересный занимательно-оздоровительный материал, периодически корректируя и дозируя его содержание и продолжительность.

Стоит отметить оригинальность атрибутов, используемых при проведении «Минуток здоровья», необычность содержания и форм. В игровом самомассаже «Еж» используются массажные щетки, имитирующие ежика; при выполнении дыхательно-звукового комплекса «В лесу» дети имитируют позы животных; в релаксации «Кошечка-царапка» используются контрастные образы напряжения и расслабления. Все это позволяет разнообразить практическую и игровую деятельность детей, приобщить их к здоровому образу жизни, а также воспитать дошкольников в русле национальных традиций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста

Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....

Методическая разработка "Здоровый образ жизни!"

«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, по...

Методическая разработка "ЗДОРОВЬЕ ЭТО ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - В ГОСТЯХ У МОЙДОДЫРА"

Данное эектронно - дидактическое пособие представляет собой электронно образовательный ресурс, котоый может быть использован как педагогами в работе  по развитию культурно гигиенических навыков...

Методическая разработка: «Здоровому все здорово»

Свою работу по данной теме я начала в младшей группе. И первое что я сделала, провела родительское собрание, где познакомила родителей с характеристикой возраста и задачами воспитания по разделу валео...