Педагогический проект открытого городского конкурса поделок из вторичного сырья "Вторая жизнь упаковки"
проект (подготовительная группа)

Пырьева Наталья Николаевна

Развитие интереса и творчества детей совместно с родителями и педагогами и превлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья, формирование экологической культуры, экологических знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Детское Образовательное Учреждение

Детский сад №171 «Черничка»

адрес: 630068 г Новосибирск, Пихтовая, 2Б

телефоны:7 (383) 327-10-30 ,7 (383) 327-10-55 
сайт :
ds-171.nios.ruemail:ds_171_nsk@nios.ru.

Педагогический проект

открытого городского конкурса

поделок из вторичного сырья

«Вторая жизнь упаковки»

                  Воспитатель высшей категории                                    Разумцева.В.А.

Воспитатель первой категории Чудакова В.А.

Воспитатель первой категории Кузнецова Д.В.

Воспитатель первой категории Пырьева Н.Н.

Новосибирск 2022г.

Информация об учреждении.

МК ДОУ № 171 изначально работал по программе М.А.Васильевой. В старом здании детского сада находилось четыре группы. В 2013 году детский сад переехал в новое здание, построенное по новейшим технологиям на одиннадцать групп. Коллективом МК ДОУ № 171 была разработана общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС, приоритетное направление отдано экологическому образованию. Миссия нашего детского сада состоит в том, чтобы сеять в детях зерна доброго и бережного отношения к окружающему его миру и создавать благоприятные условия для их роста и развития.

Наш адрес:

630068, г. Новосибирск,

Первомайский район, ул. Пихтовая, д. 2-Б

e-mail: ds_171_nsk@nios.ru

Сайт: ds-171.nios.ru

Информация о разработчиках проекта.

Проект разрабатывался воспитателями Пырьевой Натальей Николаевной, Чудаковой Викторией Александровной, Кузнецовой Дианой Вадимовной , тел.: +7-983-306-2778 и Разумцевой Верой Александровной +7-913-928-9047 e-mail: razumtseva.vera@mail.ru.

Краткая аннотация проекта.

Цель проекта: развитие интересов детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества.

Данный проект позволит расширить кругозор и восприятие детей к окружающему миру. Рассчитан на один месяц. В проекте примут участие:

  1. Воспитатели ДОУ № 171;
  2. Воспитанники ДОУ № 171;
  3. Родители воспитанников ДОУ № 171.

Аннотация

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. К таким детям также относят разные  категории детей,  в  том  числе  и  детей  с различными нарушениями речи и задержкой психического развития. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка, привлекать их к участию в совместных мероприятиях.

Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении детей с ОВЗ выполняет его семья. Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание.

Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Например, бумага разлагается 2 года, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000 лет. Для создания функциональных предметов применяют вторичное сырье. Это предметы, которые человек использовал в быту, а потом выбрасывает за ненадобностью. К ним относятся использованная картонная упаковка, пластиковые и стеклянные бутылки, ячейки для яиц, отслужившие свой срок батарейки и детали от различных вышедших из строя механизмов. Все, что не жалко выкинуть, может в умелых руках превратиться в оригинальный и практичный предмет. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь.

Цель - создание условий для развития творчества детей, подростков и молодежи через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья, формирование экологической культуры.

Задачи:

 способствовать расширению экологических знаний, эстетического вкуса детей, подростков и молодежи;

 привлекать детей, подростков и молодежь к поиску новых конструктивных

 решений неординарными способами и использованию вторичного сырья.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о упаковке. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме «отходы, мусор»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  • Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к живому миру и внимание к собственной речи.

Вид проекта – групповой, краткосрочный, творческий.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой, индивидуальный;
  • по доминирующему методу – игровой, творческий, мотивационный;
  • по предметным областям –разные виды деятельности (экологической, музыкальной, изобразительной, театрализованной, физической культуры);
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Сроки реализации проекта – 01.11.2022 по 01.12.2022.;

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы комбинированной направленности «Ромашки», дети средней группы

«Смородинки», подготовительной группы комбинированной направленности «Малинки».

Принципы: 

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников с парциальной несформированностью к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления.

Вся деятельность по воспитанию и развитию экологической культуры у детей осуществляется нами в соответствии с положениями организации коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением:

  • доступность, последовательность, работа от «достигнутого»;
  • дозирование информации и значительная ее расчленённость;
  • строгая поэтапность усвоения предложенного учебного материала, постепенное его усложнение: «от простого к сложному»;
  • увеличение объёма тренировочных упражнений;
  • систематическое повторение и закрепление пройденного материала в разных формах и видах деятельности;
  • подключение в процессе познания окружающего мира всех видов анализаторов (зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния);
  • использование в образовательном процессе игры как ведущей деятельности дошкольного возраста;
  • использование яркой наглядности и, в то же время, ее дозирование;
  • создание положительной эмоциональной окраски в осуществлении познавательной деятельности детей.

Экологическое воспитание проходит через все виды деятельности дошкольников в условиях детского сада: организованной; совместной (взрослого и ребёнка); самостоятельной.

Взаимодействие с семьей:

Принцип работы с семьями и их ближайшим окружением имеющих детей данной категории – это воспитывающий характер обучения; наглядности и практической направленности; расширения социальных связей; развития коммуникативной функции речи; доступности обучения, индивидуального и развивающего подхода, коррекционно-развивающей направленности обучения, целостности и комплексности коррекционно-развивающей работы

  • Совместное составление рассказа - описания о вторсырье.

Воспитание у детей бережного отношения природе может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Со многими родителями проводились индивидуальные беседы, консультации на групповых родительских собраниях. 

Ожидаемый результат:

Участие детей в конкурсе позволит обогатить словарный запас, знания и представления о отходах и их дальнейшем использовании, характерных признаках, развить творческие способности, связную речь детей.

Формирование экологического сознания у дошкольников способствует не только развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе и правильного отношения к ней, но и повышает уровень его умственного развития, совершенствует познавательную деятельность.

Итог:

  • Участие в открытом городском конкурсе поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь упаковки»
  • Выставка поделок в ГПНТБ
  • «Новосибирские новости» от 01 декабря 2022 года Источник: https://youtu.be/y2mtyDQjdy0
  • Дипломы за первое, второе и третье место, а также участников.
  • Подарочные сертификаты от спонсоров конкурса.

В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

        I этап подготовительный:

  1. Изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме.
  2. Подобрать иллюстрации, игрушки, атрибуты, костюмы.
  3. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.
  4. Провести консультации для родителей.

Что мы узнали?

В упаковке товары хранят на складах и привозят в магазин (а также перевозят в другие города и даже другие страны!). Да если бы ее не было, то все продукты, которые продаются в магазине, рассыпались бы прямо на полках и прилавках. Каждому покупателю продавец вынужден был бы тщательно взвешивать каждый продукт. На это пришлось бы потратить уйму времени. А сколько нужно было бы весов? И к тому же купленные без упаковки продукты было бы очень трудно донести до дома.

Кроме того, на упаковке всегда написано, что за товар в ней содержится, каковы его качества, и даже как этот продукт использовать и до какого срока.

Упаковка – это красота, удобство, помощь и защита.

Таким образом, упаковка – очень важная и совершенно необходимая вещь, поэтому над ее созданием работает много людей: маркетологи (специалисты, которые изучают наши потребности в упаковке), дизайнеры  и конструкторы, которые и придумывают ее. Они помогают производителям товаров правильно выбрать и создать нужную упаковку. Эта упаковка должна понравиться покупателю! Как видим, над созданием упаковки (и, конечно, упакованного продукта) работают много людей самых разных специальностей.

Вторичное использование упаковки.

Вторичная переработка отходов основана на извлечении из отходов всего, что может быть переработано. В настоящее время существуют возможности переработки различных видов пластиков, бумаги и картона, стекла, текстиля, металлов.

Это позволяет экономить природные ресурсы и энергию, снижать выбросы вредных веществ в окружающую среду, и, конечно, получать экономическую выгоду.

Если не подарить упаковке «вторую жизнь», она попадет в мусорное ведро, потом на свалку, увеличив количество мусора. Но есть и другой путь! Если вещь вам не нужна, то из нее можно сделать новую вещь. Например, из использованных пластиковых бутылок можно сделать новые вещи:

  • игрушки из пластиковых бутылок;
  • детские поделки из пластиковых бутылок;
  • вазы из пластиковых бутылок;
  • цветы из пластиковых бутылок;
  • украшения из пластиковых бутылок;
  • коробочки из пластиковых бутылок;
  • поделки для дачи из пластиковых бутылок;
  • поделки для сада из пластиковых бутылок.

II  этап.  Практический

 

Исходя  из  имеющихся  у  нас  использованных вещей,  мы   приступили  к  изготовлению  различных  поделок.

Что можно переработать?

  • Банки  –  крышки  и  бутылки 
  • Стеклянные  перерабатываются отдельно
  • Бумага  (газеты,  журналы,  комиксы  и  легкий  картон,  упаковочная бумага)
  • Ламинированная или восковая бумага, типа бумажных стаканчиков.  Бумажные  пакеты  из под  напитков, молока.
  • Алюминий (банки из под напитков, фольга)
  • Пластиковые бутылки и пакеты (из под  сока)   
  •  Предметы, которые не принимаются не переработку:
  • Матовое  стекло  (от  алкогольных  напитков, где к бутылке приклеено большое количество фольги)
  • «Мастерим игрушки вместе»
  • «Поделки из бросового материала»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • На заключительном этапе проекта мы организовали выставку поделок из бросового материала, которые ребята изготовили совместно с родителями. А также подготовили и провели презентацию проекта для ребят старших и подготовительных групп.
  • В результате нашей практической работы получились прекрасные изделия, которые используются в качестве наглядного материала, а не превратились в мусор! Мы считаем, что это уже маленькая победа в борьбе с мусором. Если каждый из нас в своей жизни, не выбросит несколько упаковочных коробок, а найдет им вторичное применение, окружающая среда станет экологически чище.
  • Воплощая свои замыслы и идеи в различных поделках из упаковочного материала, сочетая элементы детской игры с элементами детского творчества, мы оказали влияние на развитие правильного экологического мышления дошкольников, на развитие изобретательности и инициативы.
  • Результаты проведенной работы над проектом обнадеживают, что большинство семей воспитанников приняли основные правила обращения с бытовыми отходами и будут применять их в жизни, показывая положительный пример своим детям.
    Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Результативность проекта

Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.

Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

  • дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
  • имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
  • имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
  • умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
  • создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

Список литературы

1. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. ТЦ Сфера, 2015.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2012.

5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.

6. Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс. До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.

7. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2013).

8. Сайт «Экология» [электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект средней продолжительности по теме "Игрушки. Игра в жизни детей" ранний возраст

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первы...

Педагогический проект по физическому развитию тема: «Подвижные игры в жизни детей»

Педагогический проект по физическому развитиютема: «Подвижные игры в жизни  детей»...

Участие в конкурсе V Открытом городском конкурсе «Звезды киноэкрана»

V Открытый городской конкурс «Звезды киноэкрана...

Педагогический проект "Мой помощник - КОНКУРС!"

Решение проблемы развития у дошкольников мотивации к  качеству собственной речи, а именно ее произносительной стороны нашлось  в  использовании методов обучения, базирующихся на п...

Детский проект подготовительной группы комбинированной направленности «Ромашки» открытого городского конкурса экологических плакатов «Сохраним наш мир»

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на разв...