Проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии.
методическая разработка (подготовительная группа)

Пахомова Лариса Борисовна

Проект

по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_triz_podgot_gr.docx47.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Чайка» корпус 3

Проект

по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии.

Автор: воспитатель Пахомова Л.Б

Октябрь 2021г – Май 2022г

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ – технологии.

Авторы проекта

 Пахомова Л.Б.

Сроки реализации

Октябрь 2021 – май 2022гг.

Актуальность проекта

Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей  старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы.

Традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Для полноценной и эффективной коррекционной работы по развитию связной речи детей  старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков.

Сегодня, на  мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.

Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ – технологии, возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста  и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий развития связной речи у старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологии. Необходимость разрешения данного противоречия определяет новые эффективные подходы в содержании и организации педагогической деятельности, которые бы способствовали развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, соответствовали требованиям ФГОС ДО, представляли собой комплексное решение вопросов. В связи с этим, мною  было принято решение о разработке педагогического проекта по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста  средствами ТРИЗ технологии.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии.

Задачи: 

1.Способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных загадок, сказок;

2.Воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка

 3.Совершенствовать грамматический строй речи, осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

4.Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

5.Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии.

Участники

Воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Образовательная область

Речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Реализация проекта:

1 этап подготовительный:

Изучить методическую и научную литературу по данной теме;

Подбор методической литературы по теме;

Подбор наглядного и дидактического пособий по теме;

2 этап:

Работа с детьми:

игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;

развлечения, игровые тренинги;

сочинение загадок, рифмовок;

самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные;

занятия с элементами ТРИЗ технолгии.

Работа с родителями:

консультирование, беды о технологии ТРИЗ;

сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.

Распространение опыта среди педагогов:

консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции, семинарах.

3 этап заключительный

оформление результата проекта в виде презентации;

оформление выставки дидактических игр по технологии ТРИЗ

Методы

 ТРИЗ- технологии

Метод противоречия (проблемные ситуации).

Метод мозгового штурма.

Прием прямой, функциональной, фантастической аналогии.

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Метод фокальных объектов.

Метод «Системный анализ».

Метод фокальных объектов (МФО).

Ожидаемые результаты

Создание предметно – развивающей образовательной среды в группах компенсирующей направленности.

Повышение уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста .

Повышение активности и психолого - педагогической культуры родителей в вопросах развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с средствами ТРИЗ-РТВ технологии.

 

ПЛАН РАБОТЫ

Тема, цель.

Содержание деятельности

Сроки

1. Вводное.

Создание сравнений.

Цель: обучение детей созданию образных характеристик объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Знакомство с игрушкой Незнайкой.

Активизация словаря, подготовительная работа к составлению сравнений:

Игра «Цепочка»

Игра «Я назову признак, а вы перечислите его значения»

3.Повтор и закрепление умения составлять сравнения:

Игра «Угадай по описанию»

4. Рефлексия.

5. Игротека (ритуальное прощание)

Октябрь 2021

2. Составление

загадок по модели «Какой – что бывает таким же».

Цель: развитие образной выразительности речи детей.

 

 

 

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2.Подготовительная работа, активизация словаря:

Упражнение «Что такое же» по цвету, по форме и т.п.

3.Обучение составлению загадок по модели «Какой – что бывает таким же».

4.Закрепление умения составлять загадки по модели «Какой - что бывает таким же».

5. Рефлексия.

6. Игротека (ритуальное прощание).

Октябрь 2021

3. Составление

загадок «Что делает, кто делает так же».

Цель: развитие образной выразительности речи детей.

 

 

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2.Подготовительная работа, активизация словаря:

Упражнение «Назови признаки и их значения»

3. Повторение составления загадок по модели «Какой – что бывает таким же».

4.Обучение составлению загадок «Что делает, кто делает так же»

5.Закрепление умения составлять загадки по модели «Что делает, кто делает так же».

6.Рефлексия.

7. Игротека (ритуальное прощание).

Октябрь 2021

4. Составление загадок «На что похоже - чем отличается».

Цель: развитие образной выразительности речи детей.

 

 

 

 

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Подготовительная работа:

Упражнение «Увеличиваем предложение».

3. Обучение составлению загадок по модели «На что похоже, чем отличается».

4. Закрепление умения составлять загадки по модели «На что похоже, чем отличается».

5. Рефлексия.

6. Игротека (ритуальное прощание).

Октябрь 2021

5. Обобщающее.

Составление загадок.

Цель: закрепление технологии обучения детей составлению загадок.

 

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2.Активизация словаря.

Игры «Цепочка», «Я назову признак, а вы перечислите его значения».

3. Повтор моделей составления загадок:

4.Самостоятельное составление загадок по изученным моделям. Коллективное отгадывание.

5. Рефлексия.

6. Игротека (ритуальное прощание).

Ноябрь

2021

 

 

6. Будущее предметов.

Цель: формирование навыков мыслительных операций.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Упражнение «Что потом?»

3.Активизация внимания, игра «Съедобное- несъедобное»

4. Фантазирование «Что дальше» по цепочке.

5. Рефлексия.

6. Игротека (ритуальное прощание).

Ноябрь

2021

 

7. «Системный оператор».

Цель: формирование системного мышления.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2.Знакомство с моделью «пятиэкранки» (или «системного оператора»).

3.Развитие внимания, игра «вверх- вниз- вперёд- назад».

4. Путешествие по «пятиэкранке».

5. Рефлексия.

6. Игротека (ритуальное прощание).

Ноябрь

2021

 

8. «Системный

оператор» (обобщающее)

Цель: систематизация объектов с помощью таблицы.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Анализ противоречий, игра «хорошо - плохо».

3.Работа с «системным оператором», игра «Прокати игрушку».

4. Рефлексия.

5. Игротека (ритуальное прощание).

Ноябрь

2021

 

9.Использование ресурсов для сочинения сказки.

Цель: обучение детей творческому рассказыванию, фантазированию.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Сочинение загадок про ежика и колобка.

3. Игра «Колючий - неколючий».

4. Сочинение сказки с опорой на вопросы воспитателя.

5. Рефлексия.

6. Игротека (ритуальное прощание).

Декабрь

2021

10.Прием фантазирования «Дробление - объединение».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Знакомство с волшебником «Дели - соедини».

3. Упражнение на дробление и соединение.

4. Игры: «Раздели - соедини», «Какую сказку разделил волшебник».

5.Коллективное фантазирование сказки из частей.

6. Практическая работа: «Морфологический ящик» (рисование животного, объединив части разных зверей).

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Декабрь

2021

11.Прием фантазирования «Увеличение - уменьшение».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2.Знакомство с волшебником «Увеличение - уменьшение».

3. Решение проблемных ситуаций

4. Подвижная игра «Великаны - крошки».

5.Сказка- задачка про Кузю. Обсуждение сказки.

6. Практическая работа. Рисование волшебника «Великана Крошки».

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Декабрь

2021

12. Прием фантазирования «Оживление».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2.Знакомство с волшебником «Оживление».

3. Проблемный диалог «Признаки живого».

4. Подвижная игра «Замри - отомри»

5.Фантазирование. Придумывание сказки с приёмом «Оживление».

6.Практическая работа. Рисование портрета волшебника Оживления.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Декабрь

2021

13. Прием фантазирования «Волшебник Времени».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Знакомство с волшебником Времени. Беседа «Быстро-медленно».

3. Фантазирование с использованием приёма «Изменение времени».

4. Подвижная игра «Времена года».

5. Практическая работа. Рисование волшебника времени.

6. Рефлексия.

7. Игротека (ритуальное прощание).

Январь

2022

14. Прием фантазирования «Волшебник Времени»

(продолжение).

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Беседа о часах.

3. Обсуждение «Было так, стало наоборот»

4. Игра на внимание «Наоборот».

5. Упражнение «Путаница Времени».

6. Практическая работа. Рисунок с ошибками «Как не бывает»

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Январь

2022

15. Прием фантазирования «Свойства и признаки».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Игра «Прятки» по вопросам.

3. Выделение признаков.

4. Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер».

5. Упражнение на изменение признаков.

6. Практическая работа. Рисование обычного объекта с необычными признаками.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Январь

2022

16.Прием фантазирования «Наоборот».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Упражнение «Антонимы».

3. Игра «Перевёртыши».

4. Подвижная игра «Наоборот».

5. Фантазирование по приёму «Наоборот».

6. Рефлексия.

7. Игротека (ритуальное прощание).

Февраль

2022

17. Прием фантазирования

«Бином фантазии».

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Упражнение «Волшебный мешочек».

3. Подвижная игра «Руки - ноги».

4. Фантазирование по приёму «бином фантазии».

5. Рисование иллюстрации к придуманной сказке.

6. Рефлексия.

7. Игротека (ритуальное прощание).

Февраль

2022

18. Прием фантазирования

«Эвроритм».

(объект: велосипед)

Цель: формирование умения делать фантастические преобразования реальных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Игра «Да-нетка».

3.Знакомство и использование приёма «Эвроритм».

4. Игра на внимание «Стоп, машина».

5.Фантазирование. Придумывание новых предметов по приёму «Эвроритм».

6.Практическая работа. Нарисовать придуманный велосипед.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Февраль

2022

19. Метод фокальных объектов (МФО).

Цель: создание новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Игра «Да-нетка».

3. Упражнение «Назови признаки».

4. Физкультминутка «Девочки- мальчики».

5. Фантазирование с использованием МФО.

6. Практическая работа. Рисование самой интересной игрушки с использованием МФО.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Февраль

2022

20.Морфологический анализ.

Цель: обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2.Игра «Да-нетка».

3.Обсуждение рисунка «Новый дом». Знакомство с частями.

4.Практическая работа. Рисование «Необычное животное».

5.Фантазирование с использованием морфо-логического анализа.

6. Рефлексия.

7. Игротека (ритуальное прощание).

Март

2022

21.Прогнозирование: объект «самолет».

Цель: закрепление технологии обучения детей составлению загадок.

 

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Сочинение загадок с использованием разных моделей про самолёт.

3. Противоречия в объекте «самолёт».

4. Игра на внимание «слово - действие».

5. Обсуждение «Самолёт будущего».

6. Практическая работа: нарисовать самолёт будущего.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Март

2022

22.Анализ сказки по «системному оператору».

Цель: развитие системного мышления.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Упражнение «Какую сказку загадали».

3. Анализ сказки по модели «системный оператор».

4. Подвижная игра «Лиса и колобок»

5. Фантазирование «Чем может закончится сказка?».

6. Рефлексия.

7. Игротека (ритуальное прощание).

Март

2022

23. «Раскадровка» текста.

Цель: формирование навыков осознанного пересказа литературного текста.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Чтение знакомой сказки про Незнайку.

3. Выделение последовательности событий.

4. Обучение приёму «раскадровки» текста.

5. Практическая работа. Рисование сказки по кадрам.

6. Коллективный пересказ сказки с опорой на картинки.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Март

2022

24. Игры со сказкой «Что за чем», «Раньше-позже».

Цель: закрепление умений осознанного пересказа.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Встреча с волшебником Времени.

3. Игры со сказкой «Что за чем?»

4. Подвижная игра «Что? когда?»

5. Игры со сказкой «Раньше -позже».

6. Рефлексия.

7. Игротека (ритуальное прощание).

Апрель 2022

25. Игры со сказкой: «Поймай ошибку», «Что потерялось».

Цель: закрепление умений осознанного пересказа.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Дидактическая игра «Собери по порядку».

3. Игры со сказкой «Поймай ошибку».

4. Подвижная игра «Часики».

5. Игра ос сказкой «Что потерялось».

6. Практическая работа. Нарисовать «потерян-ный» сюжет.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Апрель 2022

26. Рассказ по картине: аналитико-синтетические виды работы.

Цель: описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

 

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Дидактическая игра «Проверка памяти».

3. Работа по картине «Кто что делает».

4. Игра на внимание «Уши, глаза, нос».

5. Использование разных органов чувств для описания картины.

6. Практическая работа. Нарисовать картину по памяти.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Апрель 2022

27. Рассказ по картине: «системный оператор».

Цель: построение причинно-следственных цепочек.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»

3. Работа по картине «Что было? Что будет?»

4.Игра на внимание «Было, будет, сейчас».

5.Рассказ по картине с использованием «пятиэкранки».

6. Практическая работа. Рисование картин в прошлом или в будущем.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Апрель 2022

28. Рассказ по картине:

выразительные

средства речи.

Цель: составление сравнений по признакам объектов.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Упражнение «Комплименты».

3. Работа по картине: признаки и сравнения признаков.

4. Подвижная игра «Каравай».

5. Упражнение «Разукрась картину словами»

6. Практическая работа. Разукрашивание раскраски.

7. Рефлексия.

8. Игротека (ритуальное прощание).

Май

2022

29.Обобщающее занятие «Рассказ по картине».

Цель: закрепление навыков составления рассказа по картине.

1.Ритуальное приветствие, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Повтор приёмов рассказывания по картине.

3. Конкурс на лучший рассказ по картине (по подгруппам).

4. Рефлексия.

5. Игротека (ритуальное прощание).

Май

2022

30. Итоговое занятие: «В гости к Незнайке».

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

Май

2022

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Создание предметно – развивающей среды в группе

Критерии анализа

Баллы

1.

Качество оформления центров для развития речи дошкольников: эстетика, поддержание порядка

 

2.

Оборудование и материалы для развития связной речи дошкольников

 

3.

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

 

4.

Соблюдение принципов построения предметно – развивающей среды, педагогическая целесообразность

 

5.

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям проекта

 

 

 

АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ-РТВ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Вопросы

Ответы

1

Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?

 

2

Каковы основные направления работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста?

 

3

Что включает в себя работа по развитию связной речи детей?

 

4

Сформулируйте основные средства развития речи детей старшего дошкольного возраста?

 

5

Какие современные технологии речевого развития вы знаете и используете в практике работы с дошкольниками?

 

6

Какие методы и приемы ТРИЗ – РТВ технологии Вы используете в развитии речи детей?

 

8

Считаете ли вы нужным просвещать родителей о взаимосвязи развития связной речи и ТРИЗ – РТВ технологии?

 

9

Какие формы работы вы используете в работе с родителями по развитию речи?

 

10

Какие вы испытываете трудности в организации работы по речевому развитию дошкольников?

 

11

Какие Вы испытываете трудности в использовании методов и приемов ТРИЗ – РТВ технологии?

 

12

Какие интересные пособия, игры, имеются в вашей группе по развитию речи?

 

13

 

Какие интересные пособия, игры, имеются в вашей группе по ТРИЗ – РТВ технологии?

 

 

 

 

 

Повышение уровня активности родителей в рамках проекта

АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

1. Озабочены ли Вы речевым развитием вашего ребенка?

А) да Б) не задумывался В) нет

2. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?

А) да Б) нет В) не обращал внимания

3. Считаете ли Вы, что детский сад сможет без Вашего участия оказать достаточное содействие речевому развитию ребенка?

А) да Б) нет

4. Пытаетесь ли Вы целенаправленно содействовать речевому развитию?

А) да Б) нет В) возможно

5. Что Вы чаще всего предпринимаете, чтобы речь Вашего малыша постоянно развивалась?

А) читаю ребенку книжки Б) разговариваю

В) играю в речевые игры Г) организую просмотры телепередач, мультфильмов

Д) заучиваю с ним стихи Е) выполняем артикуляционную гимнастику

Ж) учим с ребенком буквы З) выполняем пальчиковую гимнастику

6. Какую помощь в своей работе по развитию речи ребенка Вы хотели бы получить от воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда детского сада?

АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

1. Озабочены ли Вы речевым развитием вашего ребенка?

А) да Б) не задумывался В) нет

2. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?

А) да Б) нет В) не обращал внимания

3. Считаете ли Вы, что детский сад сможет без Вашего участия оказать достаточное содействие речевому развитию ребенка?

А) да Б) нет

4. Пытаетесь ли Вы целенаправленно содействовать речевому развитию?

А) да Б) нет В) возможно

5. Что Вы чаще всего предпринимаете, чтобы речь Вашего ребенка постоянно развивалась?

А) читаю ребенку книжки Б) разговариваю

В) играю в речевые игры Г) организую просмотры телепередач, мультфильмов

Д) заучиваю с ним стихи Е) выполняем артикуляционную гимнастику

Ж) учим с ребенком буквы З) выполняем пальчиковую гимнастику

6. Какую помощь в своей работе по развитию речи ребенка Вы хотели бы получить от воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда детского сада?

 

 

Карта определение уровня включения родителей в реализацию проекта

Содержание работы

Начало года

Конец года

«Наблюдатели»: активно не участвуют в работе ДОУ в рамках развития внимания дошкольников, хотя выполняют отдельные поручения.

 

 

«Заказчики»: принимают участие в развития внимания дошкольников, на уровне своих потребностей на образовательные услуги

 

 

«Участники»: вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают цели, идеи, оказывают существенное влияние на планирование и организацию работы по развитию внимания дошкольников, разрабатывают совместно с педагогами планы по данной проблеме

 

 

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Цель обследования – выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет использована диагностическая методика Н.В.Кущ «Обследование связной речи». Данная методика направлена на выявление умения детей старшего дошкольного возраста поддерживать беседу, отвечать на вопросы взрослого, используя разные части речи, простые предложения, предложения с однородными членами. Позволяет выявить умение детей составлять рассказы описательного, творческого характера, рассказы из личного опыта. Благодаря данной методике можно выяснить, насколько старшие дошкольники умеют связно, последовательно пересказывать небольшое произведение, как осознают структуру связного высказывания.

Полученные результаты подвергнутся количественной и качественной обработке.

Опираясь на исследования М.М. Алексеевой, Н.В. Кущ, О.С. Ушаковой, Б.И. Яшиной будут выявлены критерии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

- активность в речевом общении;

- связность и целостность изложения;

- гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, пауз в связной речи;

- грамматическая правильность построения предложений;

- разнообразие лексических средств;

- самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках взрослого.

На основе данных критериев будут выделены уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

Высокий уровень (17 - 21 баллов):

Ребенок поддерживает непринужденную беседу, активен в речевом общении. Составляет самостоятельно описательный рассказ по игрушке, творческий сюжетный рассказ, соблюдая композиционную целостность, используя выразительные средства раскрытия образа (описание внешнего вида, портрета героя, его настроения, обстановки), придумывает оригинальный сюжет. Осознает структуру связного высказывания: выделяет в тексте начало, середину, конец, правильно определяет тему. Уместно использует средства связи (синонимическую замену, лексический повтор, местоименную связь). Без затруднений, самостоятельно пересказывает литературное произведение: связно, последовательно выразительно. Языковое оформление соответствует грамматическим нормам языка.

Средний уровень (12 – 16 баллов):

Ребенок поддерживает беседу со взрослым, отвечает на его вопросы, но иногда затрудняется в формулировке вопросов собеседнику. В составлении описательных и сюжетных рассказов нуждается в плане и помощи взрослого. Пересказывает литературное произведение с небольшой помощью взрослого. Выделяет не все структурные части текста, затрудняется в определении темы. Использование средств связи не отличается разнообразием (в основном местоименная связь или лексический повтор). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Низкий уровень (7 – 11 баллов):

Ребенок неплохо участвует в беседе со взрослым, но навыки в составлении рассказов недостаточно сформированы, нуждается в активной помощи взрослого. У ребенка нет осознания структурных частей текста. Затрудняется в определении темы. Пересказывает литературное произведение с помощью взрослого. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Для выявления уровня развития связной речи детям будут предложены следующие задания:

Задание 1.

Цель: проверить умение детей поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их.

Оборудование: игрушка-медвежонок Винни-Пух.

Ход: «Помнишь, мы играли с воздушным шариком? Сегодня к нам на этом шарике прилетел медвежонок Винни-Пух, он хочет поближе с тобой познакомиться и рассказать о себе: «Я медвежонок, зовут меня Винни-Пух. Я очень люблю гулять со своим другом Пятачком, ходить в гости, придумывать песенки и есть мед. А ты что любишь? Расскажи мне о себе».

- Что тебе хотелось бы узнать про Вини-Пуха? Спроси его об этом.

Методические указания: взрослый организует с ребенком сюжетно - ролевую игру и в процессе игры наблюдает за развитостью умений ребенка поддерживать речевое общение; наблюдение необходимо вести во всех видах деятельности ребенка.

Задание 2.

Цель: проверить умение детей придумывать фактический описательный рассказ об игрушке.

Оборудование: медвежонок Винни-Пух.

Ход: «Представь, что тебе надо было рассказать о Винни-Пухе человеку, который никогда его не видел. Как бы ты рассказал о нем?»

Если ребенок затрудняется, то воспитатель предлагает ему план:

- Кто это?

- Как его зовут?

- Что у него есть?

- Чем он любит заниматься?

Задание 3.

Цель: выявить умеет ли ребенок составлять небольшой рассказ творческого характера по теме, предложенной воспитателем.

Ход: «Винни-Пух спрашивает, есть ли у тебя любимый праздник? Медвежонок спит зимой и не знает, что это за праздник - Новый год. Давай представим, что у нас скоро Новый год и нужно украсить елку. Какую бы игрушку ты повесил на елку?»

План:

1 . Название игрушки.

2. Какая игрушка? (описание игрушки)

3. С какими игрушками она будет висеть рядом на елке?

Задание 4.

Цель: выявить умения детей в придумывании рассказа на тему, предложенную воспитателем.

Ход: «Медвежонку стало очень интересно узнать, что такое Новый год, и он решил во что бы то ни стало побывать на елке. Придумай рассказ о том, как медвежонок встречал Новый год».

План:

1. Кто разбудил медвежонка?

2. Как они готовились к встрече Нового года?

3. Как проходила новогодняя елка?

4. Чем закончился праздник?

Задание 5.

Цель: выявить, как ребенок осознает структуру связного высказывания, определяет его тему.

Ход: взрослый читает главу о том, как Винни нашел дупло с медом и как он пытался достать мед.

- Какое название можно придумать для этой истории?

- Если бы мы решили рассказать об этом случае с Винни-Пухом, то о чем бы рассказали сначала?

- Что произошло потом?

- О чем бы мы рассказали в заключение?

Задание 6.

Цель: выявить умение связно, последовательно пересказывать небольшое литературное произведение, связно излагать художественный текст, опираясь на готовое содержание и речевую форму.

Ход: «Медвежонок очень любит слушать сказки про медведей. Какие сказки про медведей ты знаешь? Расскажи ему сказку «Маша и медведь».

Если ребенок затрудняется, то взрослый читает ему сказку и задает вопросы:

- Куда отправилась Маша?

- Что произошло в лесу, куда пришла Маша?

- С кем встретилась Маша?

- Как Маша обхитрила медведя?

Задание 7.

Цель: выявить умение составлять рассказы из личного опыта.

Ход:

- У тебя есть бабушка?

- Как ее зовут?

- Ты ее любишь?

- Она была бы очень рада, если бы ее любимый внучек написал письмо.

- О чем бы ты хотел ей написать?

Если ребенок затрудняется, то взрослый предлагает ему план:

1. Как ты обращаешься к бабушке?

2. Чем ты занимаешься дома?

3. Что ты делаешь в детском саду?

4. Какие вопросы ты хочешь задать бабушке?

Выполнение заданий оценивалось по баллам: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. – 400с.

2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 112с.

3. Диагностика речевого развития дошкольников: Методическое пособие/ [сост. Н.В. Кущ]. – Глазов, 2003. – 68с.

4. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. – 44 с.

5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи до-школьников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2004. – 52с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательных бесед»

в статье рассказывается о том,как беседы влияют на развитие связной речи у детей...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экс...

"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники"

В данном методическом пособии рассматривается мнемотехника, как совокупность методов и приемов, которая способствует развитию связной речи. Раскрываются вопросы, такие как для чего нужна мнемотехника,...

«ТРИЗ - технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....

Статья «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через инновационную технологию «синквейн»

В статье рассматривается развитие связной речи у старших дошкольников через технологию "синквейн"...