Рабочая программа дополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных тех
методическая разработка (старшая группа)

Пахомова Лариса Борисовна

Рабочая программа

дополнительного образования

 

 

По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста  через  использование инновационных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Чайка» корпус 3  г.Горняк, Локтевский район, Алтайский край

ПРИНЯТО                                                 УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом                          Заведующей МБДОУ

протокол №1 от    09.2022г                       _________ Приказ №

                                                       

         

Рабочая программа

дополнительного образования

воспитателя  старшей группы

высшей квалификационной категории

Пахомовой Ларисы Борисовны

на 2022 – 2023 учебный год.

По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста  через  использование инновационных технологий"

                                             

г.Горняк.

                                                    2022г.

Актуальность

Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольной образовательной организации с использованием современных технологий, которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Утверждение и введение в действие ФГОС дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.

Но и в этих программах также не существует разработанных современных технологий образования, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность инновационной деятельности по проблеме «Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель

Повышение качества образовательного процесса по развитию речевой и коммуникативной компетентности воспитанников в соответствии с государственной политикой в области образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи

1). Повышение  качества образовательного процесса по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через внедрение в педагогический процесс современных педагогических технологий.

2). Апробация и внедрение современных подходов к моделированию образовательной развивающей среды для развития коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3) Создание инновационной модели предметно-развивающей среды по речевому развитию детей дошкольного возраста.

4). Повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации по речевому развитию.

5). Повышение уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг по речевому развитию дошкольников.

6) Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Гипотеза

если в процессе организации работы по речевому развитию с дошкольниками будет осуществлен комплекс мер, включающий в себя:

  • дифференцированный подход к детям в процессе реализации инновационной деятельности;
  •  конкретизация задач по речевому развитию воспитанников;
  • создание развивающей среды для речевого развития дошкольников,
  • диагностику речевого развития дошкольников,

то этот комплекс мер приведет к достижению максимально возможных условий для речевого и интеллектуально-творческого развития детей, поддержку его способностей семьей.

Ожидаемые результаты

В педагогическом исследовании:

  • Разработка научно-методических основ речевого развития детей дошкольного возраста как интегративного качества личности.
  • Создание системы работы по современным технологиям речевого развития.
  • Разработка методического обеспечения современных технологий речевого развития дошкольников.
  • Повышение качества организации методической работы в ДОО (переход на инновационную модель методической работы).
  •  Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОУ.

В работе с педагогическим кадрами:

  • Повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, республиканском и российском уровнях.
  • Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОО и их отношения к работе.
  • Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
  • Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

В работе с детьми:

  • Развитие у детей речевых умений как интегративного качества личности.
  • Повышение качества и уровня педагогической деятельности по речевому развитию у детей дошкольного возраста.
  • Развитие личностных свойств и качеств ребенка, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации к жизненным условиям.

В работе с родителями:

  • Повышения интереса к деятельности МДОУ «Детский сад №79» городского округа Саранск.
  • Активное включение в инновационный процесс ДОО.
  • Помощь в организации среды групп.

Этапы реализации инновационного проекта (основные задачи)

1 этап. Организационный Задачи:

теоретическое  обоснование  проблемы  инновационного проекта,  определение основной идеи,  гипотезы,  методов  реализации проекта,

диагностика уровня речевого развития детей дошкольного возраста;

2 этап. Практический Задачи:

проектирование модели развития речи у детей дошкольного  возраста,

создание  методического обеспечения, необходимого для успешной реализации модели на практике, апробирование   некоторых форм и методов работы.

3 этап. Обобщающий Задачи:

сравнительный анализ результатов  диагностики  речевого развития детей, обобщение и систематизация полученных  материалов, формулировка выводов, отбор наиболее эффективных методов, приемов, форм работы.

Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки

  • Методические разработки по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • Разработанные образовательные проекты и образовательные программы педагогов.
  • Методический сборник инновационного опыта педагогов МДОУ.

Ожидаемые результаты

В работе с детьми:

  • Развитие у детей речевых умений как интегративного качества личности.
  • Развитие личностных свойств и качеств ребенка, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации к жизненным условиям.

В работе с родителями:

  • Повышения интереса к деятельности
  • Активное включение в инновационный процесс ДОО.

Распространение опыта и внедрение результатов проекта в массовую практику

Проведение информационно-обучающих мероприятий по распространению опыта инновационной площадки (творческие отчеты, презентации, выставки, конференции, круглые столы, семинары, мастер-классы, студии инновационного опыта)

Публикация статей по теме инновационной деятельности в научно-педагогических изданиях, сетевых педагогических сообществ.

Тематический план

Месяц

Неделя

Методы и приемы.

Название игры, упражнения

Цель

сентябрь

1-2

Диагностика

Методика диагностики детского развития по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Диагностировать уровень развития речевого детей

старшего дошкольного возраста

3

«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия

Упражнение  «Давайте познакомимся.»

«Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем»

Разучивание основных видов движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

4

Пальчиковая игра

Упражнение на развитие силы голоса

 «Черепаха», «Ёжик» 

 

«Пропой звук с разной громкостью.

Формировать речь посредством использования массажного мячика Су-Джок,

октябрь

1

Технологии ТРИЗ

Методика Нестеренко

«Страна загадок»

«Загадки»

Тема «Игрушки» 1 модель

Учить составлять загадки по методике Нестеренко1 модель

2

Технологии ТРИЗ

Методика Нестеренко

«Загадки»

Тема «Овощи» 2 модель

 Продолжать учить составлять

загадки по методике Нестеренко. 2 модель

3

Технологии ТРИЗ

Методика Нестеренко

«Загадки»

Тема «Транспорт» 3 модель

Продолжать учить составлять

загадки по методике Нестеренко. 3 модель

4

Технологии ТРИЗ

Методика Нестеренко

Создание детской книги

«Загадки»        

Развивать творческое воображение

ноябрь

1

Технологии ТРИЗ Мнемотехника. Мнемодорожки

 Д/игра «Загадки и отгадки»

Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку.

2

Мнемоквадраты

Дидактическое

упражнение «Из чего сделан?».

Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений  с использованием мнемоквадратов.

3

Мнемотаблицы

Составление рассказа на тему «Осень»

Способствовать развитию связной речи

Расширять и обогащать словарный запас детей

4

Мнемотаблицы

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза»

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование   зимней природой

декабрь

1

Технологии ТРИЗ

Игра «Сказка в заданном ключе»

Учить сочинять сказку. Развитие связной речи и умения выражать мысли

2

 Технологии ТРИЗ

Игра «Сказка наизнанку»

Развивать творческие способности

детей, воображение. Формировать интерес к сказкам,

развивать фантазию. Накапливать

запас художественных

произведений;

3

 Технологии ТРИЗ

Игра «Салат из сказок»

Развивать творческое воображение

4

«Что за прелесть эти сказки» 

Создание детской книги «Мои сказки»    

Побуждать детей самостоятельно

сочинять небольшие сказки. Развитие связной речи, творческого воображения

Январь

2

  Технология «Лимерики»

Составления стихотворных небылиц 

Учить понимать юмористический смысл стихов

Развивать память, связную речь и умения выражать мысли,

воображение детей.

3

Технология «Лимерики»

«Весёлые стихи»

Развивать творческое воображение, память, внимание, выразительность речи.

4

Технология «Лимерики»

Создание детской книги    

« Веселые лимерики»

Развивать творческое воображение

Февраль

1

«Технология наглядного  моделирования»

Задания, направленные на обучение рассказу по картинке или серии картинок и по предмету.

 «Что в коробке – расскажи!»

«Отличи и расскажи»

Развивать умение составить небольшой рассказ по картинке.

Формировать у детей умение сопоставлять стилизованные картинки, находить в них отличия, упражнять детей в употреблении грамматических форм и составлении связных высказываний, объясняя, в каких ситуациях может оказаться герой рассказа.

2

«Технология наглядного  моделирования»

Задания, направленные на обучение пересказу «Воздушный шар со сказками»

 «Собери цепочку»

Развивать зрительное внимание и память, расширять активный словарь, навыки связной речи.

Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать мелкую моторику, внимание, память.

3

«Технология наглядного  моделирования»

Задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов

«Заверши предложение» «Кто больше слов скажет»

Формировать у детей умение строить предложения, описывая картинку

Формировать умение называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

4

«Технология наглядного  моделирования»

Задания, направленные на обучение детей творческому рассказу

Игра с «подзорной трубой»

 Составление рассказов от лица разных героев

Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Март

1

«Технология синквейн»

Составление синквейна на тему:«Кукла»; «Машина»

Научить составлять и рассказывать синквейн

2

«Технология синквейн»

Составление синквейна «Береза», «Заяц»

Систематизировать и обогащать словарный запас.

3

«Технология синквейн»

Составление синквейна «Детский сад», «Друг»

Добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

4

«Технология синквейн»

Создание детской книги

 « Мой синквейн»

Развивать творческое воображение

Апрель

1

«Технология.

Сторителлинг» 

Игровое речевое упражнение:

"Расскажи про.."

Развитие навыков памяти, связной речи, фантазии, логики, умения рассуждать, активизация словарного запаса и кругозора.

2

«Технология.

Сторителлинг» 

Изготовление кубиков по технологии сторителлинг совместно с детьми.

 «Кубики историй»

 Учить детей работать сообща, помогать друг другу; стимулировать мыслительную и речевую активность и творческое воображение.

3

«Технология.

Сторителлинг» 

Игровое речевое упражнение: "Придумай сказку" с использованием «Кубиков историй»

Учить детей составлять сказку с опорой на картинки.

4

«Технология.

Сторителлинг» 

«Создание детской книги «Кубики историй»

Развивать творческое воображение

Май

1

Технологии ТРИЗ

Игра «Моя сказка»

Упражнение «Нарисуй свою сказку»

Побуждать детей самостоятельно

сочинять небольшие сказки.

Развивать творческое воображение 

Создание иллюстраций к книги

2

Технологии ТРИЗ

«Создание детской книги»

Развивать творческое воображение

3-4

Диагностика

Методика диагностики детского развития по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Диагностировать уровень развития

 речевого детей

старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар­ным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...