Театрально - игровая технология.
статья

Деменок Мария Викторовна

Фундаментом для выбора нами театрально - игровой технологии стали психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Который отмечал то, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

По мнению Льва Семеновича Выготского : «с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_igrovaya_tehnologiya.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Театрально - игровая технология.

Подготовили педагоги группы № 18:

Воспитатели: Волкова Е.А.

Деменок М.В.

Учитель - логопед, учитель - дефектолог: Титова А.В.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, формируется социальный и коммуникативный опыт. Используя театрально – игровые технологии, мы пришли к решению многих проблем связанных с образованием и воспитанием, развитием социально - коммуникативных качеств личности.

Новизна нашего опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль  технологии, она должна соответствовать всем требованиям. Если рассматривать театрально-игровые технологии, то в ней соблюдены все требования.

1.Концептуальные основы театрально - игровой технологии:

Фундаментом для выбора нами театрально - игровой технологии стали психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Который отмечал то, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

По мнению Льва Семеновича Выготского : «с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте». 

2.     Содержательная часть

 Цель: Создание мотивационной основы для формирования социально - коммуникативного развития (опыта) в современном детском саду.

Задачи:

  • Достигнуть высокого уровня мотивации, потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной инициативности  ребёнка.
  • Подобрать средства, активизирующие  самостоятельную  деятельность детей и повышающие её результативность.
  • Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  • Создать благоприятные условия для развития социально -коммуникативного развития.

 В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается развитие дошкольника. Выбранная нами технология в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативного развития. Основным содержанием социально-коммуникативного развития является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Данные средства привлекательны для детской деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно.

Театрально - игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.   Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

На современном этапе театрально-игровые  технологии могут  быть использованы:

для освоения темы или содержания изучаемого материала;

в качестве занятия или его части  (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

для освоения режимных моментов и безопасности;

 Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации  театрально - игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи;

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

3.     Процессуальная часть                                                                                       Работа педагогов группы № 18 строится на концентрации и консолидации усилий участников образовательного процесса, направленных на реализацию этого направления. Театрально - игровая деятельность стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса и как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения.

Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя».

Выстраивая систему работы, мы старались включить те методы и приемы, которые бы стимулировали детей, носили бы инновационный характер.  Нами выбранная деятельность пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.  Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла.

В своей работе мы стали использовать  функциональное игровое оборудование  (театрализованная ширма, перчаточные куклы, и др.). Это даёт возможность детям заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов, а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной обстановки.  Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

    В результате  нам позволяет сделать выводы о том, что выбранная нами технология и методы реализации способствуют интеллектуальному и социально - эмоциональному развитию детей.  Дети стали более социализированны (уменьшилось число конфликтных ситуаций, дети научаются договариваться). В результате реализации задач по коммуникативному развитию дети стали более самостоятельны, активны, что способствует успешной адаптации и социализации в обществе детей и взрослых.  

Что говорит об эффективности проводимой нами работы.

Развивается социальная активность детей, самостоятельность, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

Таким образом, представленная технология  является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных  способностей дошкольников через все виды  музыкальной деятельности.Самый короткий путь эмоциона...

Проект "Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ"

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания дет...

"Моя семья"Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Моя семья» с использованием театрально-игровых технологий

Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием театрально-игровых технологий...

"Театрально-игровые технологии в детском саду"

Театрально- игровые технологии в детском саду...

Развитие инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через системное введение театрально-игровых технологий

Опыт по созданию системы театрализованной деятельности с включением интерактивных приёмов....

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...