План самообразования на тему: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ»
методическая разработка

Шматова Екатерина Руслановна

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Развитие речи – сложный психический процесс, не сводимый к простому воспроизведению ребенком слышимой речи. Для развития речи ребенка нужно предлагать ему разнообразный речевой материал, необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, требующие новых средств общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023_shmatova_e.r.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru

План работы по самообразованию

на тему:

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ»

на 2022 – 2023 учебный год

Составила воспитатель:

Шматова Е.Р.

г. Мичуринск 2022 год

Индивидуальный план самообразования

ФИО: Шматова Екатерина Руслановна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Тема самообразования: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ»

Работа начата: 01.09. 2022 год

Предполагается закончить:25.05. 2023 год

Актуальность выбранной темы

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Развитие речи – сложный психический процесс, не сводимый к простому воспроизведению ребенком слышимой речи. Для развития речи ребенка нужно предлагать ему разнообразный речевой материал, необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, требующие новых средств общения.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий – облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес. Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ по развитию речи может способствовать высокой степени развитию речи детей. Использование ИКТ в развитие речи детей позволит расширению представления об окружающем мире, обогащению словарного запаса, дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляется интерес, часто задают вопросы, охотно отвечают на заданные педагогом вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи детей.

Используя в работе ИКТ, воспитатель осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инноваций. ИКТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе. Внедрение ФГОС дошкольного образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается воспитатель ДУ. Повышается роль педагога, и растут требования к его профессиональным качествам.

Опыт организации воспитательно - образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

  Таким образом, применение ИКТ в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность,

позволяет развиваться в духе современности.

Цель: Расширить возможности использования современных информационно – компьютерных технологий для развития речи детей.

Задачи:

1.Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников.        

2.Изучение опыта педагогов практиков использования информационно - коммуникативных технологий в дошкольном воспитании и их влияние речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста.

3.        Разработка занятий и игр с использованием методов современных образовательных технологий.

4.        Развивать у ребенка интерес к собственной речи, ее правильности.

5. Систематизировать опыт работы с детьми по образовательным областям в виде медиатеки с презентациями.

6.        Проведение консультативной помощи педагогам, родителям внедрение ИКТ в работу развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Проблема

Тема моего самообразования – «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ», которую я обозначила для себя. Актуальность темы определяется уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Также особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста и в связи с реализацией федеральных государственных стандартов.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании  и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.

В своей каждодневной работе я создаю условия для развития речи детей в большей степени во время игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать ее. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной).

Методы и приемы

Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Изучение методической литературы

В течение года

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями

2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

4.Подготовка и оформление проектов

5. Создать коллекцию мультимедийных и интерактивных разработок по лексике и грамматике для интерактивной доски.

Список литературы

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2017.
  2. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: Мозаика-Синтез, 2019.
  3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду: старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.
  4. Хрестоматия для старшей группы 5-6 лет. Москва, «Самовар», 2014
  5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

6.Пышкина А.В. «Актуальность информатизации дошкольного образования и способах внедрения ИКТ в воспитательно- образовательный процесс детского сада»

7.Бартенева Т.П «Использование ИКТ в процессе развития и обучения дошкольников».

8.Кучурин В.В «Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий».

9.Апатова Н.В. «Информационные технологии в образовании».

10.Баранова В.В. «Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет».

11.Габдуллина З.М. «Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет».

12.Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»

13.Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании».

14.Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ».

15.Зворыгина Е.В. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании».

16.Комарова Т.С. «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании».

Интернет – ресурсы.

http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

http:// festival .1 september. ru / articles /520782/

Цветкова М.С. Новые профессиональныекомпетенции педагогов в условиях информатизации образования

http://metodist.lbz.ru/lections/5/files/Melegko_statja_1.pdf

ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

http://docplayer.ru/27332137-Ikt-kak-sredstvo-povysheniya-urovnya-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html.

«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием ИКТ». Интернет-ресурс: http://chgard27.tgl.net.ru/sovety-vospitatelya/21-konsultatsii/514-razvitie-poznavatelnykh-interesov-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-ikt.

Периодические издания:

1.Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду». Дошкольное воспитание, 2008г.

Изучение статей и опытов работы коллег по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ»

Повышение компетентности.

Участие в семинарах, курсах, вебинарах

В течение года

Участие в работе по реализации ФГОС ДО.

Участие с детьми в конкурсах

Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом.

Обобщение опыта

работы по теме

самообразования через конкурсы регионального

и всероссийского

уровня.

Методическая работа

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Сентябрь

Освоение и внедрение методических приемов и мультимедийных дидактических игр для развития речи у детей.

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Оформление информационного стенда для родителей 

Октябрь

 Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

Подбор мультимедийных презентаций и картотеки интерактивных игр.

 Пополнение методической копилки.

Работа с документацией. Составление календарно-тематического планирования.

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. Создание медиатеки мультимедийных презентаций и картотеку интерактивных игр.

Картотека интерактивных игр. дидактических игр, направленных на развитие речи.

Ноябрь - Декабрь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения ИКТ в современные технологии,  обмен опытом.

Работа над созданием коллекции мультимедийных и интерактивных разработок по лексике и грамматике для интерактивной доски.

Работа с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием. Оформление папки с разработками

Январь

Применение ИКТ в проведении повседневных занятий открытых мероприятий

Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения ИКТ.

Компьютерные игры серии «Логобург».

Задание «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательными.

Задание «Чей малыш» - образование уменьшительно-ласкательных слов.

Задание «Что сначала, что потом» - развитие умения пересказывать по серии сюжетных картинок.

Задание «АУ» - развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.

Задание «Времена года», «Фрукты», «Огород» - способствуют лучшему

усвоению определенных лексических тем занятий.

Февраль

Онлайн-игры при проведении занятий.

Систематизация знаний по изучаемой теме.

Практикум для родителей.

Март- Апрель

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт создания медиатеки мультимедийных презентаций и картотеки интерактивных игр.

Оформление папки – передвижки мультимедийные презентации и картотека интерактивных игр.

Создать банк конспектов с использованием ИКТ, презентаций по разным темам, видеофрагментов, аудио записей, мультимедийных материалов.

Май

Распространение опыта на собственном сайте

Подведение итогов работы по самообразованию

Размещение информации на сайте

Презентация – отчет работы за год.

Работа с детьми

Месяц

Вид деятельности

Форма отчета

Сентябрь

Изучение сформированности связной речи

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений

Составление конспектов занятий для детей старшей группы

Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы»

с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Проведение занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте

Октябрь

Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи

Изготовление дидактических игр

Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми

Ноябрь

Совместные игры на развитие речи детей

Картотека игр и игровых пособий

Разучивание чистоговорок

Разучивание стихов, потешек

Разработка картотеки

Подготовка картотеки по речевой гимнастике

Декабрь

Индивидуальные работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.

Папка индивидуальной работы с детьми

Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям»

Сундучок со стихами

Январь

Работа с загадками. Составление загадок. Пальчиковые игры

Создание картотеки загадок,  пальчиковых игр

Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания

Создание папки «Детям для рассказывания»

Февраль

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений

Альбом художественное слово, карточки артикуляционной гимнастики

Составление консультаций для родителей

Проведение родительского собрания

«Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

Март

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Подборка сюжетных картин.                           Посещение родителями деятельности

воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам

Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Подготовка дидактических, речевых игр

Апрель

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Схемы составления описательных рассказов, настольно-печатные игры, словесные игры, опорные картинки, сюжетные картинки.

Подготовка проведения театрализованной сказки

Изготовление масок и костюмов для сказки

Май

Обучение сочинению сказок (метод моделирования)

Изготовление  модели – схеме

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования»

В течение года

Самостоятельная игровая деятельность.

Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности. Развитие творческой самостоятельности

Самореализация

В течение года

Публикация на официальном сайте

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

В течение года

Участие в конкурсах всероссийского и международного уровня

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Распространение опыта на собственном сайте

Взаимодействие с родителями

Использование ИКТ позволит сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной, а также сделать занятие более увлекательнее и интереснее. Главной проблемой у родителей является отсутствие знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово, случайно. При этом остро встает вопрос о «засиживании» дошкольников за ПК. Таким образом, передо мной стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

Сентябрь

Беседа с детьми на тему: «Знакомимся с мультимедийным оборудованием в нашей группе».

Пополнение базы дидактических интерактивных игр.

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей.

Педагогическое просвещение родителей.

Методическая разработки «Развитие речи дошкольников через компьютерные игры».

Активное участие пополнении базы дидактических интерактивных игр.

Октябрь

Консультация для родителей «Роль ИКТ в образовании дошкольников».

Рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

Презентация «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников».

Ноябрь

Семинар с  использованием современных технологий «Играя развиваем речь».

Повышение педагогической компетентности родителей.

Оформление папки – передвижки «Речевые игры. Способы их проведения»

Декабрь

Использование интерактивных форм работы с родителями: создание группы в Viber, транслирования режимных моментов образовательной деятельности, итоговых

мероприятий по тематическим неделям.

Подготовка рекомендаций родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

Подготовить для родителей Компьютерные игры серии «Логобург».

Январь

Развлечение с использованием ИКТ: Игра- Викторина «Что? Где? «Когда?»,  «Зимние фантазии».

Вовлечение родителей в образовательный  процесс.

Участие родителей развлечениях.

Февраль

Семинар - практикум «Как игры развивают речь ребёнка»

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Помочь родителям в создании речевой среды для постоянного общения с ребенком.

Подготовка рекомендаций родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

 Март

Вовлечение родителей в

проектную деятельность

«Играем всей семьей»

Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива

Представление опыта работы «Играем всей семьей» на итоговом собрании

Апрель

 «Правильное использование детьми компьютера дома».

Педагогическое просвещение родителей

Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома»

Май

Подведение итога работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»

quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...

Циклограмма самообразования по теме: "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Циклограмма самообразования по теме: "Речевое развитие детей дошкольного возраста"...

статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ."

Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации ...

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.воспитател...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ

Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации ...

Перспективный план по самообразованию по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», средняя группа

Развитие речи  является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Одним ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования  «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного простран...