Консультация . Малые формы фольклора: Колыбельные песенки, потешки, прибаутки, загадки и сказки.
методическая разработка (средняя группа)

Консультация .

Малые формы фольклора: Колыбельные песенки, потешки, прибаутки, загадки и сказки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Консультация .

Малые формы фольклора: Колыбельные песенки, потешки, прибаутки, загадки и сказки.

                                           

                                              Воспитатель ГБДОУ

                                        детский сад № 20

                                                          Высшей квалификационной

                            категории

                                                                 Егорова Ольга Генриховна

 

Санкт-Петербург

2023 год

Колыбельные

Пение протяжных ласковых песен маленьким детям характерно не только для нашей культуры. Интуитивно матери всех времён и народов используют этот способ установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под пение матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни.

Киска, киска, киска, брысь!        Наша деточка пойдёт,

На дорожку не садись.        Через киску упадёт!

Своеобразный помощник матери в её неустанных заботах - домашний кот. С образом кота связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать свои привычки ребёнку. Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в своих песнях за баюканье ребёнка сулили в награду коту и «кусочек пирога», и «туесок молочка», и другие подарки: Баю-баюшки-баю,        За работу заплачу:

Баю Верочку мою.        Дам кусочек пирога

Приди, котик, ночевать,        Да кувшин молока.

Мою доченьку качать.        Уж ты ешь, не кроши,

Уж как я тебе, коту,        Больше, котик, не проси!

Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям - гулям. Они прилетают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно.

Не менее часто в песнях упоминается детская колыбель - люлька. Попутно заметим, что в старину она могла быть двух видов: зыбка, полностью сделанная из дерева, и собственно люлька, представляющая собой деревянную раму со слабо натянутым на неё холстом. Люлька подвешивалась к очепу - гибкому шесту, одним концом крепившемуся к потолку.

В русском фольклоре характерным является соединение колыбельных песен с потешками, прибаутками, пестушками. Пестушки (от слова «пестовать» - нянчить, воспитывать, носить на руках) - это короткие рифмованные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за младенцем. Например, ребёнок просыпается, его гладят, приговаривая:

«Потягушеньки-нарастушеньки, Руки - хватунюшки, Роток - говорунюшки,        Ноги - ходунюшки».

Сказки.

Каждому жанру устного народного творчества присущи свои художественные средства и приёмы, своя поэтическая форма. Сказка отличается от родственных ей эпических устных жанров тем, что она не поётся, а рассказывается, имеет прозаическую форму. Своеобразие содержания определяет их различия в манере рассказывания, в языке, в сюжетно-композиционном строении.

Сказки о животных обычно невелики по объёму. Иногда в них повторяются сходные эпизоды (Колобок). Язык сказок о животных прост и лаконичен. Слова, самые обыкновенные, в тексте получают удивительную выразительность, точность, красоту. Тексты бытовых сказок насыщены острыми, динамичными диалогами. Стиль сказок богат и разнообразен. Он в зависимости от содержания то добродушно-насмешливый, то шутливо-иронический, то остро сатирический.

Наиболее сложны по строению и стилю волшебные сказки. Героям приходится преодолевать одно препятствие за другим, и каждое более трудное, чем предыдущее. Стиль волшебной сказки торжественно-приподнятый, отличается красочностью, насыщенностью оборотами и выражениями.

Для изображения порождённых жизнью конфликтов в сказках используется фантастический вымысел. Действующие лица сказок никогда не жили, а сказочных происшествий на самом деле никогда не было. И всё-таки сказки в какой-то степени правдивы. Сказка, пока она создавалась в народной среде, была тесно связана с жизнью народа, его интересами и идеалами.

Сказки занимали значительное место в жизни трудового человека. Герои сказок , воплотившие в себе лучшие качества народа и осуществлявшие различными способами его мечты и желания, воспитывали в человеке его достоинства, пробуждали надежды и стремления к жизни лучшей, красивой, счастливой. Сказки помогали разбираться в сложности человеческих отношений, видеть в жизни хорошее и плохое, разоблачали подлость и трусость, ложь и предательство, ханжество и лицемерие.

Свидетельства о бытовании сказок прослеживаются почти с самого начала письменности на Руси. Сказки записываются и издаются и в наше время.

        

Загадки.

Загадки, как и пословицы, дошли до нас из глубокой древности. Они в своём возникновении связаны с тайной условной речью первобытных племён. Загадки начали записывать вместе с пословицами ещё в конце XVII века, но систематическое собирание их началось только с середины прошлого века. Всякий человек, живший в таком первобытном коллективе, должен был уметь применять тайную речь. Произведения фольклора и древней литературы свидетельствуют, что с помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя.

Загадки, говоря о предмете, заставляют задуматься, откуда он взялся, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят человека к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира. Тематически загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнена изба, двор, поле, лес, луг, и те работы, которые здесь производились, т.е.всё то, что связано с крестьянским хозяйством.

В загадках окружающие человека предметы как бы оживают, становятся деятельными соучастниками его трудовой жизни. Здесь и две сестры Дарья да Марья, которые друг на друга глядят, но сойтись не могут (пол и потолок), и четыре братца под одной шапкой (стол), и чёрный конь, который скачет в огонь (кочерга), и рассказывающий о своей долгой и интересной жизни горшок.

Многое из того, о чём говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, её внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, тканье), орудий труда в поле (соха, серп). Конечно, и загадки о таких предметах и работах уходят из живого бытования.

И всё же старые загадки, живущие только на страницах книг, представляют для нас большой интерес, как и произведения других видов фольклора. В них простыми словами достигается зримость и осязаемость изображаемых предметов, они обладают метким, кратким и образным языком. Ценен для нас в загадке её поэтически светлый взгляд на обычные, будничные предметы и явления, среди которых обыкновенный человек живёт.

ПОТЕШКИ

Потешки - это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.

Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребенка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информативного опыта. Удовлетворение этих потребностей ребенок и получает через посредство играющего с ним взрослого. Ребенка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой; в процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы.

В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Так, например, при исполнении потешки «Сорока» водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребенка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи; легкие поглаживания животика, спинки, пяточек в потешке «Ласочка» - один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация; разминание ножек, движения ручек, головки, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии; несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары локотками в потешках «Идет Бай по стене», «Ладушки» тонизируют обмен веществ и т.д. При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко потом сами повторяют их.

Ценность потешек состоит еще и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии.

 -Ладушки, ладушки, Где были? - У бабушки.

  • Что ели? - ладушки.
  • Кто ел? - Маняшка.
  • Помогал? - Ивашка.

Чук, чук, чук, чук, Наловил дед щук, Бабарыбку пекла, Сковородка потекла!

 Тушки — тутушки, На столе преснушки. На столе преснушки, А в печи ватрушки. Преснушки, ватрушки Нашему Андрюшке.

ПЕСТУШКИ

Термин «пестушка» произошел от слова «пестовать», то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.

Для того чтобы вызвать у ребенка радость, улыбку, двигательное возбуждение, веселый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек. Исполняя их, мать излучает на своего ребенка нежность, заботу, радость, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым формируя у ребенка опыт положительных эмоций, а также регулирует его настроение и эмоционально-психическое состояние.

Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка

Ой, ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек, Сиреневый кусточек!

Сова—совушка,

Белая головушка, Сова умывалась,

 В лапти обувалась,

 В лапти , в тряпички , В теплы рукавички.

Пестушки нужно петь естественно и просто, интонацией передать содержание и характер поэтического текста, при этом сохраняя натуральный тембр голоса, теплоту, нежность.

Ой, мой маленький,  Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мои пригоженький!

             Шла баба из заморья,

             Несла кузов здоровья,

             Тому-сему помаленьку,

             А Ванюшке весь кузовок!


ПРИБАУТКИ

Основное назначение прибауток - развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток - от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Оригинальные песни, состоящие из вопросов и ответов, причем ответ, оканчивающий строку, дает повод к новому вопросу в следующей строке, образуя таким образом как бы непрерывную цепь; такие песни созданы как бы специально для исполнения детям, которые задают родителям бесконечные вопросы.

В прибаутках большая воспитательная ценность - ребенок слушает, наблюдает, сравнивает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребенка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма - становление речи, тренировки памяти, информативного запаса.

Едет Ваня в красной шапке На серебряной лошадке, Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит, Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.

У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки,
У Семена - в саду клены,
У Алены - дуб зеленый,
У Марины – куст малины,
У Арины - две рябины,
А у Вани на плетень Зеленый вьется хмель.

                                            Ай, дилили - дилили,                 Где вы Ваню видели? На базаре в Питере: Сидит на лавке,
Торгует булавки;
Сидит под окошечком, Торгует горошечком; Сидит на скамеечке, Считает копеечки.

Ф.М.Селиванов

Хрестоматия по

фольклору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"

Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...

Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто

Дети с помощью фланелеграфа пересказывают сказку "Колобок".Бабушка-Забавушка помогает детям рассказать стихи А.Барто со своими зверушками....

Малые формы фольклора "потешки"

Статья: «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» В последние годы,...

Малые формы фольклора "потешки"

Статья: «Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» В последние годы,...

Потешки, прибаутки. загадки ,скороголворки. Информация в родительский уголок.

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным ...

Картотека песенки, потешки, прибаутки

Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, независимо от её благосостояния и сословной принадлежности знали, что такое потешки, и использовали их при любом ко...

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...