Рабочая программа педагога МБДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (младшая группа от 3 до 4 года).
рабочая программа (младшая группа)

 Ахадова Севиндж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ младшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2021–2022 уч. г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_-_2021u_1.docx103.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»

                                                УТВЕРЖДЕНО

                                 Заведующая МБДОУ № 2 «Дюймовочка»

                                        

                                                                                                   __________Хомякова И. А.

                                                                        « » сентября 2021год

                                       

Рабочая программа педагога МБДОУ с учётом

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(младшая группа от 3 до 4 года).

Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Воспитатели:                                 Ахадова С.Э

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                       Бюрне О.А

 

2021г.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.  

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (младшая) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Цель и задачи реализации программы .

1.3 Принципы  и подходы реализации программы.

1.4 Характеристики особенностей развития детей 3-4 лет, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.

2 Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры).

2.1 Целевые ориентиры в раннем возрасте.

2.2 Целевые ориентиры в дошкольном возрасте.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей 3-4  лет.

1.1.  Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.2.  Образовательная область «Познавательное развитие»

1.3.  Образовательная область «Речевое развитие»

1.4.  Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

1.5.  Образовательная область «Физическое развитие»

2..   Часть рабочей программы формируемая участниками  образовательных отношенй:

2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

2.2. Способы направления  поддержки детской инициативы.

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников. Режим дня детей 3-4 лет.

2. Организация режима пребывания детей в группе дошкольного образовательного учреждения..

3. Особенности традиционных праздников, событий, культурно-массовых и спортивных мероприятий..

4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

5.Обеспепеченность методическими материалами и средствами обучения воспитанников

              1V.Приложения.

 Приложение 1. Список детей.

 Приложение 2.Характеристика родительского состава.

 Приложение 3. Перспективный план НОД на учебный год

 Краткая презентация работы.

 

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

                                   Пояснительная записка.

  • Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ;
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Санитарные правила СП 2.4 3648/20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • Устав ДОУ;
  • Положение о рабочей программе.
  • Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса разновозрастной младшей группы, МБДОУ д/с № 62. Программа направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание пространственной, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Благодаря этому программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребёнок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребёнок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решение, использовать своё мышление и воображение.

1.1. Цель и задачи реализации программы

Цель рабочей программы:

  • Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
  • Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:

 3 – 4 года

  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. Принципы   и подходы к формированию программы:

  • Полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учёт этнокультурной ситуации развития детей. (ФГОС)

1.3. Характеристика особенностей   развития детей раннего возраста (3-4года), воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится в не ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

   Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

    Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

 Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

 Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

 Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

 Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

 Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

 В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

2.  Планируемые результаты   освоения программы (целевые ориентиры).

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

    2.1  1Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

     2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  •  Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  •  Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2.  Содержательный раздел  

1. Особенности  образовательной  деятельности в соответствии с направлением развития воспитанников

Показатели развития детей в соответствии с возрастом.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

3-4 года

     В возрасте 3–4 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Образовательные области

и направления организации

жизнедеятельности детей

                  Показатели развития ребенка

1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

3-4 года

Овладение коммуникативной деятельностью и

элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме.

• Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

• Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений.

• Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений.

•Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию.

•Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

• Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»

3-4 года

Овладение познавательно-исследовательской

деятельностью.

Развитие интересов детей,

любознательности и познавательной

мотивации.

Развитие воображения и

творческой активности.

Формирование первичных

представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

• Знает свои имя и фамилию, имена родителей.

• Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

• Ориентируется в помещениях детского сада, знает свой город.

• Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

• Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».

• Различает круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и квадратную форму.

• Умеет группировать предметы по цвету, размеру и форме

• Понимает смысл обозначения вверху-внизу, впереди-ссади, на, над-под, верхняя-нижняя. Различает день-ночь, зима-лето.

1.3.Образовательная область «Речевое развитие»

3-4 года

Овладение речью как средством общения и культуры.

Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы.

• Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказывать об увиденном.

• Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

• Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

• четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.

1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

3-4 года

Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью.

Развитие детей в процессе

овладения музыкальной деятельностью.

Развитие детей в процессе овладения театрализованной деятельностью.

• Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или изменяя одни детали другими.

• Изображает /создает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы.

• Создает изображения из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

• Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других.

• Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

• Различает и называет музыкальные инструменты: металлофон, барабан. Замечает изменения в звучании (тихо-громко).

1.5 Образовательная область «Физическое развитие»

3-4 года

Овладение двигательной деятельностью.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

• Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

• Приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде.

• Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.

• Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

•Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места.

• Катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом об пол, бросает вверх и ловит; метает предметы правой и левой руками.

2.Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений:

2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Календарное планирование и организация образовательной деятельности осуществляются в соответствии со структурой ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Структура организации образовательного процесса

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

в подготовленной среде

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

Непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

 Воспитательно-образовательный процесс в группе организуется:

- на адекватных возрасту формах работы с детьми, развитии всех детских видов деятельности и в первую очередь игры, как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника;

- организуются   совместная интегративная деятельность взрослых с детьми, которая включает различные виды детской деятельности: игру, чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую и др., также и самостоятельная деятельность детей в специально подготовленной среде.

Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:

- субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;

- диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

- продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками;

  - партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)

Основной мотив участия ребенка в образовательном процессе – наличие интереса.

Непосредственно - образовательная деятельность реализуем через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Образовательную деятельность с детьми осуществляем в процессе проведения режимных моментов: утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, послеобеденного сна. В режимные моменты активизируем работу по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию личностных качеств воспитанников. Игре, как основному виду деятельности дошкольников в группе отводится много времени, созданы условия детям для всех видов игр.

Дети выходят на прогулку дважды в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Прогулка состоит из следующих частей:

— самостоятельная двигательная активность детей и игра — 35 %;

— самостоятельная познавательная активность — 50%;

— совместная деятельность взрослого с детьми (двигательная активность, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми, наблюдение) — 25%. Подвижные игры проводим в конце прогулки перед возвращением детей в помещения учреждения.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов.

Для самостоятельной деятельности детей создана  предметно-развивающая, образовательная среда, которая:

-обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

-содержит в себе проблемные ситуации, направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

-позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Годовое планирование воспитательно-образовательного процесса строится в логике комплексно-тематического планирования (Приложение).

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативности и самостоятельности.

3-4 года

Приоритетная сфера инициативы - продуктивная деятельность

Условия:

1. Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка

2.Рассказывать  детям об их реальных, возможных и будущих достижениях

3. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей

4. Поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу

5. Помогать ребенку найти способы реализации его собственных целей.     Поддерживать стремление научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущения возрастной умелости

6.В ходе занятий и повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка. Позволять ему действовать в  своем темпе.

7.Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Учитывать индивидуальные особенности детей: застенчивые, не решительные, конфликтные, не популярные

8. Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.

9. Создавать положительный психологический микроклимат в равной мере  проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласковые и теплые слова для выражения своего отношения. Проявлять деликатность и тактичность.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения семьями воспитанников.

  1. Принцип преемственности, согласованных действий. Состояние взаимопонимания семьи и детского сада - этого единого пространства, этой объективной реальности, состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон; “выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку; распределения обязанностей и ответственности”.  
  2. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Принцип взаимоотношений семьи и ДОУ на основе гуманности, толерантности, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
  3. Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.

  1. Принцип индивидуального подхода к каждой семье. Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов; от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого
  2. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологи-ческими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.
  3. Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Воспитатели хотят знать: как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

В ДОО выстроена модель взаимодействия детского сада и семьи. Приложение №4 «Перспективный план работы с родителями»

Для обеспечения наибольшей результативности работы с родителями на новый учебный год проводим анкетирование с целью выявления наиболее эффективных форм работы с родительской общественностью. Привлекаем родителей к подготовке и участию в утренниках, праздниках и спортивных развлечениях («Мама, папа, я – спортивная семья», «Осень в гости просим», «Новогодняя сказка», к оформлению игровой площадки. Для повышения взаимодействия детей с родителями и педагогами создан родительский клуб «Театр детям» .

Привлекаем родителей к участию в многочисленных творческих конкурсах, к изготовлению костюмов к праздникам и концертам. Родительские собрания проводим, используем различные формы: круглый стол, викторины (вопросы – ответы) и др.

     

         3. Организационный раздел.

   

3.1.  Режим дня  

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

   При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет   5- 6 часов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей

Вторая младшая группа «Малинка» (холодный период)

                 Режимные моменты

Младшая группа

                                                Дома

Подъем, утренний туалет

7.00-8.00

                                  В дошкольном учреждении

Приём, осмотр, игры,  

7.00-8.10

Утренняя гимнастика

8.10-8.17

Подготовка к завтраку, завтрак, игры

8.17-8.30

Самостоятельная деятельность

8.30-8.55

Подготовка к образовательной деятельности

8.55-9.00

Организованная образовательная деятельность    

9.00-10.35

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

10.00-10.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), учитываются метеоусловия.

10.40-11.40

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

11.40-11.50

Подготовка к обеду, обед

11.50-12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.45-15.00

Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, воздушные и водные процедуры

15.00-15.20

Подготовка к образовательной деятельности, образовательная деятельность (в соответствии с расписанием).

15.30 – 15.55

Чтение художественной литературы, кружковая деятельность (по подгруппам 2 раза в неделю) свободные игры

15.20 – 16.05

Подготовка к уплотненному полднику, уплотненный полдник

15.15-15.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-17.30

Игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность

Уход детей домой

17.40-19.00

                                                             Дома

Прогулка

18.30 – 19.30

Возвращение домой, ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры.

19.30 – 20.45

Укладывание, ночной сон.

20.45 – 7.00

     

                                                                                                                     ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Вторая младшей группа «Малинка»

(летний оздоровительный период)

Режимные моменты

Младшая группа

                                                      Дома

Подъем, утренний туалет

7.00-7.30

                                       В дошкольном учреждении

Прием, осмотр,  измерение температуры, игровая деятельность, утренняя гимнастика,

7.00-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.45

Игры, подготовка к прогулке

9.05-9.15

Прогулка (совместная деятельность воспитателя и детей, игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры)

9.15-12.15

Возвращение с прогулки, водные процедуры

12.15-12.25

Подготовка к обеду

12.25-12.35

Обед

12.35-12.55

Подготовка ко сну, дневной сон

12.55-15.30

Постепенный подъём,  оздоровительная гимнастика, воздушные и водные процедуры

15.30-15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.45-16.00

Игровая деятельность детей

16.00-17.00

Подготовка к ужину

17.00-17.10

Ужин

17.10-17.30

Подготовка к прогулке

16.00 -17.45

Прогулка, уход детей домой

17.50-19.00

                                              Дома 

Прогулка

19.00-20.15

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.15-20.45

Укладывание, ночной сон

20.45-06.30

№ п/п

Образовательная  деятельность

Кол-во

1

2

Познавательное развитие:

 -ФЦКМ / познавательно-исследовательская деятельность

- конструирование /

 

1

1

развитие элементарных математических представлений

3

Коммуникативная деятельность:

- развитие речи

- чтение художественной литературы (перед обедом, в вечернее время)

1

3

Изобразительная деятельность:

- рисование

- лепка/ аппликация

 

1

1/1

4

Двигательная деятельность (физкультура)

На улице

2

1

5

Музыкальная деятельность (музыкальное занятие)

2

  Объем недельной образовательной нагрузки

10

           

 

 

СЕТКА-РАСПИСАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во второй группе младшего возраста «Малинка» на 2021-2022 учебный год

                                                               Неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00-9.15

Музыка

(Худ-эст.разв)

9.25-9.40

 2. ФЭМП/

Конструирование

(Познавательное

развитие)

 

9.00-9.15

ФЦКМ.(Познавательное развитие ).

9.25-9.40

 2. ФЭМП/

Конструирование

(Познавательное

развитие)

 

9.00-9.15

Развитие речи

9.25-9.40

Лепка

Худ.-эстетичетическое

Развитие)

 

9.00-9.15

Физическая

Культура

15.25-15.40

2.Музыка

(Худ.-эстетичетическое

Развитие)

10.30-10.45

2.Физическая культура  

15.20-15.35

Рисование

(Худ.-эстетичетическое

Развитие)

3.3. Особенности традиционных праздников. событий, культурно-массовых и спортивных мероприятий.

           В соответствии с требованиями ФГОС ДО в примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы»  включен раздел культурно- досуговая деятельность,  который предусматривает обеспечение активного и пассивного отдыха каждому ребенку

. В Соответствии с комплексно – тематическим планированием, каждая неделя имеет свое название, заканчивается тематическая Неделя проведением праздника, развлечения, викторин, показом кукольного театра, проведением акций или др. формами культурно – досуговой деятельности. Мероприятия являются  подведением итога за прошедшую неделю. Вместе с тем есть традиционные мероприятия, связанные с событиями социальной жизни, проводимые с учетом принципа сезонности, учетом внутренних потребностей.

Правильная организация культурно - досуговой деятельности детей 5-6 лет предполагает решение педагогом следующих задач.

Отдых. Развитие желания в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формирование основ досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т.д.).

Развлечения. Создание условий для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Содействие появлению спортивных увлечений, стремлению заниматься спортом.

Праздники. Формирование представлений о будничных и праздничных днях

Формирование эмоционально положительного отношения к праздникам, желания активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т.д.). Формирование внимательного отношения к окружающим людям, стремления поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Самостоятельная деятельность. Создание условий для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание коллекций и т.д.). Формирование умения и потребности организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.

Творчество. Развитие художественных наклонностей в пении, рисовании, музицировали. Поддержка увлечений детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создание условий для посещения кружков и студий.

Традиционные праздники, события, мероприятия

Особенности проведения

 Путешествие в страну Знаний (событие)

Организуется экскурсия в школу (дети подготовительных групп). Викторина «Что я знаю о детском саде и школе?»

Праздник Осени

Проводится на территории МБДОУ, используется ресурс экотропы. Фольклорный праздник.

Спартакиада

Команда из числа воспитанников подготовительных групп  представляет  МБДОУ в городской Спартакиаде.

День Матери (событие)

Выставка рисунков, участие в муниципальном концерте, концерт для мам в МБДОУ и т.п.

Всемирный  День птиц (событие)

Дети совместно с родителями изготавливают кормушки, скворечники. Развешиваются на территории МБДОУ и городского парка. Участие в акции  «Подари пернатым дом» краевого центра Юннатов

 Праздник Скоро, скоро, Новый год!

Праздники во всех возрастных группах.  Совместная с родителями «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки». Родители участвуют в реализации сценариев (исполняют роли, пошив костюмов, помощь в изготовлении атрибутов)

День  рождение детского сада

Вывешиваются поздравления от групп, для детей проводится праздничное развлечение, непременной участницей которых является Дюймовочка. Чаепитие в группах

День защитников Отечества

Спортивное развлечение с участием детей и пап.

Мамин  праздник

Праздничные развлечения с использованием разнообразных форм их проведения.

Праздник Весны

 Организуется на 80% знакомом детям музыкальном материале о весне  с включением игр-соревнований, загадок и др.

День Победы

Праздник с привлечением ветеранов ВОВ, курсантов кадетского корпуса (социальные партнеры).

Выпускной бал

Прощание детей подготовительных групп с детским садом. Изготовление детьми подготовительных групп картин для «Галереи выпускников» (подарок детскому саду).

Фестиваль «Содружество»

Представление на городском фестивале украинской национальной диаспоры города Шарыпово. Исполнение детьми танцев, музыкальных композиций, традиций и обрядов украинского народа. Воспитание у детей  толерантности в условиях многонационального города (социальное партнерство).

Акции:

- «Помоги пойти учиться»; «Поздравь ветерана с Победой»; «С новым годом, земляки», «Аллея памяти», «Открытка солдату», «Столовая для пернатых», «Дарим добро» и т.п.

Добровольное участие, поддерживается инициатива детей. К сотрудничеству приглашаются родители, социальные партнеры

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей старшего дошкольного возраста, с учетом охраны и укрепления их здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает:

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
  • двигательную активность детей;
  •  создавать возможности для уединения;
  • реализацию различных образовательных программ;
  • необходимые условия для коррекции речевых нарушений, в сфере эмоционально- волевого и познавательного развития;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Предметно- развивающая среда для самостоятельной деятельности детей:

 «Самостоятельная деятельность – есть свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам

и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально».

  • Оборудование группы соответствует требованиям безопасности, здоровье сбережению, эстетически привлекательное и развивающее.
  • Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
  • Пространство группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
  • В группе пространство поделено на три сектора:
  •   активный, включающий в себя: центр игры, центр двигательной активности, центр конструирования и центр музыкально- театрализованной деятельности;
  • спокойный сектор: центр отдыха, центр книги, центр природы и др.
  • рабочий сектор: центр правильной речи и моторики, центр познавательно-
  • исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры «Хозяюшка».
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Мы в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.

Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -
 печатные игры.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр физического развития «Здоровейка»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализаци
и задач этой области в группе, мы делали акцент на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь.

В работе с детьми старшего возраста используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
Театральный центр «Золушка»
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, би-ба-бо, теневой. Также
в группе имеется уголок «Ряженья», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Музыкальный центр «Домисолька».  В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами , дидактические игры на развитие музыкального слуха.
Центр рисования «Мир красок». В центре рисования имеется: альбомы, разноцветные карандаши, кисточки, гуашь, акварель, цветная бумага, цветной картон, пластилин, клей,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр
 «Почемучка»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Развивающие игры: счётные палочки, сложи узор, сложи Квадрат, «Логический пояс», игры на плоскостное моделирование: Танграм; игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, , домино, парные картинки, шашки.

Центр природы «Что, где, когда»
В центре природы имеется : календарь погоды,
 природы, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, гербарий, муляжи грибов, муляжи диких и домашних животных, наборы картинок: знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.

Центр экспериментирования  «Лаборатория»
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Коммуникация»
Центр развитие речи «Речевичок»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.

Игры по звуковой культуре речи, на звукоподражание,   пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на
 развитие грамматического строя и  развитие связной речи:
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,
 что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

Центр книги «Библиотека»
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту
 и детских писателей. тематике, детские энциклопедии, портреты

Предметная среда отвечает следующим психолого-педагогическим критериям: 

  • уровню психического развития ребенка;
  • системности;
  • многофункциональности;
  • со масштабности  ребенку;
  • трансформируемой;
  • модульности;
  • вариативности по содержанию и функциональным возможностям.

При создании предметно-развивающей среды учитывали поло ролевую специфику и обеспечили среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Также соблюдались следующие принципы организации развивающей  предметно- пространственной среды:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии 

  • ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми:
  • разновысокая, легко трансформируемая мебель;
  • уголки уединения;
  • распределение группы на зоны (чтобы каждый ребенок нашел удобное и комфортное место для самостоятельной и совместной деятельности).

2. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

  •    возможность построения непересекающихся сфер активности:
  • создание среды, позволяющей детям одновременно заниматься       разными видами деятельности;
  •  наличие уголков и центров развития;
  • использование трансформирующего оборудования.

 3. Принцип активности, самостоятельности, творчества

  • возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения:         наличие пособий,
  •  материалов, стимулирующих творческую активность детей

      (нестандартное физкультурное оборудование, материалы для экспериментирования, схемы, алгоритмы, творческие мастерские, дидактические игры);

  •   условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности.

4. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

  •       зона отдыха;
  •       личное пространство для каждого ребенка;
  •       место, где ребенок может хранить свои вещи.

5. Принцип открытости – закрытости

   готовность среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»). 

6. Принцип эстетической организации среды 

  • поделки детей в интерьере группы;
  • пособия, поделки, сделанные воспитателями;
  • произведения живописи, народного творчества в интерьере.

7. Принцип учета возрастных и половых отличий детей

возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности:  

  • игры, игрушки, материалы для продуктивной деятельности для мальчиков и девочек;

  • наполняемость среды соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:

• Физическое развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования ( приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).

3.5. Материально – техническое обеспечение Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

        Данное оснащение воспитательно-образовательного процесса соответствуют достаточному уровню методического оснащения, размещено как в методическом кабинете, так и в мини кабинете в группе. Программы, педагогические технологии, методическое обеспечение, используемые педагогами распределены по соответствующим разделам примерной программы.

Перечень программ и пособий, используемых при реализации основной части Программы

Образовательная деятельность

Методическая литература

Социально-коммуникативное развитие

  1. Т. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет», М., Мозаика-Синтез, 2014
  2. К. Белая, «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет», М., Мозаика-Синтез, 2014
  3. Л.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет», М., Мозаика-Синтез, 2014 
  4. А. Русаков «Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы воспитателям и родителям дошкольников», С-П, Образовательные проекты, 2012
  5. Г.А.Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина», М., АРКТИ, 2005
  6. В.Г. Лысаков «1000 загадок», М., АСТ, 2006
  7. Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ, 2005

Познавательное развитие

  1. О.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. М. Мозаика-Синтез, 2014
  2. Л. Куцакова «Конструирование из строительного материала», М., Мозаика-Синтез, 2014
  3. О. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду,М., Мозаика-Синтез, 2014
  4. Е.Крашенников, «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет», М., Мозаика-Синтез, 2014
  5. Н. Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Для занятий с детьми 4-7 лет
  6. И.Помораева, В. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа 3-4года.

 М., Мозаика-Синтез, 2014

  1. В.П.Новикова «Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет», М., Мозаика-Синтез, 2009
  2. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., Просвещение, 1989
  3. Л.В. Куцакова «Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду», М., Совершенство, 1999
  4. «Учимся считать», М., Мой мир, 2006

Речевое развитие

  1. О.Ушакова, «Знакомим дошкольников с литературой», М., Сфера
  2. Т.С.Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», С-П, Каро, 2009
  3. Е.Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М., Астрель, 2007
  4. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» (под ред. Гербовой), М.Просвещение, 1983
  5. Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», М., Просвещение, 1983
  6.  В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Младшая группа 3-4 года, М.: Мозаика-Синтез 2014  

Художественно-эстетическое развитие

  1. Т. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа», М., Мозаика-Синтез, 2014
  2. И. Лыкова «Лепим сказку. Азбука лепки», М., Карапуз-Дидактика, 2007
  3. Н. Салмина, А. Глебова «Учимся рисовать. Рисование, аппликация и лепка», М., Вентана-Граф, 2013 

Физическое развитие

  1. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения. 3-7 лет», М., Мозаика-Синтез, 2014
  2. Э. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет», М., Мозаика-Синтез, 2014
  3. О.Е. Громова «Спортивные игры для детей», М., Творческий центра СФЕРА, 2002
  4. В.Г. Фролов, Г.П.Юрко «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» М., Просвещение, 1983

Перечень программ и пособий, используемых при реализации вариативной части Программы

Образовательная деятельность

Методическая литература

Социально-коммуникативное развитие

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.  Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007
  2. Шаухова Н.К. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет: Волгоград: Учитель, 2013  

Познавательное развитие

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младшая группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2005
  2. Костюченко М.П.  Исследовательская деятельность на прогулках. – Волгоград: Учитель. 2014
  3. Комратова Н.Г., Л.Ф. Грибова. «Мир в котором я живу» методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Иванова А.И.   Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М:ТЦ Сфера, 2007
  5. Костюченко М.П.  Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2014
  6. Плешакова А.А. Мир вокруг нас. – М: Просвещение, 2007
  7. Кочемасова Е.Е., Белова И.К., Вахрушева А.Н.   «Здравствуй мир». Окружающий мир. Программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». ООО Баласс, 2002, 2004

Речевое развитие

  1. Алябьева Е.А.   Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2012
  2. Желтикова О.С.   Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста
  3. Ушакова О.С.  Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2014
  4. Ушакова О.С.  Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи.   Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2012
  5. Гербова В.В.  Учись говорить. – М: Просвещение, 2004

Художественно-эстетическое развитие

  1. Комарова Т.С.   Изобразительная деятельность в детском саду - М.: Просвещение 1973
  2. Лыкова И.А.Изодеятельность в детском саду.  Карапуз – дидактика, Т.Ц. Сфера, М.2007
  3. Лыкова И.А.   Журнал «Цветной мир» аппликация и бумагопластика. –М: ООО карапуз Дидактика, 2008
  4. Швайко Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Младшая группа: Программа, конспекты: М – Гуманит, издательский центр ВЛАДОС. 2001
  5. Новикова И.В.  Аппликация из природного материала в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2010
  6. Богатеева З.А.   Занятия аппликацией в детском саду.

Физическое развитие

  1. Антонова Ю.А.    Лучшие спортивные игры для детей и родителей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2006
  2. Калмыкова Л.Н.   Здравствуй, пальчик! Как живешь? картотека тематических пальчиковых игр: Волгоград: Учитель,2014
  3. Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г.    Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет – Волгоград: Учитель, 2013
  4. Борисова М.М.   Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

.

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:

• Физическое развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое  развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования ( приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).

.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.  

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 года (младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (вторая младшая группа , 3 - 4 года). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольно

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования  «От рожден...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа , 5-6 лет). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного д

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования  «От рождения до ш...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа , 6-7 лет). Составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного д

Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования  «От рожд...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа 6-7 лет )

        Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условийдля полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основбазовой культуры л...

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа, 5-6 лет).

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...