Самообразование. Конспект выступления на конкурс воспитатели ДОО
статья

Вашему вниманию хочу представить тему моего самообразования 

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

     Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости.

      Вашему вниманию хочу представить тему моего самообразования 

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Слайд 2

     Времена теперь другие, как и мысли, и дела - Далеко ушла Россия от страны, какой была. Умный, сильный наш народ, далеко глядит вперед,

Но приданья старины забывать мы не должны!

 Н. Кончаловская

     Тема самообразования мной выбрана не случайно. В наши дни дети мало получают информации о народном искусстве, культуре, быте. Поэтому я серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Наши традиции, обряды не должны исчезнуть. Они должны передаваться из поколения к поколению. Мы должны знать и помнить, как жили наши предки, чем занимались. Любая семья это маленькое государство со своими обычаями и традициями. Та семья, которая почитает традиции, обычаи, она крепкая, дружная. В такой  семье дети получают правильное духовно-нравственное воспитание.           

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Работаю по данной теме всего 7 месяцев. Она рассчитана на 3 года с  сентября  2021 по май 2024 г.

Слайд 3

Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

     Задачи самообразования:

- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;

- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

- Подготовить диагностику по данной теме;

- Организовать работу с детьми, включив в неё элементы народного искусства;

- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;

- Подготовить и провести консультации для педагогов, родителей;

- Подготовить материал и провести мастер-классы .

  Слайд 4

Задачи по реализации самообразования в работе с детьми:

- Сформировать первичное представление об истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями и промыслом, народными праздниками.

- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.

- Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.

- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.

- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.

Слайд 5

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей. Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством, с традицией семьи.

Слайд 6

     Родителям были розданы анкеты, на основании этих анкет была сделана диаграмма.  Уровень самооценки понимания ценности и традиций семьи очень низкий 13%, средний 7%, высокий 5%.

Слайд 7

   Отсюда  Практическая значимость данной темы по самообразованию заключается в воспитание у детей и родителей  интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, семейным традициям, народным играм. 

Слайд 8

     Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства.

У родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.

Слайд 9

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу.

 (на слайде).

Слайд 10-11

     Разработала этапы реализации плана по самообразованию на 2021-2024 учебный  год.

Этапы работы

Тема самообразования

Форма

1 этап.

Информационно–аналитический

     Подбор и изучение учебной, справочной, научно-методической литературы, анализ интернет - ресурсов по выбранной теме.

План самообразования. Сентябрь - декабрь

2021 г.

2 этап.

Целеполагание

    Выбор конкретных методов и приёмов

    Разработка перспективного плана по работе с детьми.

Перспективный план

Январь – май 2022г.

3 этап

Диагностический

     Подбор диагностического инструментария (диагностические задания)

Результат диагностики. Июнь 2022 г.

4 этап

Реализационный

     Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.

     Подбор материала для создания мини – центра «Народные и семейные традиции»

Проекты по заданным темам.

Мини – центр.

     Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме.

     Консультации для педагогов.

     Подбор материала по мастер - классу для педагогов.

Папки передвижки.

Консультации

Мастер – классы

Стенгазета

Творческие выставки детских работ

с июля 2022 - 2023г.

5 этап.

Итогово -обобщающий.

     Размещение опыта работы в СМИ

Итоговая диагностика воспитанников.

     Самоанализ деятельности за 2021-2024г.г.

    Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме.

    Отчёт о реализации плана по самообразованию на педсовете.

Доклад (конспекты занятий, праздников и т.д.)

Январь -  май 2024г

Слайд 12

Формы работы

1.Беседы;

2.Занятия на основе метода интеграции;

3.Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

4.Выставки в мини - музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

5.Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

6.Экскурсии в библиотеку;

7. Дидактические игры;

8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

9. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

10. Использование народных игр, в том числе хороводов

    Слайд 13 

В работе использую  различные методы и приёмы:

1.  Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

2. Словесный  (беседа, использование художественного слова, пояснения);

3. Практический  (самостоятельное выполнение детьми декоративных

изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен);

4. Частично-поисковый;

5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

6. Сотворчество;

7. Мотивационный  (убеждение, поощрение).

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные

 Слайд 14   

     Работу по самообразованию я только начала.  За это время мною проведена следующая работа:  на курсах повышения квалификации в КРИП и ПРО,  провела с педагогами мастер-класс «Кукла - Утешница».  

Слайд 15-16

     С педагогами нашего детского сада провела 2 мастер-класса:

-  «Вечера долгие, руки умелые». Педагоги познакомились с историей возникновения кукол-оберёгов, их значении и  функционале. В завершении отработали практическое умение на примере изготовления «Куклы - Утешницы».

- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры». Благодаря знакомству с русскими народными играми, передавая их будущему поколению, мы сохраняем свои традиции, обеспечивая духовное здоровье наших детей.

- Совместно с педагогами детского сада мы создали видеофильм - Флешмоб «Русские народные промыслы». В нём освятили промыслы Кемеровской области.

Слайд 17

   Для родителей были созданы консультации с рекомендациями: 

«Традиции семьи», «Сказки доброты», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Как помочь сыну и дочери свободно общаться», «Масленица», «Пасха», «Новый год в кругу семьи», «День пожилого человека», «В ожидании сказки или как сделать праздник ребёнку».

Слайд 18

     Работая с детьми, я постепенно стала включать разные жанры фольклора во все формы организации педагогического процесса:

-   В утреннюю гимнастику включаю одно упражнение с элементом русского народного танца («Притопы», «Ковырялочка», «Присядка»).

-   Во время умывания использую загадки о воде: « На свете нет её сильнее, На свете нет её буйнее, В руках её не удержать. И на коне не обогнать».

-   Во время приёма пищи поговорки, стишки: « Спасибо нашим поварам, за то, что вкусно варят нам!»; «Каша пища наша».

- В самостоятельной деятельности, беседах, во время образовательной деятельности стараюсь использовать пословицы, поговорки о труде, дружбе, добре: « Скучен день до вечера, коли делать нечего»; « От скуки бери дело в руки»; «Каждой вещи своё место»; «Сделал дело, гуляй смело».

Слайд19

     В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

 - Подобрана  картотека народных игр. Загадок, стихов, пословиц и поговорок, сказок.

Слайд 20

Неоценимым богатством являются изучение народных игр. На Руси во всех праздниках и обрядах всегда присутствовала игра.

В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.

Слайд 21

     Конечно самый любимый жанр  - это сказка. Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. 

В ходе бесед, ситуативных разговорах, знакомлю с разными обычаями.

Каждая конкретная сказка отражает быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение. 

Слайд 22-23

   Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.

    Ребята сами пробовали изготовить кокошники.

Слайд 24

     Дети и родители приняли участие в конкурсе поделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки». В новогоднем конкурсе «Ёлочка».

Слайд 25

     Народное искусство, помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира, оказывает глубокое идейное влияние на детей.

 С детьми проведено познавательное мероприятие «Изделия народных умельцев Кузбасса». 

Слайд 26

К 9 мая планирую провести спортивно - развлекательное мероприятие «Богатыри земли русской ».

Слайд 27

Работа по самообразованию только началась. На 2022-2023 учебный год планирую разработать и внедрить  проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициямпраздникам, обычаям». 

Цель проекта: формирование интереса и любви к праздникам, традициям и обычаям русского народа; воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Реализация данного проекта сможет познакомить детей со старинными обрядаминародными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.

Таким образом, широкое включение фольклора в работу с детьми обогатит их жизнь, введёт в мир народной жизни, познакомит их с обычаями и традициями русского народа, и коренных народов Кузбасса, создаст положительную эмоциональную обстановку.

Также планирую оформить выставку народного декоративно-прикладного  творчества. Мы уже приступили к её  оформлению, совместно изготовили книжки-малышки по народным традициям коренных жителей Кузбасса.

Слайд  28

Своё выступление я бы хотела закончить словами Академик Г. Н. Волкова

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления на конкурсе «Воспитатель года 2013» от детского сада «Золотая рыбка».

Предлагаю свой сценарий выступления для конкурса "Воспитатель года" - визитка...

Выступление на конкурсе "Воспитатель года"

«Я воспитатель, а это значит…»       Воспитатель – профессия важная,      Даже отважная можно сказать.      Вы мне повер...

Формула успеха (выступление на конкурсе "Воспитатель года 2013")

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованных и игр и представлений....

Выступление на конкурсе «Воспитатель года 2015».

Добрый день, уважаемые коллеги! СЛАЙД №1Меня зовут Анна Александровна. По образованию я учитель русского языка и литературы, но судьба  привела меня в детский сад, и вот уже 11 лет я работаю...

Сценарий выступления на конкурсе "Воспитатель года - 2015"

Сценарий в музыкально-юмористической форме рассказывает о всех жизненных перипетиях воспитателя детского сада....

Текст выступления на конкурсе "Воспитатель года"

Я точно знаю, быть педагогом – это искусство, и как всякое искусство оно многогранно и сложно. Воспитателю приходится выступать в разных ролях: и как учитель, который все знает, всему учит и как...

Самообразование .Выступление на конкурсе воспитателей ДОО. Моё хобби

   Нет на свете человека, который чем-нибудь не увлекался.Какие только не существуют увлечения. Много разных занятий и каждый выбирает его себе по душе....