это русская сторонка- это Родина моя
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Новикова Марина Анатольевна

цикл занятий для старших дошкольников по приобщению к русской народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_eto_russkaya_storonka-eto_rodina_moya.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

по приобщению  старших  дошкольников к русской   народной     культуре.

БАБЬЕ ЛЕТО

Ц е л и: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; дать элементарные представления о том, что такое «бабье лето»; учить видеть и наблюдать изменения в природе, воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.

О б о р уд о в а н и е:   корзина с овощами.

Ход занятия

I. Беседа.

В о с п и т а т е л ь.  Бабушка-загадушка в гости к нам пришла и для вас, ребята, загадку принесла.

Загадка об осени:

        Пришла без красок и без кистей

        И перекрасила все листья;

        Дни стали короче, длиннее стали ночи.

        Кто знает, кто знает, когда это бывает?

                                                (осенью.)

– По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени?

С давних пор на Руси в этот день провожали лето. В народе говорили: «Семен-день лето провожает». Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.

– Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.

От того, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец, вся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.

– Какие вы ещё знаете овощи? (капусту, свёклу, редьку.)

Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали её, чинили.

– А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (дети.)

– А как вы помогаете своим мамам по хозяйству?

– На кого возлагалась основная работа по дому? (на женщину.)

Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом», оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав  от работы, девки (девушки), бабы (женщины), молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.

Есть такие народные приметы:

• Бабье лето ненастно – к сухой осени.

• Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме.

• Если первый день бабьего лета ясен – то и осень будет теплая.

Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.

Самой природой были подарены теплые дни и вечера, чтобы дать отдохнуть женщинам, догулять после тяжелого лета.

Давайте встанем в хоровод  и повеселимся.

II. Итог занятия.

Инсценировка русской народной песни «Плетень».

«БЕЗ ЧАСТУШЕК ПРОЖИТЬ МОЖНО, ДА ЧЕГО-ТО НЕ ЖИВУТ»

Ход занятия

(Дети  с воспитателем сидят на «завалинке» перед «домом». Входят гармонист  с девушкой (музыкальный руководитель) и поют частушки.)

                Я пойду да разойдуся

                По зелёной по траве,

                Заиграли гармонисты –

                Все волнуется во мне.

Музыкальный руководитель. Ребята, а что я спела: частушку или песню?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. Правильно: частушку не спутаешь с песней. Это – коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть частой, скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.

Послушайте несколько частушек.

                Эй, девчонки-хохотушки,

                Запевайте-ка частушки,

                Запевайте поскорей,

                Чтоб порадовать гостей.

                Шире круг, шире круг,

                Дайте круг пошире!

                Не одна иду плясать –

                Нас идёт четыре!

                Не хотела выходить,

                Стояла и стеснялася,

                А гармошка заиграла –

                Я не удержалася.

                Если б не было воды –

                He было бы кружки.

                Если б не было девчат –

                Кто бы пел частушки?

А действительно, кто и где поёт частушки?

Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

Вот примеры таких частушек.

                У меня на сарафане

                Петухи да петухи.

                Когда вырасту большая –

                Берегитесь, женихи!

                Мама, чаю, мама, чаю

                Из большого чайника!

                Когда вырасту большая –

                Полюблю начальника.

                Я на бочке сижу,

                Бочка вертится,

                Не люби меня –

                Мама сердится!

                Я каталась на качелях,

                Уронила брошку.

                А кому какое дело –

                Я люблю Серёжку!

                Гармониста я любила,

                Гармониста тешила,

                Гармонисту на плечо

                Сама гармошку вешала.

                На столе стоит стакан,

                А в стакане тесто,

                До свиданья, папа с мамой,

                Я уже невеста!

                Топится, топится

                В огороде баня,

                Женится, женится

                Мой милёнок Ваня.

                Не топись, не топись

                В огороде, баня,

                Не женись, не женись,

                Мой милёнок Ваня!

А ещё в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.

                Как Заринские ребята

                Стали моде подражать.

                Надели белые рубашки –

                Шеи грязные видать.

                Ой, подруженьки, беда!

                Ребят поела мошкара.

                Только те осталися,

                Что дустом посыпалися!

Частушки сочиняют и в наши дни:

                Наша Таня намудрила:

                Космонавта полюбила,

                А подруга Танина –

                Инопланетянина!

                Как у наших у ребят

                Голова из трех частей:

                Карбюратор, вентилятор

                И коробка скоростей!

Конечно, сразу можно сказать: частушкам этим немного лет. А почему, как вы догадались?

(Дети отвечают, приводят другие примеры современных частушек.)

                На прилавке в магазине

                Появилась колбаса.

                Мы пришли и поглядели –

                Встали дыбом волоса.

                Старик старухе говорил:

                Поезжай-ка к Чумаку,

                Зарядись годков на пять –

                Заживём с тобой опять.

                Говорила бабка деду:

                К Кашпировскому поеду,

                Установку получу–

                Снова замуж захочу!

Музыкальный руководитель. Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало чем отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.

                Эй, топни, нога,

                Топни, правенькая!

                Все равно плясать пойду,

                Хоть и маленькая.

Давайте повторим эту частушку.

(Дети поют.)

Музыкальный руководитель. Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.

                Раздайся, народ,

                Меня пляска берёт!

                Пойду, попляшу,

                Себя людям покажу!

                Гармонист устал,

                Запинаться стал.

                Дайте крынку молока,

                Напоите игрока!

Музыкальный руководитель приглашает детей в круг на пляску.

«ДУДОЧКА»

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Расскажу я вам сегодня русскую народную сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко».

(Рассказ музыкального руководителя сопровождает тихая музыка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка».)

Жили-были старик со старухой. У них было три дочери. Старшие сестры – белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера всё с работой: и дома, и в поле, и в огороде. Вот собрался мужик везти сено на ярмарку.

(Звучит русская народная мелодия песни «Из-за леса, из-за гор» в исполнении оркестра русских народных инструментов.)

Обещает дочерям гостинцев купить. «А тебе что купить, Машенька?» – спрашивает.

«А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко».

Был на ярмарке, сено продал, гостинцев купил. Одной дочери шёлку синего, другой бархату алого. А Машеньке – блюдечко да наливное яблочко.

(Звучит русская народная мелодия «У меня ли во садочке».)

Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, сама поёт-приговаривает:

– Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Вдруг раздался звон серебряный...

(Звучит русская плясовая «Смоленский гусачок».)

Вся горница светом залилась, а на блюдечке все города видны, все луга видны, ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются. Загляделись сестры, а самих зависть берёт. Стали думать и гадать, как выманить у Машеньки блюдечко с яблочком. Пошли сестры в лес по ягоды. Схватили они палку суковатую, убили Машеньку, под берёзкой закопали, а блюдечко с яблочком себе взяли.

В ту пору искал пастушок в лесу овечку, видит – белая берёзонька стоит, под берёзонькой бугорок нарыт. Посреди цветок тростник растёт. Пастушок молодой срезал тростинку, сделал дудочку. Не успел дудочку к губам поднести, а дудочка сама играет.

(Звучит русская народная мелодия «Пастушок играет на рожке». Затем пастушок проводит русскую народную игру «Пастух и стадо».

После игры музыкальный руководитель продолжает рассказывать сказку.)

А дудочка всё играет и приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Меня, бедную, загубили,

Молодую убили

За серебряное блюдечко,

За наливное яблочко!

Испугался пастушок, побежал в деревню, людям рассказал. Прибежал тут и Машенькин отец. Привёл их пастушок в лесок. Разрыли бугорок, а там Машенька лежит. Мёртвая, да краше живой: на щеках румянец горит, будто девушка спит. А дудочка играет-приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Достань, батюшка,

Хрустальной воды

Из колодца царского.

Лишь спрыснул старик Марьюшку живой водой, тотчас стала она живой. Люди сбежались, порадовались... Ну и был пир на весь мир: так играли, что звезды с неба пали, так танцевали, что полы поломали.

Дети водят хоровод «Во поле берёзка стояла», пастушок играет на дудочке. Затем дети рассматривают инструмент – дудочку – и с помощью взрослых вырезают себе дудочки из заранее приготовленного трубчатого сухоцвета

Песня – душа народа

Ход занятия

Музыкальный руководитель. А расскажу я вам сегодня сказку про ловкого солдата.

Царь проверял однажды караулы и увидел, что один солдат-то вроде спит.

– Спишь? – спрашивает царь.

– Никак нет, – отвечает солдат, – не сплю.

– А что же ты делаешь?

– Звёзды считаю.

– Ну, и много насчитал?

– Здесь тьма-тьмой. Здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать – вы помешали...

Попробуй, проверь этого солдата!..

А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою – звёзды.

Всегда русский народ любил песню, весёлую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать.

Песню «Посев льна» женщины пели весной.

                Уж я сеяла, сеяла ленок.

                Я сеяла, приговаривала,

                Чеботами приколачивала:

                «Ты удайся, удайся, ленок!

                Ты удайся, мой беленький ленок!

                Ты мой лен!

                Белый лен!

А какие русские народные песни вы помните, где мать учила дочек, как нужно сеять, полоть или прясть пряжу?

(Дети  вспоминают русские народные песни, ранее изученные. Песни:  «Пряха», «Дуня-тонкопряха» исполняют с инсценированием.)

Музыкальный руководитель. Русский народ берег родную землю и воспевал её красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке  кудрявой, реченьке быстрой, берёзке белой, травушке шелковой.

(Дети читают стихи.)

1-й ребенок.  Ты, рябинушка раскудрявая,

Ты когда взошла?

Когда выросла?

2-й ребенок.  Я весной взошла,

Летом выросла.

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

(Звучит куплет русской народной песни «Ты рябина ли, рябинушка».)

3-й ребенок.  Ой, ты , Волга, Волга-реченька!

Ой, река ли ты, красавица!

По лугам ты льёшься – стелешься,

По пескам бежишь – торопишься.

(Звучит запись русской народной песни «Вниз по Волге-реке» в исполнении Л. Руслановой.)

4-й ребенок.  Берёза, моя берёзонька!

Берёза, моя белая,

Берёза раскудрявая.

5-й ребенок.  Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки.

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая.

6-й ребенок.  Близ тебя, берёзонька,

Красны девицы

Венки плетут.

Музыкальный руководитель. Какую русскую народную песню о берёзке вы знаете?

(Дети отвечают.)

Музыкальный руководитель. О берёзке много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми.

Соберутся девушки на полянке и водят вокруг берёзки хоровод.

Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

"Это русская сторонка-это родина моя!"

Конспект занятия в мини музее "Русская изба", с использованием проектора, кукол в национальных костюмах, картин и предметов быта....

Тематическое развлечение "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Способствовать проявлению патриотических чувств, любви к Родине; средствами музыки развивать эстетическое восприятие окружающей действительности; развивать творческое воображение, музы...

МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...

Комплексное музыкальное занятие "Эта русская сторонка - это Родина моя"

Слушание пьес из альбома П.И.ЧайковскогоРассматривание картин русских художниковЧтение стихотворений русских поэтовПение песен о нашем крае...