Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры
методическая разработка

Нимаева Дулма Цыденовна

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, радовало и тревожило бурятский народ, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, радовало и тревожило бурятский народ, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками, с их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок становится человеком.

Именно от нас, будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции бурятского народа. Игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Игра – это школа воспитания. Игры формируют высокую нравственность,  формирует у детей устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре бурятского народа.

 Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатого и разнообразного по своему содержанию. Отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств:  честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

 Национальные бурятские игры всегда славились азартом: игроки проверяли силу и выносливость, а также смекалку. Многие жители Бурятии по сей день интересуются национальными играми, поскольку они - неотъемлемая часть культуры, истории. Бурятские народными играми всегда заканчивались молебны и большие мероприятия. 

 У бурятского народа существует огромное множество национальных игр - от подвижных до интеллектуальных. Каждая игра отличается от другой по смысловой нагрузке, которая участвует в развитии логики, мышления, скорости и быстроты реакции. Также в играх присутствует много понятийных вещей - названий на бурятском языке, ассоциаций с животным миром и другое. Игру можно расценить и как метод воспитания ребенка, который с малых лет узнает пять священных животных бурятского народа - верблюд, овца, лошадь, корова, коза. Благодаря играм ребенок с малых лет формировался как личность - он становился серьезнее и в итоге вырастал настоящим мужчиной, который мог стрелять на скаку, бороться с соперником, пользоваться ножом. Одна из  популярных игр - игра в "Лодыжки" ("Шагай") широко распространена среди бурят. Лодыжки - специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног. Игра с такими костями имеет несколько разновидностей, принять участие в которой могут два человека и более. В старину у бурят в каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Каждый гордился своей коллекция и старался не отставать от других. Косточки- шагай раскрашивали в разные цвета. Их давали детям еще с колыбели – их связывали верёвкой, скрепляли между собой в виде погремушек. Ребенок перебирал их, рассматривал. Для более старшего возраста (4-7 лет) “шагай” отражал жизнедеятельность взрослых. Их превращали в овец, коз, коров, верблюдов, лошадей  сами при этом брали на себя роль пастухов и чабанов. Играя в “шагай”, дети учатся считать, ориентироваться в пространстве, воспитывались сообразительность, реакция. Поскольку игра является отражением основного занятия народа – скотоводства, то бараньи кости (лодыжки) означают пять видов животных: тэмээн, ямаан, морин, хонин, ухэр. 

Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, играм, фольклору, способность к общению необходимо начинать с раннего детства.

 Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с традициями и бытом бурятского народа, через национальные игры бурят.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики образовательных достижений детей по бурятскому языку за 2021-2022 учебный год

Обучение бурятскому языку в нашем ДОУ начинается со средней группы. Программа выстроена на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А., Васильевой, образовательной программы МАДОУ ЦРР № 86 «Оюна»-детский сад «Оюун бэлиг», УМК «Амар мэндэ-э» Гунжитовой Г-Х.Ц., Дареевой О.А., Шожоевой Б.Д. и на основе региональных программ «Тоонто нютаг-Родной край», «Байгал шадарай ухибууд-Дети Байкала», разработанных творческим коллективом педагогов МАДОУ ЦРР №86 «Оюна» -детский сад г.Улан-Удэ, отражающая национально-региональные особенности воспитания дошкольников.

Результаты диагностики свидетельствуют о достаточно стабильных результатах усвоения программных требований по изучению бурятского языка.

В результате диагностирования детей средних групп (2) было обследовано 62 ребенка. Были выявлены следующие результаты:

Уровень подготовки:

«Колокольчик»

1 полугодие  

  32  ребенка

Всего  %

2 полугодие  

32 ребенка

Всего  %

Всего детей

Высокий-Средний-13 Низкий-19

Высокий -  Средний – 41% Низкий-59%

  

Высокий-3

Средний- 26

Низкий- 3      

Высокий-9%  Средний- 82%

Низкий  - 9%

Уровень подготовки:

«Кораблик»

1 полугодие  

30 детей  

Всего  %

2 полугодие    

30 детей

Всего  %

Всего детей

Высокий-1

Средний-24

Низкий -5

Высокий-3%

Средний80%

Низкий- 17%  

Высокий  10

Средний  19

Низкий     1

Высокий-33%

Средний-64%

Низкий- 3%

Вывод: Дети средней группы пройденный материал усвоили хорошо. Уровень знаний повысился, появилась мотивация, интерес к изучению бурятского языка. Для коррекции были использованы дидактические игры, песни, стихи и подвижные игры. Низкий уровень показали те дети, которые мало посещали детский сад.

В результате диагностирования детей старших групп (1) было обследовано 30 детей. Были выявлены следующие результаты:

Уровень подготовки:

«Матрешка»

1 полугодие  1 полу1 полугодие    

21 детей№121 дет

26 детей  

Всего  %

2 полугодие    

Всего  %

Всего детей

Высокий - Средний-19

Низкий-12

Высокий-  Средний-61%

Низкий-39%  

Высокий-3

Средний -26

Низкий-2

Высокий -10%

Средний-84%

Низкий -6%

 

Вывод: Таким образом, у детей старшей группы сформированы произносительные, лексические навыки. Дети легко различают трудноразличимые звуки, описывают животных, считают до десяти, знают цвета, имеют достаточный запас лексических единиц. У детей появилась мотивация, интерес к изучению бурятского языка.

В результате диагностирования детей подготовительных групп (2) было обследовано 46 детей. Были выявлены следующие результаты:

Уровень подготовки:

«Лунтик»

1 полугодие    

21 детей

Всего  %

2 полугодие    

21 детей

Всего  %

Всего детей

Высокий-1 Средний-19

Низкий-1

Высокий -5% Средний-90% Низкий - 5

Высокий-7 Средний 14

Низкий -    

Высокий-33% Средний-67%

Низкий -    

Уровень подготовки:

«Смешарики»

1 полугодие

24 детей

Всего  %

2 полугодие    

25 детей

Всего  %

Всего детей

Высокий-1 Средний-21

Низкий-2

Высокий -4% Средний-88% Низкий–8%

Высокий-9

Средний-16

Низкий -    

Высокий-36%

Средний 64%

Низкий  -

Вывод: Низкий уровень в начале года показали дети, которые мало посещали детский сад.  Дети подготовительных групп овладели определенным запасом лексических единиц и речевых образцов, в рифмовках, песнях, стихах. На конец года детей с низким уровнем нет.

Таким образом, диагностическое обследование помогает выявить объем знания детей дошкольного возраста и сложности в изучении бурятского языка. В связи с этим необходимо дополнительно проводить коррекционную работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней, поэтому предлагаю авторсике дидактические игры по народной культуре....

"Приобщение дошкольников к традициям народной музыкальной культуры посредством игры на музыкальных инструментах"

Мой опыт работы, который я представляла педагогам нашего детского сада 15.12.2010г. в рамках  круглолго стола "От истоков к традициям"...

Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа

Комплексное занятиепо приобщению дошкольниковк традициям русского народаТема: « Русский народный костюм»2015 годЦель: познакомить с историей русского народа (бытом, обычаями, г...

Приобщение дошкольников к культуре русского народа через инновационную технологию " Педагогический музей кукол"

Детям будет интересно узнать как жили русские люди,  как работали, как отдыхали, какие соблюдали события и традиции, чем украшали свой быт, как одевались, в какие игры играли их дети, какие...

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры.  «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)...

Статья "Приобщение дошкольников к культуре коми народа через проектную деятельность"

В статье раскрывается обобщение опыта работы по этнокультурному направлению....

«Формирование представлений дошкольников о традициях разных народов и национальностей в рамках семейного клуба»

Формировать основы гражданственности и патриотизма дошкольников через ознакомление с культурой народов, проживающих на территории России...