Конспект для старшей группы "Путешествие в страну Русской игрушки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Морозова Мария Евгеньевна

Данный конспект предназначен для детей старшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkie_igrushki.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебное путешествие в страну русских-народных игрушек

Цель: познакомить детей с народными игрушками.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Повышать интерес детей к русской народной  культуре.
  2. Расширять знания детей в области русского народного творчества, появлении игрушек и их значение.
  3. познакомить с многообразием традиционных русских игрушек;

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные умения.
  2. способствовать развитию воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа;
  3. развивать мелкую моторику, сенсорное развитие и восприятие

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и отношения к русско-народным традициям, истокам русской культуры.
  2. Развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа.
  3. воспитывать у обучающихся духовно-нравственные качества;

Оборудование: 

Игрушки из дерева

Игрушки из ткани

Игрушки из глины

Игрушки из лыка (сена)

Актуальность: Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детские игрушки, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.

Ход занятия.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Василиса-премудрая. Как вы думаете,  из какой сказки я к вам пришла: из старой или из новой? Посмотрите внимательно на мой наряд. Как вы думаете, в таком наряде сейчас ходят? (Нет) Правильно ребята, в таком наряде в наше время не ходят. А вот давным-давно в таком наряде ходили все девочки, девушки, женщины и бабушки. А мальчики ходили в рубахе с поясом, жилетках и в штанах. И вот сегодня мы с вами отправимся в прошлое. В старую Русь. И чтоб туда попасть, вам тоже надо одеться: девочкам волшебные платочки, а мальчикам – поясок и жилетки.

Все оделись и можно отправляться в путь. Беритесь за руки и наш волшебный поезд отправляется.  (под веселую музыку)

А вот и первая наша остановка (стол с игрушками из лыка (соломы) и ткани (ниток))

Ребята, посмотрите пожалуйста внимательно, как вы думаете, что перед вами лежит? (игрушки)

Правильно ребята – это игрушки. Только это игрушки не простые – их сами делали люди. Возьмите куколку в руки, потрогайте ее и передайте другому – как вы думаете, из чего она сделана? (из ткани), Она легкая или тяжелая? (легкая)

Ребята, раньше таких куколок девочкам дарила мама или бабушка – эти куколки оберегали их сон, и забирали плохие сны.

Скажите, а у вас есть любимая игрушка, с которой вы спите дома? (ответы детей)

Как же здорово, что у вас есть такие прекрасные игрушки, и я уверена, они так же оберегают ваш сон.

Давайте теперь посмотрим на другие игрушки. Как вы думаете, из чего она сделана? (ответы детей). Ребята эта игрушка сделана из лыка. Лыко – это кора молодого дерева. И так как в то время не было денег, люди сами мастерили игрушки деткам из всего, что было в природе. Возьмите куколку потрогайте ее и передайте дальше. Вот эту куколку готовили на масленицу и оставляли ее на целый год, а потом вместе с масленицей – сжигали. Эта куколка была не простая, если кто-то в доме с кем-то ругался – то на куколке все рассказывали и повязывали на руку ей ленту.

Кто помнит, в какое время года у нас масленица? (весной)

Правильно весной. И на масленицу водят хоровод, весну созывают, в гости приглашают. А давайте и мы с вами поиграем.

Вставайте все в полукруг и повторяйте движения за мной:

Солнышко - ведрышко, выгляни, красное, (ручки вверх и покачать в стороны)

Из-за гор – горы! (смотрим словно в даль)

Выгляни, солнышко, до вешней поры (смотрим в даль в разные стороны)

Видело ль ты солнышко красную весну? (разводим руками и пожимаем плечами)

Встретило ли, красное, ты свою сестру? (разводим руками и пожимаем плечами)

Видело ли, солнышко, старую ягу, (изобразить страшное лицо)

Бабу ли ягу-, ведьму ли зиму? (пошуметь как ветер дует у-у-у)

Как она, лютая, от весны ушла, (шагаем на месте)

От красной бегла,(побежали на месте)

В мешке стужу несла, холод на землю трясла. (изобразить что тащим мешок)

Сама оступилась, под гору скатилась. (сесть и свернуться в клубочек)

Скатилась яга-зима, а теперь и нам в путь пора. Держимся за руки и поехали дальше.

Вот и следующая наша остановка. Посмотрите ребята, какие здесь ждали нас игрушки.

Это тоже игрушки не простые. Давайте посмотрим эти игрушки. Как вы думаете, из чего они сделаны? (Игрушки из дерева) правильно ребята, это игрушки из дерева. Возьмите их в руки, потрогайте их. Посмотрите – это голубок. Он тоже не простой, его вешали в люльку младенцу или в доме у входа, так как считалось, что голубок приносить счастье в дом. А это погремушка-колобок. Вы знаете сказку про колобка? (Да) Кто съел колобка? (Лиса) Правильно – лисичка съела колобка.

А теперь посмотрите, а это, что за игрушки? Из чего они сделаны, вы знаете? (ответы детей). Это холодные игрушки, потому что они сделаны из глины. Возьмите аккуратно в ручки. Потрогайте их. Холодные или теплые игрушки эти? (холодные). Люди сами собирали глину и лепили деткам вот такие игрушки. А еще делали из них свистульки. Некоторые свистульки мужчины использовали на охоте, чтобы поймать добычу. Ведь свистульки изображали звуки птиц.

Итог занятия:

Вот и подошло наше путешествие к концу и пора возвращаться. Беритесь за руки и мы возвращаемся назад. Поехали.(возвращаемся на ковер и снимаю с детей платочки и пояса с жилетками).

  Ребята, скажите, из каких материалов делали игрушки? (ответы детей). Кто вспомнит, зачем применялась свистулька у охотников? Какая игрушка вам больше всего понравилась? (ответы детей). Вы такие молодцы, я так рада, что пришла к вам в гости! Спасибо вам большое ребята и до новых встречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»

Приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формируется умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»Цель: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего на...

Конспект в старшей группе «Сказочная страна»-речевое развитие

конспек по речевому развитию на закрепление знаний детей по скзкам и активизации словаря...

Конспект НОД старшая группа «Наша страна»

Конспект НОД старшая группа «Наша страна»  Познакомить с физической картой России; закреплять умения распознавать символы России: флаг, герб, гимн....

Конспект по образовательной деятельности на тему: « Русская игрушка»

Цель: формирование у детей устойчивых знаний о народных промыслах.Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с историей дымковской игрушки;1.2. формировать те знания об особенностях росписи дымковских игру...

План конспект в старшей группе « Богатыри земли Русской»

Программные задачи: · формировать у детей представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках Отечества; · закрепить знания элементов к...