Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
рабочая программа (младшая группа)

Горбова Любовь Николаевна

Методическая разработка рабочей программы по образовательной области "Художественно-эстетмческое развитие" для детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie.docx53.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №30 «Родничок»

 

 

 

 

 

                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ «Детский сад № 30 «Родничок»

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

                            «Рисование», Лепка», «Аппликация»

                       (дети 3-4 лет)  

Составитель воспитатель МБДОУ

«Детский сад №30 «Родничок»

Горбова Л.Н.

 

 

 

 

 

                                                п. Ушаково.

Содержание:  

  

 

п/п  

Наименование раздела  

Страница  

1.  

Целевой раздел  

3  

1.1.  

Пояснительная записка  

3  

1.2.  

Цель и задачи программы   

3  

1.3.  

Принципы и подходы к формированию программы  

4  

1.4.  

Значимые характеристики для разработки и реализации программы    

4  

1.5.  

Характеристика возрастных особенностей   детей 3-4 лет, освоения образовательной области «Художественно эстетическое развитие»

5  

1.6.  

Планируемые результаты освоения программы  

5 

2.  

Содержательный раздел  

5  

2.1.  

Содержание образовательной деятельности  

5  

2.2.  

Учебный план    

6  

2.3.  

Календарно-тематический план образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»   

ОД «Рисование»

6 

2.4.  

Календарно-тематический план образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»   

ОД «Лепка»

12  

2.5.

Календарно-тематический план образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»   

ОД «Аппликация»

12

2.6.  

Взаимодействие с родителями воспитанников  

16  

3.  

Организационный раздел  

20 

3.1.  

Материально-техническое обеспечение программы  

20  

3.2.  

Программно-методическое обеспечение программы  

20  

  

  

  

  

                                                                                                                       1. Целевой раздел 1.1.

Пояснительная записка  

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и рассчитана для детей 3-4 лет.  Включает в себя обязательную часть на основе   примерной основной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе содержания программы художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:  

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;  
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  
  • основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок»  

1.2. Цель и задачи Программы 

Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и творческих способностей в художественно-эстетической деятельности.  

Задачи  

  1. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.  
  2. Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.  
  3. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.  
  4. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.  
  5. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.  

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы  

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.  
  2. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.  
  3. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.    
  4. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.            
  5. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.  
  6. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.  
  7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.  
  8. Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.   

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы    

       В МБДОУ «Детский сад № 30«Родничок» разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные, психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.    

       Объем недельной образовательной нагрузки составляет 10 ОД. 1-2 ОД в течение дня не более 15 минут каждое. Перерыв между периодами   образовательной деятельности не менее 10 минут. Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.  

1.5. Характеристика возрастных особенностей художественно-эстетических способностей детей второго   года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют -трудно догадаться, что изображено ребенком. В аппликации дети учатся располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.  

Ознакомление детей 3-4 лет с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. У детей формируется умение эмоционально-образно воспринимать произведения, повторять отдельные слова, выражения персонажей. Народные сказки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Ребенок откликается на красочность о образность родного языка.  

1.6. Планируемые результаты освоения Программы  

На этапе завершения второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ребенок умеет (имеет):  

  1. Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы.  
  2. Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.  
  3. Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами.  
  4. Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.  

2. Содержательный раздел 

2.1. Содержание образовательной деятельности  

Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.  

В рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлых и вытянутых форм.  

В аппликации: знакомство со свойствами бумаги и последовательностью аппликационной работы. Создание изображения знакомых предметов, декоративных композиций, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), предметной основе. Знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов. Верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем, намазывать его кистью, пользоваться салфеткой.  

В лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, колбаска), их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы.  

 

2.2. Учебный план  

ОД  

Второй год освоения образовательной области  

в неделю  

в месяц  

в год  

Рисование  

1  

4  

36  

Лепка  

0,5  

2  

18

Аппликация  

0,5  

2

18  

 

 

 

 

   

2.3. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

ОД «Рисование»

Сентябрь

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов

Литература

1 неделя  

«Здравствуй детский сад!»

Рисование 

Тема: «Наша красивая группа»

Цели: знакомство с кистью, гуашью; учить замечать настроение, отображать его в красках.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 18

2 неделя

 «День знаний»

Рисование 

Тема: «Матрешки-крошки»

Цели: учить детей быть наблюдательными; определять размер, цвет, форму игрушки; развивать эстетический вкус.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 19

3 неделя «Мои друзья»

Рисование 

Тема: «Мой дружок – веселый мячик»

Цели: вызвать интерес к рисованию игрушек; формировать умение изображать круглые двуцветные предметы.  

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.20

4 неделя

«Осень»

Рисование 

Тема: «Разноцветные шарики»

Цели: вызвать у детей интерес к рисованию воздушных шариков гуашевыми красками; учить рисовать предметы овальной формы.

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.24

 

Итого: 4

Октябрь

1 неделя  

«Осенний лес»

Рисование

Тема: «Яблоко с листочком и червячком»

Цели: учить детей создавать в рисунке композицию из 2-3 элементов разной формы.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.26

2 неделя  

«Огород-овощи»

Рисование 

Тема: «Ягодка за ягодкой (на кустиках)»

Цели: учить детей создавать ритмические композиции; развивать чувство ритма и композиции.

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.28

3 неделя

 «Сад -фрукты»

Рисование 

Тема: «Мышка и репка»

Цели: учить создавать несложную композицию по сюжету знакомой сказки; развивать чувство формы и композиции.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.40

4 неделя

«Грибы-ягоды»

Рисование 

Тема: «Падают. Падают листья – в нашем саду листопад»

Цели: учить рисовать осенние листочки приемом ритмичного «примакивания»; развивать чувство цвета и ритма.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.44

 

Итого: 4

Ноябрь

1 неделя «Одежда»

  1. »

Рисование 

Тема: «Град, град»

Цели: учить детей изображать тучу и град ватными палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен. Развивать чувство цвета и ритма.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.50

2 неделя  

«Обувь»

Рисование 

Тема: «Светлячок»

 

Цели: познакомить детей с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой и желтой краской на бумаге черного цвета.

Развивать воображение.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.56

3 неделя

«Игрушки»

Рисование   

Тема: «Сороконожка в магазине»

Цели: учить рисовать сложные по форме изображения на основе волнистых линий, согласовывать пропорции листа бумаги и задуманного образа.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.60

4 неделя «Дорожная азбука»

Рисование 

Тема: «Постирушки»

Цели: учить рисовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Совершенствовать технику рисования кистью.  

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.64

 

Итого: 4

Декабрь

1 неделя  

«Зима»

Рисование 

Тема: «Вьюга – завируха»

Цели: показать детям возможность создания выразительного образа зимней вьюги.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.66

2 неделя «Зимующие птицы»

Рисование 

 Тема: рисование по замыслу

 

Цели: развивать наглядно – образное мышление, воображение; воспитывать самостоятельность, инициативность.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3 неделя

«Зимние забавы»

Рисование 

Тема: «Серпантин танцует»

 

Цели: продолжать учить детей свободно проводить линии различной конфигурации.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в

детском саду», с.72

4 неделя «Новогодний праздник»

Рисование с элементами аппликации 

Тема: «Нарядная елочка»

Цели: учить детей рисовать праздничную елочку. Показать взаимосвязь общей формы и отдельных деталей.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.74

 

Итого: 4

Январь

2 неделя  

«Домашние животные»

Рисование 

Тема: «Украсим елочку»

Цели: вызвать у детей чувство радости, желание принять участие в украшении елки.

2

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3 неделя

«Дикие животные»

Рисование   

Тема: «Глянь – баранки, калачи…»

Цели: учить рисовать кольца, контрастные по размеру, самостоятельно выбирать кисть; развивать глазомер.  

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.84

4 неделя

«Комнатные растения»

Рисование 

Тема: «Колобок»

 

Цели: учить детей рисовать по мотивам народных сказок. Сочетать разные техники; развивать наглядно – образное мышление, воображение.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.88

 

Итого: 4

Февраль

1 неделя «Транспорт»

Рисование по замыслу Тема: «В некотором царстве»

Цели: учить детей самостоятельно выбирать тему, образы сказочных героев и средства художественно - образной выразительности.

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.90

2 неделя

 «Военные профессии»

Рисование Тема: «Постираем» платочки и полотенца

Цели: учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Развивать наглядно – образное мышление.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.102

3 неделя

«День защитника Отечества»

Рисование Тема: «Мой друг – снеговичок»

Цели: учить рисовать округлые формы.

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

4 неделя «Наши добрые

Рисование 

Тема: «Рисуем речку»

Цели: вызвать желание рисовать речку; учить рисовать предмет, состоящий из наклонных линий.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная

дела»

 

деятельность в детском саду»

 

Итого: 4

Март

1 неделя  

«Мамин праздник»

Рисование   Тема: «Цветы для мамочки»

Цели: вызвать желание нарисовать картину в подарок маме на 8-е марта». Развивать чувство формы и цвета.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.108

2 неделя «Книжкина неделя»

Рисование 

Тема: «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!»

Цели: вызвать интерес к рисованию веселого солнышка, играющего с колечками.

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.120

3 неделя

«Первые весенние цветы»

Рисование 

Тема: «Кораблик»

 

Цели: учить детей рисовать кораблик, проводя прямые линии слева направо. Правильно держать кисть, аккуратно пользоваться гуашью.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

4 неделя «Семья»

Рисование Тема: «Лес»

 Цели: учить детей изображать дерево, предварительно слушая внимательно задание – описание; воспитывать доброжелательное отношение к персонажам.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.74

 

Итого: 4

Апрель

1 неделя  

«Пожарная безопасность»

Рисование   

Тема: «Почки и листочки»

 

Цели: учить детей передавать изменения образа: рисовать ветку с почками и поверх почек наклеивать листочки.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.126

2 неделя  

«Перелётные птицы»

Рисование с элементами аппликации

Тема: «Божья коровка»

Цели: учить детей рисовать яркие образы насекомых. Совершенствовать технику рисования красками.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.132

3 неделя «Насекомые»

Рисование   

Тема: «Я флажок держу в руке»

Цели: продолжать учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Развивать чувство формы.  

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.136

4 неделя

Рисование 

Цели: развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к

1

И.А. Лыкова

«Аквариумные рыбки»

Тема: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»

природе, желание ее изобразить.

«Изобразительная деятельность в детском саду»

 

Итого: 4

Май

1 неделя  

«Весна. День Победы»

Рисование   

Тема: «Цыплята гуляют в траве»

Цели: учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности модульного рисования.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

2 неделя  

«Достопримечательности нашего края»

Рисование 

Тема: «Нарисуем воду в аквариуме с рыбками»

 

Цели: вызвать интерес к работе с гуашью. Учить закрашивать лист путем нанесения размашистых мазков.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3 неделя

«Правила Дорожного Движения»

Рисование   

Тема: «Филимоновские игрушки»

    Цели: познакомить детей с филимоновской игрушкой; учить рисовать узоры; дать представление о характерных элементах декора.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.140

4 неделя «Цветы вокруг нас. Лето»

Рисование   Тема: «Цыплята и одуванчики»

Цели: учить создавать монохромные композиции на цветном фоне; развивать чувство формы, цвета композиции.

1

 

 

 Итого: 4

 

Всего: 36

2.5. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

ОД «Лепка» Сентябрь

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов

Литература

1 неделя  

«Здравствуй детский сад!» 

Лепка Тема: «Мой веселый, звонкий мяч»

Цели: вызвать интерес у детей к лепке; формировать умение раскатывать шар круговыми движениями.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с» стр.16

3 неделя «Моя друзья» 

Лепка 

Тема: «Яблоко»

Цели: вызвать у детей интерес к лепке; формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней.

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.18

         Итого: 2

Октябрь

1 неделя  

«Осенний лес»

Лепка 

Тема: «Ягодки на тарелочке»

Цели: учить детей лепить шар разными способами; показать возможность преобразования шара в диск.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.30

3 неделя

«Сад-фрукты»

Лепка 

Тема: «Репка на грядке»

Цели: вызвать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок; учить лепить репку.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.34

 

Итого: 2

Ноябрь

1 неделя

«Одежда»

Лепка коллективная композиция

Тема: «Грибы на пенечке»

Цели: учить детей лепить грибы конструктивным способом из двух-трех частей. Показать приемы моделирования шляпки гриба.

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.46

3 неделя

«Игрушки»

Лепка 

Тема: «Сороконожка»

Цели: разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра; показать сходство пластических образов.

Развивать творческое воображение.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.58

 

Итого: 2

Декабрь

1 неделя  

«Зима»

Лепка 

Тема: «Лесной магазин» (по сюжету стихотворения)

Цели: учить детей лепить животных конструктивным способом из 3-4 деталей, передавая самое общее представление о внешнем виде.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.62

3 неделя

«Зимние забавы»

Лепка 

Тема: «Крям-ням-чики»

Цели: учить детей лепить баранки и бублики. Показать варианты оформления лепных изделий; развивать глазомер и мелкую моторику.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.82

 

Итого: 2

Январь

3 неделя

«Домашние животные»

Лепка 

Тема: «Новогодние

Цели: учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; показать разнообразие форм игрушек:

2

И.А. Лыкова «Изобразительная

игрушки»

округлые, конусообразные, спиралевидные.

деятельность в детском саду», с.70

 

Итого: 2

Февраль

1 неделя  «Транспорт»

Лепка 

Тема: «Баю – бай, засыпай»

Цели: учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек». Показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.94

3 неделя

«День защитника Отечества»

Лепка 

Тема: «Угостим зайку морковкой»

Цели: воспитывать у детей бережное отношение к животным; лепить из комочков удлиненные формы – морковки, по желанию вылепить зайчика.

 

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

 

Итого: 2

Март

1 неделя  

«Мамин праздник»

Лепка 

Тема: «Веселая неваляшка»

Цели: учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Показать способ деление пластилина на части с помощью стеки.  

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.114

3 неделя

«Первые весенние цветы»

Лепка 

Тема: «Зайка – длинные уши»

Цели: вызвать у детей эмоциональный отклик, учить передавать характерные черты персонажа (овальная голова, длинные уши).

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

 

Итого: 2

Апрель

1 неделя «Пожарная безопасность»

Лепка 

Тема: «Мостик»

Цели: вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «бревнышек» и созданию весенней композиции.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3 неделя «Насекомые»

Лепка 

Тема: «Птенчики в гнездышке»

Цели: учить детей лепить гнездышко скульптурным способом; лепить 1-3 птенчиков по размеру гнездышка.

Развивать чувство формы и композиции.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.128

 

Итого: 2

Май

1 неделя  

«Весна. День Победы»

Лепка 

Тема: «Угощение на день рождения»

Цели: воспитывать отзывчивость. Желание сделать игрушкам приятное – вылепить для них сладости.

1

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3 неделя

«Правила дорожного движения»

Лепка 

Тема: «веселая неваляшка»

Цели: учить детей лепить игрушки состоящие из частей одной формы, но разного размера.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с» с.112

 

 Итого: 2

 

Всего: 18

2.6. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  

ОД «Аппликация» Сентябрь

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов

Литература

2 неделя

«День знаний»

Аппликация 

Тема: «Шарики воздушные, ветерку послушные»

Цели: вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из деталей, которые лежат в коробках, одинаковых по форме и размеру, но разные по цвету.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с» стр.17

4 неделя

«Осень»

Аппликация 

Тема: «Как узкая дорожка стала широкой»

Цели: Воспитывать у детей позитивное отношение к играм и занятиям со строительным материалом.

1

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду»

Стр.20

 

Итого: 2

Октябрь

2 неделя  

«Огород-овощи»

Аппликация 

Тема: «Выросла репка-большая-пребольшая»

Цели: учить детей наклеивать готовые формы (репка) и дополнение самостоятельно подготовленными элементами (листьями). Освоение техники обрывной аппликации.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с» стр.28

4 неделя

«Грибы-ягоды»

Аппликация 

Тема: «Как на кустиках поспели ягодки»

Цели: учить созданию образа кустика со спелыми ягодками. Развивать воображение, чувство цвета, мелкую моторику, координацию, обогащать тактильные ощущения.

1

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду»

Стр.36

         Итого: 2

Ноябрь

2 неделя  

«Обувь»

Аппликация 

Тема: «Дождь, дождь»

Цели: учить детей делать аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

4 неделя «Дорожная азбука»

Аппликация 

Тема: «Как короткий заборчик стал длинным»

Цели: учить детей аккуратно пользоваться клеем, свободно располагать изображение на бумаге; развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.

1

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду»

Стр.48

 

Итого: 2

Декабрь

2 неделя

«Зима»

Аппликация 

Тема: «Волшебные снежинки»

Цели: учить детей наклеивать шести лучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Стр.48

4 неделя «Новогодний праздник»»

Аппликация 

Тема: «Как низкая башня стала высокой»

Цели: Учить детей вырезать маленькие и большие квадраты из бумаги; развивать воображение; Учить детей составлять изображение из его частей; упражняться в аккуратном наклеивании.

1

И.А.Лыкова

«Конструирование в детском саду» стр.58

 

Итого: 2

Январь

2 неделя  

«Домашние животные»

Аппликация 

Тема: «Бублики-баранки»

Цели: вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из разных форм колец; учить раскладывать готовые формы и составлять композицию.

1

 И.А.Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду» стр.52  

4 неделя «Комнатные растения»

Аппликация 

Тема: «Как лесенка превратилась в горку»

Цели: Продолжать знакомить с правилами наклеивания; Развивать чувство цвета, ритма, композиции. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции

1

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр. 76

 

Итого: 2

Февраль

2 неделя  

«Военные профессии»

Аппликация 

Тема: «Мойдодыр»

Цели: Учить детей создавать весёлые композиции, склеивать готовые фигурки на цветной фон.

1

И.А.Лыкова «Изобразительной деятельности в детском саду»

4 неделя «Наши добрые дела»

Аппликация 

Тема: «Как мы построили гараж для машины»

Цели: Вызвать интерес к конструированию гаража для конкретной машины.  

Продолжать знакомить с правилами наклеивания.

Продолжать учить наклеивать домик из четырех широких полосок (стены), а из узких полосок (окно и двери), учить замыкать пространство; вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из деталей.

1

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.90

 

Итого: 2

Март

2 неделя  

«Книжкина неделя»

Аппликация 

Тема: «Ходит в небе солнышко»

Цели: Учить детей составление образа солнца из большого круга и 7-10 лучей (полосок, треугольников, трапеций), кругов, завитков – по выбору детей,

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с»

4 неделя

«Семья»

Аппликация 

Тема: «Как мы построили стол на четырёх ножках»

Цели: учить аккуратно выполнять аппликацию, располагать правильно на листе бумаги предметы, обратить внимание на то, что предметы могут быть в разных масштабах (чтобы детали чередовались по цвету).

1

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.98

 

Итого: 2

Апрель

2 неделя «Перелётные птицы»

Аппликация 

Тема: «Флажки»

Цели: формировать умение составлять из частей целое. Учить аккуратно выполнять аппликацию, располагать правильно на листе бумаги предметы.

1

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

4 неделя

«Аквариумные рыбки»

Аппликация 

Тема: «Как лодка превратилась в кораблик»

Цели: учить наклеивать готовые формы транспорта, вызывать интерес к созданию лодки из кирпичиков, воспитывать интерес к конструированиюи обыгрыванию построек.

 

1

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.110

 

Итого: 2

Май

2 неделя «Достопримечательности нашего края»

Аппликация 

Тема: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

Цели: Учить составлять композицию из готовых элементов и наклеивать их. Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

1

И.А.Лыкова

«Изобразительная деятельность

в детском саду» стр.44

4 неделя «Цветы вокруг нас.

Лето»

Аппликация 

Тема: «Вот какие красивые у нас клумбы»

Цели: Учить составлять композицию из готовых элементов и наклеивать их; Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус; учить наклеивать готовые формы цветов, дорисовывать некоторые части, воспитывать заботливое отношение к природе.

1

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.116

 

Итого: 2

 

Всего: 18

 

2.7. Взаимодействие с родителями воспитанников  

Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.  

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, литературе, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным в деятельности ДОУ является вовлечь родителей в воспитательно образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.  

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно- эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.  

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могут найти в папках – передвижках: «Нетрадиционное рисование в детском саду», «Развиваем музыкальную культуру ребенка» и др. В содержании папок включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям. Особое место во взаимодействии с родителями имела организация выставок детского изобразительного творчества.

 Диагностика освоения содержания программы

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества»

Предметом диагностики являются

  • интерес ребёнка к художественному творчеству,
  • представления ребёнка о разных видах искусства,
  • особенности художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности, лепки, аппликации, конструирования. Методы диагностических исследований: наблюдения, беседы,

продуктивная деятельность, д/игры.

 «Художественная литература»

Предметом диагностики являются

  • умения детей воспроизводить элементы прочитанного в самостоятельной деятельности,
  • особенности отношения ребёнка к художественной литературе.

Методы диагностических исследований:

  • индивидуальные беседы по вопросам, картинкам, моделям;
  • наблюдения за отношениями ребёнка к сверстникам в группе, на участке детского сада во время прогулок;
  • наблюдения за сюжетно-ролевыми играми, играми- драматизациями,
  • дидактические игры.

 «Изобразительное искусство. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества»

  • Ребенок не проявляет активности и эмоционального отклика при восприятии произведений искусства.
  • Не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать.
  • Неохотно участвует в создании совместных со взрослым творческих работ.
  •  «Художественная литература»
  • Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста.
  • Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого.
  • Не проявляет удовольствия от восприятия художественного произведения, неохотно включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.

  

 

  1. Организационный раздел 
  1. Материально-техническое обеспечение Программы  

 

Технические средства обучения  

1.  

Ноутбук  

 

Дидактические материалы 

1.  

Природа (рисование красками). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г.  

2.  

Море (рисование красками). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г.  

3.  

Наши птицы (рисование красками). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г.  

4.  

Наши вырезанки (декоративная аппликация). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ»,

2010 г.  

5.  

Наши писанки (декоративное рисование). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ»,

2010 г.  

6.  

Лепка из соленого теста.  Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г  

7.  

Учимся рисовать «Дымковская игрушка» С. Вохринцева Из-во «Страна Фантазий», 2008 г.  

8.  

Учимся рисовать «Полх-Майданская роспись» С. Вохринцева Из-во «Страна Фантазий», 2008 г.  

9.  

Раскраска «Хохломская роспись», 2011 г.  

10.  

Раскраска «Гжельная роспись», 2011 г.  

11.  

Раскраска «Мезенская роспись», 2011 г.  

12.  

Раскраска «Пермогородская роспись», 2011 г.  

13.  

Раскраска «Городецкая роспись», 2011 г.  

14.  

Раскраска «Дымковская роспись», 2011 г.  

15.  

Раскраска «Урало-сибирская роспись», 2011 г.  

16.  

«Народные промыслы», 2011 г.  

17.  

Полхов-Майдан. Изделия народных мастеров.  Наглядно-дидактическое пособие. – М.:  Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

18.  

Филимоновская народная игрушка.  Наглядно-дидактическое пособие. – М.:  Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

19.  

Городецкая роспись по дереву.  Наглядно-дидактическое пособие. – М.:  Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

20.  

Гжель.  Наглядно-дидактическое пособие. – М.:  Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

21.  

Дымковская игрушка.  Наглядно-дидактическое пособие. – М.:  Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

22.  

Знакомим с натюрмортом.  Курочкина Н.А. –  СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

23.  

Знакомство с портретной живописью. Курочкина Н.А. – СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

24.  

Знакомим с пейзажной живописью. Курочкина Н.А. – СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

25.  

Знакомим со сказочно – былинной живописью.  Курочкина Н.А. – СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

25.  

Б. М. Кустодиев. Праздничная Русь.Пажинская - Откидач В.А. - СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

27.  

В.М. Васнецов. «Преданья старины глубокой…». Пажинская - Откидач В.А. - СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

  

Развивающая предметно-пространственная среда в группах 

1.  

Уголок художественного творчества (наполняемость смотреть в паспорте группы).

  

  

  1. Программно-методическое обеспечение Программы  

 

Программы для организации основной деятельности  

1.  

Детство: Примерная основная общеобразовательная программ дошкольного образования.  Т.И. Бабаева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017г.  

2.  

ООП МБДОУ «Детский сад № 30«Родничок»

 

Учебные пособия, технологии  

1.  

Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  Младшая группа. Лыкова И.А.- М.: «КАРАПУЗ», 2011 г.  

2.  

Изобразительное творчество в детском саду: путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии.  Лыкова И.А.- М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г.  

3.  

Мы лужок лепили.  Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г.  

4.  

Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками. Лыкова И.А.  – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012 г.  

5.  

Ах, белый пароход. Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г.  

6.  

Листик, листик – это я!. Коллаж из природного материала.  Лыкова И.А. – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012 г.  

7.  

Филимоновкая игрушка.  Лыкова И.А. -  ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г.  

8.  

Чудесные писанки. Лыкова И.А. -  ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г.  

9.  

Веселый городец.  Лыкова И.А. -  ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г.  

10.  

Дымковская игрушка. Любимые сказки.  Лыкова И.А. -  ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г.  

11.  

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» - Издательский дом «Цветной мир», Москва 2015г.

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.

Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие

Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Речевое  развитие...