Разработка НОД по духовно- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО" ("ПАСХА КРАСНАЯ").
методическая разработка (старшая группа)

Воробьева Татьяна Михайловна

Цель занятия: формирование представления о православном празднике "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО" ("ПАСХА КРАСНАЯ") и приобщение дошкольников к традициям и обычаям русского  праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Алешковский детский сад»

Богородского района  Нижегородской области

Номинация:

«Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию»

Разработка НОД

по духовно-нравственному воспитанию

для детей подготовительной группы

на тему: « ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО»

(«ПАСХА КРАСНАЯ»)

Автор разработки:

Воробьёва Татьяна Михайловна,

воспитатель

МБДОУ «Алешковский детский сад»

                                          С.Алешково, 2021

                                 2. Пояснительная записка

Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни».

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры национального самосознания, любви к Родине.  Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют мероприятия, проводимые в детском саду.

Духовно-нравственному воспитанию посвящено одно из занятий на тему:

«Воскресение Христово», которое мы провели с детьми подготовительного к школе возраста.

Цель:

Формирование представления о православном празднике « ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО» («Пасха Красная») и  приобщение детей к обычаям и традициям праздника.

Задачи:

- Познакомить детей с историей праздника «Пасха Красная», с обычаями и традициями  русского народа, с  православном праздником Воскресения Христово;

 - познакомить детей  с новой технологией окрашивания яиц и вовлечь в активную познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование);

- развивать воображение, любознательность, речевую активность, мелкую моторику, активность и  самостоятельность, расширять словарный запас дошкольников.

- воспитывать чувство уважения к народным традициям,  доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви и добра.

Занятие разработано для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Состав группы:10 человек: (5 девочек и 5 мальчиков)

Актуальность

Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем. В настоящее время в числе важнейших задач, стоящих перед обществом и требующих безотлагательного решения, находятся вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности. Поэтому современное педагогическое общество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры, являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, этическое и эстетическое воспитание, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

 В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, ценностям своей этнической и культурной группы, определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Духовно-нравственное воспитание необходимо вводить уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольный возраст является главным для закладывания основ нравственного, духовного и любого другого воспитания. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства духовно-нравственных норм, правил, идеалов. От того, как будет воспитан ребёнок, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

Место НОД в программе дошкольного образования

Является формой реализации образовательной программы развития «Алешковского детского сада»  на 2020-2021 гг. Место НОД в программе дошкольного образования: Ознакомление с предметным и социальным окружением (познавательное развитие). Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что способствует формированию гражданственности и патриотизма.

Содержание занятия связано с традиционными ценностями православной культуры. Дети узнают о православном  празднике «Пасха Красная» («ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО» и примут участие в познавательно-исследовательской деятельности - экспериментировании. Оно посвящено истории возникновения праздника, его традициям, которые передаются из поколения в поколение нашим народом.

Форма занятия: интегрированное, которое направлено на раскрытие  определенной темы: «Пасха Красная» средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Виды деятельности: коммуникативная (общение со взрослым и сверстниками), познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование: окрашивание яиц), игровая ( игра с правилами), двигательная активность, музыкальная

Предполагаемый результат:

-  дети узнали  историю праздника   «Пасха Красная», познакомились с  обычаями и традициями   православного праздника Воскресения Христово;

 - дети вовлечены в активную познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование- окрашивание яиц с помощью риса);

- развивается любознательность (они задают вопросы), повысилась их речевая активность и  самостоятельность, расширился  словарный запас;

- дети   поддерживают доброжелательное отношение во время экспериментирования и беседы со взрослым и сверстниками.

Интегрированное занятие

3.Схема конспекта НОД:

                                                 План занятия:

  1.  Мотивационный этап – вводная часть (2 мин)
  1. Организационный момент.               (1мин)
  2. Переключение детей на предстоящую деятельность  (1 мин)                                                    
  1. Содержательный этап  - основная часть (25 мин)      
  1. Знакомство с историей праздника  «Пасха Красная».     5 мин
  2. Беседа по вопросам.                                                                 5 мин
  3. Физкультиминутка «Доброта»                                                       3 мин
  4. Практическое задание – экспериментирование в творческой  лаборатории-мастерской «Пасхальное яичко»  (9 мин)
  5. Игра «Катись, катись, яичко»    (3мин)
  1.  Рефлексивный этап – заключительный этап (3 мин)
  1. Подведение итогов и оценивание результатов деятельности     3мин

4.Дидактическое обеспечение:

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика при окрашивании яйца);
  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование);
  •  информационно-коммуникационные технологии ( ноутбук, проектор, экран, презентация «Пасха Красная»);
  • личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества);
  • игровая технология (игра );
  • технологии предметно – развивающей среды (оформление уголка в группе к празднику «Пасха Красная», поделки детей и родителей.

Дидактическое оснащение и оборудование:

- Мультимедийное оборудование:  ноутбук, проектор, экран, презентация «Пасха Красная»;

- Другие средства: книги «ВЕЛИКАЯ  ПЯТНИЦА», «ВОСКРЕНИЕ ХРИСТОВО», деревянное распятие и терновый венец, привезённые из Иерусалима  о. Николаем Челленяк (Батюшки), деревянное красное яйцо.

 -  Иконы: «ВОСКРЕСЕНИЕ  ХРИСТОВО», «БОЖЬЯ  МАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ» .

Для экспериментирования детей приготовлены столы в два ряда.   На  столах   на каждого ребенка: 1 вареное яйцо, 150 граммов риса в один целлофановый пакет, 2 пары перчаток  (одни резиновые, 2 тряпичные (соблюдение техники  безопасности), фартук и шапочка, стаканчик  твёрдый пластиковый, деревянная палочка, пакет сухого пищевого красителя (3г), ватный диск, салфетка, клеёнка на стол.

Воспитатель заранее подготавливает 10 столовых ложек кипяченой горячей воды и 5 чайных ложек 9% уксуса, в тарелочке растительное масло.

Методы:

практические: физкультминутка , экспериментирование, продуктивная деятельность ( окрашивание яиц), упражнение

наглядные: показ, рассматривание икон, иллюстраций, тернового венка демонстрация, презентация

словесные: рассказ, беседа с элементами диалога, вопросы, пояснения, объяснения, разговор,  ситуативный разговор, напоминание, рассказ  воспитателя

Приемы

*вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

*указание (целостное и дробное) ;

*пояснение;

*объяснение;

*педагогическая оценка;

*беседа (по вопросам) ;

 * игра

*внезапное появление объекта;

*создание игровой ситуации.

Формы работы:

* рассказ, беседа по вопросам;

* игровая (игра с речевым сопровождением);

* словарная работа: 

обогащение словаря: Господь Бог, воскресение, Пасха Красная, Иисус , Христос Воскресе, Во истину Воскресе, технология, научные сотрудники

активизация  словаря:  любовь, доброта, яичко, кулич, пасха, окрашивание

*предварительная работа: подготовка иллюстративного материала, презентации «Пасха Красная», изготовление пасхальных поделок,  материал для экспериментирования, разучивание физкультминутки – игры под музыку «Доброта», «Катись, катись, яичко».

*познавательно-исследовательская (экспериментирование);

*продуктивная (окрашивание яиц);

*подвижные игры  (Физкультминутка «Доброта») с музыкальным сопровождением и «Катись, катись яичко!»

Способы организации детей: по количеству - фронтальная, по месту организации - в детском саду.

                                            Ход занятия

  1. Мотивационный этап – вводная часть (2 мин)

Дети сидят на стульчиках около столов.

Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гость. К нам пришла Матушка Елена из прихода храма Смоленской  Иконы Божьей Матери. Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуйте, проходите, пожалуйста!

Матушка Елена: Здравствуйте, дети! Я очень рада всех вас видеть!

Знаете ли вы, какой праздник будет скоро?

Дети: скоро Пасха.

Матушка: Что знаете вы про этот праздник?

Дети: все дома убираются, пекут куличи, красят яйца…

Матушка: А как по- другому называют этот праздник?

Дети: затрудняются ответить

Хотите вы хотите узнать историю этого праздника?

Дети: хотим…

  1. Содержательный этап  - основная часть (25 мин)      

                            Рассказ Матушки Елены (5минут)

Больше 2-х тысяч лет назад на земле жила девушка по имени Мария. Она была очень доброй, терпеливой, скромной, милосердной. (Слайд 1.) Господь  Бог пожелал сделать её матерью своего сына.

Кто такой Господь Бог?  

Дети: не знаю, он на небе, он всем помогает..

Матушка: Это тот, кто сотворил весь мир. То, что мы видим кругом – это сделал Господь Бог. Словом он говорил, и сразу появлялось то, что он говорил. Он говорил, например: Луна, Солнце и появлялась Луна, Солнце  (Слайд 2). А у него на небе, где они жили и живут теперь, был сын. На земле жили люди, которых тоже сотворил Господь Бог. Но эти  люди стали злыми, немилосердными, жестокими. Они обижали друг друга и даже убивали. И тогда Господь Бог, у которого был сын, решил послать этого сына на землю, чтобы он научил людей быть добрыми (Слайд 3). Господь Бог отправил своего сына на землю через девушку Марию, о которой мы говорили вначале. Он родился маленьким мальчиком, как и мы с вами рождаемся, рос, играл с ребятами, а когда вырос, то понял, что хочет посвятить себя людям. Он очень их любил, как и его отец, который в это время находился на небе. Этого мальчика звали Иисус. Он стал путешествовать по стране и везде помогал всем, кто в этом нуждался. Он лечил больных, давал хлеб голодным, утешал тех, кто страдал и всем рассказывал о Боге и о том, как на самом деле нужно ему служить. Вместе с ним путешествовали 12 друзей, которых он называл апостолами.

За то, что люди стали слушать слова Иисуса о Боге, священники задумали убить его. Ведь они учили народ совсем другому. Среди друзей Иисуса оказался предатель Иуда. За деньги он предал Иисуса Христа, который мог убежать от врага, но он пожелал добровольно принять страдания и смерть, чтобы люди благодаря его жертве, были очищены от их дурных дел. Тогда они все смогут получить прощение и жить вечно. Когда Христа казнили, а казнили его самой жестокой казнью ( показ деревянного распятия, терновый венец), то произошло солнечное затмение (Слайд 4).

А в ночь на воскресенье, то есть через 2 дня и 2 ночи, произошло сильное землетрясение и камень, который закрывал вход в пещеру, в которой лежал Иисус, отвалился. Оказалось, что Христос снова жив. Это называется Воскресение (показ иконы «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО»), а ещё называется Пасха, которую мы скоро будем праздновать, в воскресенье. Иисус Христос воскрес, появился, в день недели воскресение. Он явился своим друзьям, чтобы они узнали и порадовались. Вот так появился праздник Пасха (ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО).

Ночью с субботы на воскресенье служится праздничная Пасхальная служба. После неё освящаются яички и куличи (Слайд 5). Яйцо стало символом Пасхи, потому что Иисус возродился к новой жизни из гробницы. А из скорлупы из яйца рождается новая жизнь.

Матушка: Раньше яйца красили только в красный цвет. Как вы думаете, почему?  

Дети: затрудняются ответить

Матушка: Иисус пролил много крови за людей. Поэтому и яйца красили в красный цвет.

Люди очень радуются и ждут праздник Пасхи. Они  убираются дома к празднику, пекут куличи и красят яйца, делают пасху.

Матушка: А кто знает, что такое кулич?

Дети:пирог..
Матушка: верно, это сладкий пирог с изюмом

Матушка: что такое пасха?

Дети: это творог с изюмом..

Матушка: молодцы, ребята, вы многое знаете о празднике Пасха

Христос Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами : «Христос Воскресе!» А им отвечают « Во истину Воскресе!».

Матушка: как вы думаете, что означают эти слова?

Дети: Христос воскрес, ожил, стал живым

Матушка:  Верно, ребята. Давайте проговорим эти слова. Девочки скажут: «Христос Воскресе», а мальчики – «Во истину Воскресе!» (и наоборот).

Беседа с детьми по вопросам (5 мин):

Воспитатель: Кто такой Господь Бог?

Дети: он на небе, все видит, он создал все, что нас окружает…

Воспитатель: Зачем он отправил своего сына Иисуса на землю?

Дети: чтобы он помогал людям …

Воспитатель: Каким был Иисус в детстве?

Дети: он был добрым, всем помогал…

Воспитатель: За что священники наказали Иисуса?

Дети: они его не любили за то, что он был добрым к людям..

Воспитатель: Какие дурные поступки вы знаете?

Дети: обманывать плохо, драться, обзываться, убивать..

Воспитатель: верно, все это дурные поступки..

 Воспитатель: Что такое Воскресение? Пасха?

Дети: в воскресенье стал живым Иисус…

Воспитатель: Почему яйцо стало символом Пасхи?

Дети: из яичка цыпленок живой родится, а Иисус был мёртвым, стал живым…

Воспитатель: Ребята, а как дома вы готовитесь к этому празднику?

Дети: помогаем  убираться, свои игрушки моем

Воспитатель: Что значит: быть добрым? Честным?

Дети: всем помогать, не обманывать, делать добрые дела…

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё понимаете правильно..

А сейчас немного поиграем, а потом отправимся в нашу творческую лабораторию-мастерскую «Пасхальное яичко»

Физкультминутка «Доброта» (3мин)

(с музыкальным сопровождением)

Друзья, за руки возьмёмся - ( дети становятся в круг и берутся за руки)
И друг другу улыбнемся - (улыбаются друг другу)
Мы собрались в этот круг - рядом доброта вокруг.
Разлилась волна добра -  ( руки разводят в стороны)

В каждом пусть живет она - (руки прижимают к груди)
По крупинке соберём -  (наклоняются и пальчиками собирают крупинки )
Доброту к груди прижмем - (прижимают к груди руки)
Вверх подбросим к облакам – (подпрыгивают и будто бросают вверх)
И с небес  польется к нам- (руками плавные движения вверх – вниз)
Мягкой струйкой доброта. Игра эта так  проста.

С добром в мире всем тепло – (руки в стороны разводят)
В стужу греет нас оно - (прижимают руки к груди)
Жить с добром намного легче, от невзгод оно нас лечит.
Подари друзьям добро -  ( в ладошках передают друг другу)
И вернется к вам оно - (прижимают руки к груди)

Воспитатель: молодцы, ребята, поиграли, а теперь отправляемся в нашу  творческую лабораторию- мастерскую «Пасхальное яичко»

Практическое задание – экспериментирование в творческой  лаборатории-мастерской «Пасхальное яичко»  (9 мин)

Приготовлено все заранее для экспериментирования: столы стоят в два ряда по центру зала, дети надевают фартуки, шапочки и перчатки и садятся друг против друга.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами превратимся в настоящих научных сотрудников, будем изучать новую технологию окрашивания яиц с помощью риса. Слушайте меня внимательно, соблюдаем осторожность и безопасность в ходе наших исследований.

Порошок сухого красителя (он уже открыт) аккуратно высыпаем в стаканчик.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А сейчас будьте осторожны, я в стаканчик добавлю горячей кипячёной воды и  чайную ложечку уксуса, а теперь возьмите палочку деревянную и помешайте аккуратно жидкость в стаканчике.

У всех получилось?

Дети: да

Воспитатель: Молодцы! Работаете правильно…

Теперь эту жидкость выливаем в пакет с рисом и хорошенько пакет закрываем и пальчиками перемешиваем рис, мнём, но не сильно, чтобы он весь окрасился.

У всех окрасился рис?

Дети: у меня красный рис, красивый, а у меня зелёный красивый..

Воспитатель: молодцы, ребята, у всех получился очень красивый рис.

 Теперь осторожно кладём в пакет горячее яйцо и укутываем его рисом, чтобы яичко плотно было закрыто. Пальчиками работаем аккуратно, осторожно, чтобы не раздавить ваше красивое яйцо.

Воспитатель: у всех яичко спряталось в рисе? Его не видно?

Дети: нет, не видно..

Воспитатель: а теперь хорошенько закручиваем пакет с яйцом и оставляем его на тарелочке. Пока оно красится, мы поиграем в игру ( 2-3 мин.)

Игра «Катись, катись, яичко» (3мин) ( с музыкальным сопровождением)
Дети встают в круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части круга. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Слова песенки:

Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка.
С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга и отдают яички водящему. Тот говорит:
В круг, дружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите
. Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре. Игра продолжается 3 минуты.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли..

А теперь вернёмся в свою лабораторию-мастерскую «Пасхальное яичко». Вынимаем из риса яйца. Вот какие красивые они получились!

Чтобы яйца были ещё красивее, ватный диск намочим аккуратно растительным маслом и протрём им яйца и положим на тарелочку.

Дети кладут яйца на общую тарелку и любуются ими.

Воспитатель: ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории- мастерской «Пасхальное яичко»?

Дети: да, понравилось, у меня красивое яйцо получилось, я дома такое накрашу

  1. Рефлексивный этап – заключительный этап (3 мин)

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: про Пасху, про Иисуса Христа, каким он был в детстве, мы красили яйца…про добро…

Воспитатель: Каким должен быть человек?

Дети: добрым, помогать людям, не обманывать, не драться, не ругаться…

Воспитатель: что понравилось на занятии?

Дети: мне понравилось красить яйца, я дома с мамой накрашу ещё, мне понравилось, как Матушка рассказывала про Бога…

Воспитатель: в чём вы испытывали трудности?

Дети: мне трудно было яйцо рисом закрыть, мне помогла Аня.

Воспитатель: молодец, Аня, помогла Тимофею. Ты настоящий товарищ!

Воспитатель: кому хотели бы вы подарить своё яичко?

Дети: я- маме, я – сестрёнке, я – бабушке..

Воспитатель: молодцы, ребята, вы активно работали и все справились с заданием. А теперь поблагодарим Матушку за её рассказ и попрощаемся с ней.

Дети: спасибо, до свидания, ещё к нам приходите!

Список рекомендуемой литературы

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3- 7 лет. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
  2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург, Издательство «Детство-Пресс», 2008.

            3.https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-viktorovna-mamedova/pashalnye-  

                  igry.html

            4. https://vospitanie.guru/nravstvennoe/duhovno-doshkolnikov

http://www.nne.ru

             5.https://www.youtube.com/watch?v=8A-bELCys7M

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сотворение мира»

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему  «Сотворение мира»...

Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОБРЫЕ ДЕЛА»

                   Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-...

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы детского сада «В мире доброты и дружбы»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы детского сада, тема: «В мире доброты и дружбы»Цели: Углублять представл...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является сензитивным периодом для духовно-...

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Доброта спасёт мир»

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Доброта спасет мир» Актуальность проекта. «Доброму человеку бывает стыдно да...

Конспект открытого мероприятия по духовно- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «От народной былины до национальных корней»

Знакомство детей с  традициями и обычаями мордовского народа по средствам  национального  фольклора....