КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?
методическая разработка (старшая группа)

Бородулина Евгения Владимировна

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых технологий являются поэтапное обучение. Включение в игровые технологии обучающих задач, наличие их готовых сценариев и правил дает возможности воспитателям более эффективно и обоснованно применять игры такого рода для развития мышления, внимания, памяти и общения детей старшего дошкольного возраста. Игры такого рода, как собственно и игровые технологии способствуют развитию познавательной активности, формируют обоснованные мыслительные реакции. Познание всей внешней среды базируется на определенных ощущениях и механизмов сенсорного восприятия, то, что мы визуально наблюдаем, тактильно воспринимаем, слышим. В период дошкольного возраста механизмы непосредственного, чувственного познания относятся к основным источникам знаний об окружающей действительности.

Игры – это жизнь, они добровольны, спонтанны и естественны. Они связаны с исследованиями, межличностным взаимодействием, с творческими способностями. Игры для детей это и разнообразные виды учебной деятельности, и посильный труд, возможности постепенного расширения восприятия окружающей среды и средства воспитания. Играя, дети дошкольного возраста изучают цвета, формы, свойства материалов, учатся пространственной ориентировке и числовым отношениям. Решение проблем поступательного развития дошкольников различных возрастных категорий зависит от правильного проведения специализированных игр, а также от грамотной организации и последующего руководства взрослых процессами познания окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых технологий являются поэтапное обучение. Включение в игровые технологии обучающих задач, наличие их готовых сценариев и правил дает возможности воспитателям более эффективно и обоснованно применять игры такого рода для развития мышления, внимания, памяти и общения детей старшего дошкольного возраста. Игры такого рода, как собственно и игровые технологии способствуют развитию познавательной активности, формируют обоснованные мыслительные реакции. Познание всей внешней среды базируется на определенных ощущениях и механизмов сенсорного восприятия, то, что мы визуально наблюдаем, тактильно воспринимаем, слышим. В период дошкольного возраста механизмы непосредственного, чувственного познания относятся к основным источникам знаний об окружающей действительности.

Игры – это жизнь, они добровольны, спонтанны и естественны. Они связаны с исследованиями, межличностным взаимодействием, с творческими способностями. Игры для детей это и разнообразные виды учебной деятельности, и посильный труд, возможности постепенного расширения восприятия окружающей среды и средства воспитания. Играя, дети дошкольного возраста изучают цвета, формы, свойства материалов, учатся пространственной ориентировке и числовым отношениям. Решение проблем поступательного развития дошкольников различных возрастных категорий зависит от правильного проведения специализированных игр, а также от грамотной организации и последующего руководства взрослых процессами познания окружающей действительности.

Следует также отметить, что воспитатели, применяя те или иные игровые технологии должны стараться сохранять заинтересованность непосредственно самих дошкольников.

Кроме того, именно игровые технологии способствуют формированию у всех возрастных категорий дошкольников психических качеств: воображения, памяти, внимания, наблюдательности, скорости мыслительных реакций. Они учат детей, в том числе и дошкольников возраста 6-7 лет применять имеющиеся знания в разнообразных игровых ситуациях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют значительную эмоциональную радость самим дошкольникам.

Определяя виды музыкально-дидактических игр, необходимо отметить разные позиции к классификации. Л.Г. Киреева делит все игры и игровые технологии на: сюжетно-ролевые; настольные; подвижные.

Каждые игровые технологии имеют свои задачи, направленные на восприятие различных свойств звуков: высоты, тембров, динамики и ритмов. Интересные, забавные, красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей соответствующие эмоциональные эффекты.

Сюжетно-ролевые – это игровые технологии имеющие определенные сюжеты и роли, например, «Солнышко и тучка», «Кого встретил колобок», «Веселый поезд».

Настольные игры – это игры на ограниченных пространствах с использованием наглядных пособий.

Игровая деятельность оказывает серьезное влияние на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Предметы-заместители становятся необходимыми опорами для мыслительной деятельности. Постепенно игровые действия сокращаются, и старшие дошкольники начинает действовать по собственным внутренним мыслительным планам действий.

Таким образом, игровая деятельность способствует тому, что дети старшего дошкольного возраста переходит преимущественно к образному мышлению. Кроме того, в играх, выполняя различные роли, старшие дошкольники принимают различные точки зрения и начинают видеть предметы с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности старших дошкольников, позволяющей сформировать иные взгляды и иные точки зрения.

Ролевые игры имеют решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимых, а также всегда воображаемых ситуациях; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; сами старшие дошкольники берут на себя роли воображаемых героев.

Мною было проведено всего 18 игровых занятий продолжительностью по 25-35 минут, каждое. Занятия проводились в светлое время суток, и не препятствовали основным режимным моментам, а также основным занятиям подготовительной группы детского сада.

Алгоритм проведения формирующего этапа педагогического эксперимента.

1.        Беседы о профессии.

2.        Изучение иллюстраций.

3.        Организация коротких экскурсий.  

4.        Организация и проведение подготовительной беседы (необходимые навыки коммуникаций для старших дошкольников.)

5.        Изготовление и приобретение необходимой атрибутики.

6.        Игра при активном участии воспитателя.

7.        Организация и наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью старших дошкольников.

Необходимо более детально рассмотреть подготовку к игровой деятельности старших дошкольников. Например, при подготовке к сюжетно-ролевой игре «Библиотечный день». Были проведены предварительные занятия: чтение отрывков художественной литературы. Испытуемые старшие дошкольники рассматривали иллюстрации. Были проведены экскурсии в книжные уголки разных возрастных групп детского сада. Беседы с дошкольниками о пользе совместного посещения библиотеки, подготовка книг к последующим играм.

Для того чтобы старшие дошкольники могли быстро найти необходимые посетителям книги, было предложено старшим дошкольникам обклеить корешки книг небольшими кусочками цветной бумаги. Книги со стихотворениями – зелеными полосками, сказки - голубыми, рассказы о детях – оранжевыми. Книги о природных событиях – желтыми, песенки, потешки, загадки - сиреневыми. Затем мы расставляли книжки в соответствии с их жанрами. Вместо полок мы использовали корзинки под книжки. Были изготовлены специальные красочные карточки-формуляры на каждого из испытуемых старших дошкольников. В роли  библиотекарей сначала были воспитатели, а потом уже старшие дошкольники возраста 6-6 лет. Были организованы читальные залы, книги в них были новые. Все испытуемые старшие дошкольники возраста 6-7 лет включались в такого рода игры с удовольствием.  Игры прошли интересно. Тем самым посредством участия педагога у испытуемых дошкольников были закреплены полученные знания и получены практические навыки участия в сюжетно- ролевой игре «Библиотечный день».

Фрагмент сюжетно - ролевой игры «Библиотечный день»

Воспитатель: Скажите, для каких целей работают библиотеки? Люди, какой профессии работают в библиотеках? Что они там делают? Любой ли взрослый человек может работать библиотекарем?

Воспитатель выставляет «стенд», на котором расположены картинки из набора «Библиотека»

Может ли такое случиться: есть библиотеки, а самих библиотекарей в них нет. (Ночью библиотеки не работают, библиотекари уходят домой)

Есть книги, но нет библиотек. (Книги могут находиться в книжных магазинах, на складах, в издательствах.)

Какие именно книги находятся в библиотеках? Почему их так много? Где они находятся? (Испытуемые старшие дошкольники высказывают свои собственные предположения)

Как библиотекари среди большого числа книг находят необходимые? Можно ли держать у себя библиотечные книги много времени? Почему? (ответы старших дошкольников)

Где именно стараются строить библиотеки и почему? Можно ли организовать библиотеки в лесу (поле, городе)? Ответы старших дошкольников: библиотеки строят там, где живет много людей. Рядом с какими зданиями необходимо строить библиотеки? Почему? Рядом со школами, вузами. Школьники и другие студенты должны много читать. Книги им необходимы для обучения.

Сядем в машину времени и отправимся в прошлое.

Как вы думаете, были библиотеки в древние времена? Как люди могли хранить и передавать сведения, когда не было книг? Где хранили рукописи? (Предположения детей.)

Как вы думаете, через тысячу лет будут ли люди читать? Почему? Интересно, будут ли через тысячу лет библиотеки? Чем они будут отличаться от современных? (Предположения детей.)

Что может произойти, если люди вдруг больше не будут читать, если вдруг исчезнут все книги? (Ответы детей)

В библиотеке книги расставлены по темам. Для того чтобы можно было быстро найти необходимые книги, давайте обклеим корешки книг кусочками цветной бумаги и сами все вместе сделаем картотеку.

Воспитатель. Теперь можно не только сразу найти нужные книги, но и сделать отметки в формуляре, какие книги вы взяли читать.

Дети подписывают формуляры и ставят их в коробку.

Воспитатель. Давайте играть в библиотеку. Ребёнок 2 пусть будет играть роль библиотекаря. Кто хочет выбрать книги?

Ребёнок 2 занимает место библиотекаря. Все остальные старшие дошкольники по желанию просят определенные книги.

Ребёнок 1: Здравствуйте.

Ребёнок 2: Здравствуйте. Какие книги вы хотите взять для чтения?

Ребёнок 1: Сказка «Золотой Петушок» у вас есть?

Ребёнок 2 (смотрит при помощи воспитателя картотеку) Да, сейчас она в библиотеке. Вы возьмёте её домой или будете читать в библиотеке?

Ребёнок 1: Возьму домой.

Ребёнок 2: Сейчас занесем книгу в формуляр. (Обозначает в карточке ребёнка 1 соответствующий значок.) Возьмите, пожалуйста. Всего Вам хорошего.

Ребёнок 1 берёт книгу. К ребёнку 2 подходит следующий старший дошкольник. И так далее.

В дальнейшем правила данной сюжетно-ролевой игры усложняются: проводятся экскурсии по библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоце...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Подвижная игра с дидактической направленностью как здоровьесберегающий метод обучения детей дошкольного возраста

В нашем детском саду творческой группой педагогов «Здоровый дошкольник» разрабатывались авторские подвижные игры с дидактической направленностью. На базе детского сада проходили консультационные пункт...

формы и методы обучения детей дошкольного возраста

методика воспитиания и образования...

Консультация для педагогов ДОУ "Психолого - педагогическая работа с детьми по реализации ООП в соответствии с ФГОС ДО"

Консультацуия представляет собой таблицу - структуру и содержание психолого-педагогической работы с детьми по 5 образовательным областям ФГОС ДО...

Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Родители и воспитатели- два берега одной реки. —Цель совместной работы с родителями: создания единой воспитательной среды  для  раскрытия потенциальных возможностей ребенка.Ус...

Игровые методы обучения детей дошкольного возраста плаванию

Игровой метод используется и при обучении детей плаванию, поскольку обеспечивает заинтересованность в занятиях, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообра...